Вертолеты для меня это и работа, и хобби

Надежда Семеновская
ВЕРТОЛЕТЫ ДЛЯ МЕНЯ – ЭТО И РАБОТА, И ХОББИ

Александр Витальевич Климчук увлекается авиацией с юности. В школе мечтал стать авиаконструктором, затем окончил в 1991 году Академию гражданской авиации в Санкт-Петербурге. Стал летчиком, но работы по специальности в распадающейся стране не было. Пришлось пойти в бизнес – до 1998 года был владельцем собственного авиационного производства. Вместе с друзьями выпускал двухместные спортивные самолеты, - первые частные самолеты в России. Некоторые из тех «старичков» все еще летают… А затем – в 2002 году основал первую в России частную вертолетную компанию, а через три года, в 2005-ом, - В 2005 году «Аэросоюз» открыл Первый вертолетный клуб в России.

Сегодня возглавляемая Александром Климчуком вертолетная компания «Аэросоюз» является крупнейшим в России официальным дилером и сервисным центром Robinson Helicopter Company (USA); официальным сервисным центром AgustaWestland (Италия); агентом и сервисным центром Eurocopter (Франция), авиационно-учебным центром Robinson и Eurocopter. «Аэросоюз» занимается продажей, техническим обслуживанием и организацией эксплуатации вертолетов.

- Александр Витальевич, расскажите, как начинали бизнес, совершенно новый для нашей страны?
- Странно как-то все это начиналось. Я купил один вертолет… затем второй. Понял, что рынка, как такового, в стране практически нет, в 2002-ом году вертолеты покупали немногочисленные новые русские. Исключительно для развлечения. Никто не сдавал вертолеты в аренду, практически не следил за их эксплуатацией. Тогда я зарегистрировал компанию, пригласил первых сотрудников – инженеров-авиаконструкторов и пилотов. Так появилась первая профессиональная команда, которая занимается именно вертолетами. Сейчас, конечно же, мы на рынке не единственные.

- Вертолеты – это исключительно «игрушка для богатых мальчиков», или бизнес заинтересован в развитии вертолетного сообщения?
- К настоящему моменту сложился такой баланс сил и интересов: примерно половина клиентов увлекается полетами на вертолете исключительно ради удовольствия. Богатые люди проводят так свой досуг. Ведь это невероятное удовольствие – ощущение полета! Кто-то хочет проверить себя: смогу я водить воздушное судно или нет.
Другой половине наших постоянных клиентов вертолеты нужны для дела. В основном, это владельцы малого и среднего бизнеса, частные лица и компании. Вертолет – это идеальный транспорт, если нужно в самые краткие сроки попасть на объект, который находится за городом, или в другом регионе. Вертолетом добираться в три – восемь раз быстрее, чем любым, самым скоростным автомобилем, да если еще учесть, что дороги в России часто находятся далеко не в идеальном состоянии. Кроме того, в воздухе нет пробок.

Один из наших постоянных клиентов живет в загородном доме на Истре, а на работу каждый день летает на вертолете – у него заводы в Электростали. Другой живет в Апрелевке, а  офис снимает в Москве. С помощью вертолета можно добраться до города за 12 – 15 минут, а на машине, в лучшем случае, этот путь займет полтора – два часа. То есть, каждый день человек экономит около четырех часов времени. И живет именно там, где хочет, а не там, где вынужден.

Появились и корпоративные клиенты. Наиболее известна, пожалуй, АФК «Система» - российская публичная финансовая корпорация. Это очень крупный частный инвестор в реальный сектор экономики,  имеют пакеты акций в как в российских энергетических компаниях, розничной торговле, финансах и масс-медиа, так и вкладываются в лесозаготовку и лесопереработку, железнодорожные перевозки, туризм, сельское хозяйство. Разумеется, компания контролирует бизнес, в который вкладывает средства, и для их сотрудников незаменимым средством передвижения являются вертолеты.

Есть и менее известные клиенты, например, Объединенная Металлургическая компания, которая имеет завод в городе Выкса, в Нижегородской области. Возможность оказаться на предприятии в течение часа для московских управленцев очень важна, как и для местных коллег – связь с руководством.
- Сколько же стоит собственный вертолет и его содержание?

- Новый вертолет «Робинсон Р44» производства США стоит в России $600 000 - $750 000. Это недорогая, но самая надежная в мире модель, правильный выбор для начинающих. Обходится такая покупка и ее содержание не дороже, чем Мерседес с хорошей комплектацией. Так, для «Робинсон Р44» периодическое ТО обходится в $4500 до $9000 в год, в зависимости от налета; на ГСМ уходит в среднем 5500 руб/час.

