Немного споттинга в середине лета. Беззаботный

Генадий Леонов
            

            Ту-154 (по кодификации НАТО: Careless — «Беззаботный», на сленге советских пилотов — «Полтинник», «Туполь», «Большая Тушка», или «Аврора»[2]) — трёхдвигательный реактивный пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, разработанный в 1960-х в СССР в КБ Туполева для замены Ту-104.

            

            

            Второй опыт в споттинге для меня был немного удачнее.

            15 июля, просматривая в режиме «Playback» записанные маршруты, обратил внимание на странное поведение самолета Ту-154, бортовой номер RA-85155. После взлета со Чкаловского аэродрома он сделал пару кругов и сел все на том же аэродроме.

            Возможно, полет был прерван по каким-либо техническим причинам либо это была летная проверка самолета после ремонта…

            Все тот же Интернет дал исчерпывающую информацию об этом борте.

            Этот самолет Ту-154М с еще двумя своими близнецами, десяткой братьев (Ту-154Б-2) и другими типами самолетов (наблюдение за ними – в скором будущем) входит в парк воздушных судов авиакомпании «223-й лётный отряд», базирующейся на Чкаловском аэродроме.

            Поэтому он очень частый гость в наших местах и именно поэтому я не удивился, когда на следующий день, включив сервер в онлайн режиме, обнаружил на подлете к нашему дому именно этот RA-85155.

            Как правило, все сервера радар споттинга уверяют, что отслеживание производит в реальном времени, но на самом деле обработка данных с приемников ADS-B занимает какое-то время. Поэтому отображение самолетов на карте отстает на одну-две минуты от его реального местонахождения.

            С учетом этого обстоятельства сразу же вооружился телекамерой, обеспечивающей 12-ти кратное оптическое увеличение, и заранее настроил в ручном режиме фокусировку на удаленные объекты. Подготовившись таким образом, стал ожидать приближения самолета, который не заставил себя долго ждать. Первый кадр сделал в направлении востока на подлете самолета к дому, на двух других запечатлел уже удаляющийся самолет на запад в сторону Чкаловского аэродрома.

            Далее включил на сервере режим «Playback» и нашел ответы на традиционные вопросы – куда этот борт летал.

            А летал он 16 июля 2015 года довольно далеко – в Омск.

            Взлёт с Чкаловского аэродрома – в 03-12 (UTC).

            Посадка на аэродроме Омск-Северный - в 05-52 (UTC).

            Непродолжительная стоянка. 

            Взлёт с аэродрома Омск-Северный – в 08-01 (UTC).

            Посадка на Чкаловском аэродроме – аэродроме в 10-56 (UTC).

            Маршрут протяженностью (по прямой) в 2228 километров самолет с максимальной скоростью 950 км/час преодолел с расчетной скоростью 836 км/час (туда) и 763 км/час (обратно)

            В середине обратного маршрута борт на высоте 10965 метров двигался с максимальной скоростью 780-850 км/час

            На маршруте же Чкаловский-Северный трекер радар споттинга зафиксировал максимальную скорость борта в 1022 км/час на высоте 10660 метров.

            Отсюда вывод – в Омск самолет летел порожняком, а обратно с грузом.

            

            Пара слов об аэродроме Омск-Северный (из все знающей Вики):

            Омск-Северный — военный аэродром совместного базирования в Омске. Расположен на восточной окраине города, вблизи посёлка Осташково. Находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России), эксплуатируется также Роскосмосом и Минпромэнерго России.

            По так и несостоявшемуся проекту 2002 года аэродром планировали реконструировать под программу выпуска самолётов Ан-70 и приём Ан-124 «Руслан», которые должны были окончательно собираться в Омске на базе ПО «Полёт» из поставляемых с Украины узлов.