Освоившись в небе, очень часто люди приобретают более мощную и серьезную машину: шестиместные Eurocopter AS350 (Франция), Bell407 (США) или Агуста 119 (Италия). В России они стоят порядка 2,5 – 3,6 миллионов евро.
Корпоративные клиенты предпочитают приобретать восьмиместные двухмоторные вертолеты типа Agusta 109 (Италия), Eurocopter 135, 145 (Франция) или Bell 429 (США).
Базирование вертолета стоит от 35 000 руб. в месяц, зависит от программы: уличное хранение или ангарное, от перечня услуг. Если же владелец в промежутках между полетами разрешает нашей компании сдавать свой вертолет в почасовую аренду, в таком случае он иногда даже получает доход – от трех до десяти тысяч долларов в месяц.
В принципе, вертолет можно хранить хоть у себя на даче, только в таком случае владелец должен оборудовать и зарегистрировать там вертолетную площадку.

- Насколько сложно построить вертолетную площадку? «Аэросоюз» ведь уже открыл несколько?
- В Москве у нас уже работают три порта: «Аэросоюз-Реутов», «Аэросоюз – Гринвуд», «Аэросоюз-Ясенево». Еще четыре центра работают в Московской области, и четыре уже открылись в регионах – в Волгограде, Уфе, Новосибирске. Еще один порт в Минске, правда, он ведь теперь зарубежный.
Уже строятся вертолетные порты в Ростове-на-Дону, городе Бодайбо Иркутской области. Готовимся к строительству велодромов в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Красноярске, Казани и Краснодаре. Планы большие. Да и вертолетный порт – это ведь всего лишь вертолетная площадка, часто размером с автостоянку, ангар и служебное помещение – офис.

- Государство поддерживает эти планы? Какова позиция Правительства РФ в вопросах развития гражданской авиации в стране?
- Полностью поддерживает, причем на самом высоком уровне – в лице президента Путина. Владимир Владимирович считает, что, раз государство не может само создать рынок вертолетов в стране, то нужно создать условия частным лицам и организациям для его развития. И это не пустые слова: в прошлом году создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения. Возглавляет ее бывший министр транспорта, а ныне помощник президента Игорь Евгеньевич Левитин. «Аэросоюз» входит в число экспертов этой комиссии.

Должен отметить, что у нас в России законодательная база куда более благоприятная для любителей вертолетов, чем на Западе. У нас разрешение на полеты носит уведомительный характер, а не разрешительный, как в Европе. Получить права на управление вертолетом не сложнее, чем водительские права на автомобиль. Курс обучения пилота-любителя включает в себя 200 часов теории и сорок два часа практики.

- А не опасно ли доверять вертолет, практически, случайным людям, а не профессиональным пилотам?
- Вертолет – куда менее опасный транспорт, чем автомобиль. Если из-за технической неисправности заглохнет мотор, машина просто совершит аварийную посадку. При этом нет соседей по автотрассе, от которых зависит водитель, нем ям и выбоин в воздушном пространстве.
Причина большинства аварий вертолетов – человеческий фактор, банальное пьянство. Из-за лихачества врезался в линию электропередач, например. Ну так иные «альтернативно одаренные товарищи» и танки переворачивать умудряются.

- Может ли вертолетное сообщение превратиться во что-то нужное и социально значимое?
- Не только может. Вертолетное сообщение уже используется в самых разных отраслях народного хозяйства, в работе силовых структур. При помощи вертолетов волонтеры и сотрудники МЧС патрулируют леса, чтобы оперативно обнаружить лесной пожар. Случалось задействовать вертолеты и при тушении пожара.
С помощью вертолетов часто ищут людей, которые заблудились в лесу. Именно так, с воздуха в прошлом году удалось запеленговать сигнал мобильного телефона старика, который пропал в Дмитровском районе Подмосковья.
Однажды даже наши ребята с вертолета вытаскивали из проруби на реке мальчишку, который уже несколько часов провел в ледяной воде. Буквально подцепили треком и подняли. Ребенок остался жив.

Государству без нас трудно обойтись, если учесть, что в распоряжении государственной структуры – МЧС – всего лишь тридцать пять вертолетов. Подчеркиваю – не тридцать пять тысяч, а тридцать пять штук!

В наших совместных с Правительством планах – создание медицинской вертолетной службы. К сожалению, пока все упирается в финансовых вопрос, ведь медицинское оборудование для вертолета стоит очень дорого. Между тем, уже сейчас мы принимает на борт сидячих больных, которых необходимо доставить из труднодоступной местности в больницу. И я верю, что все проблемы мы решим.
Беседовала Надежда Семеновская