Король танцплощадки

Виктор Андрусов
         НА СНИМКЕ:  советские и немецкие военные журналисты с супругами во время праздничного банкета и конкурса танцев в День печати.  Потсдамский гарнизонный Дом офицеров. 5 мая 1984 года.

         Давно,  можно  сказать, «с  пелёнок»  помешан  я  на  танцах.  Будучи  мальчишкой,  с любопытством наблюдал  за  взрослыми, которые с песнями и плясками  отмечали праздники, свадьбы,  прочие торжества.  Глядя  на  танцующих,  на  их  лихие  движения  в  танцах,  подражал  им.  Реально моё  увлечение   проявилось  на  летней  танцевальной  площадке  техникума,  куда  пришёл  в  15  лет.  Там познакомился  и   впервые стал встречаться  с  девушкой.  Вскоре сложилась дружеская компания.   Вместе мы ходили на танцы…
       
         В  начале 60-х  лет,  как известно, в  моду  вошёл  танец  чарльстон. Чтобы  блестяще выглядеть на танцплощадке,  мы  усердно  отрабатывали ногами движения, похожие на  топтание  окурков.  Тренировались даже во время переходов из одной аудитории в другую.  Вспоминается  картина,  как  гурьба  идущих  вприпрыжку  парней  на каждом шагу  выделывает  ногами  невероятные выкрутасы.  Зато на танцплощадке  нас  считали  лучшими исполнителями чарльстона.
         
         Разумеется,  наряду с чарльстоном  на нашей танцплощадке  часто звучали вальсы, танго,  фокстроты.  Их  воспроизводили  с пластинок через усилитель и огромный ящик-динамик.   Но иногда, когда  усилитель ломался (например,  перегорала  радиолампа),  мы  танцевали под баян.  Брал его в  руки  и  я в числе студентов, владеющих баяном. Играл  по очереди с Толиком Федотовым, Володей Брагинцом и другими.   Таким образом,  танцы по выходным дням  никогда не прекращались  до позднего вечера. Можно с уверенностью сказать, что вместе с дипломом выпускники нашего техникума приобретали  хорошие навыки в  танцах,  а  также  манеры  культурного  поведения.
         
         Мне всегда, сколько живу на свете,  нравится  танцевать.    Без преувеличения скажу, что танцы  -  своего рода оздоровительная процедура,  позволяющая  излечить многие физические недуги, снять психологическое напряжение и в целом поднять жизненный тонус.  Чаще всего  такая возможность  появлялась  у меня лично  во  время  поездок  в  санатории.  Вот где по-настоящему выкладывался на танцах в своё удовольствие.  Становился  в центр круга танцующих и задавал ритм, зажигал всех.  Были, конечно,  другие  асы-танцоры,  которые помоложе и  побойчее.  Нас,  заметно  выделяющихся  среди  отдыхающих  санатория,  называли  королями  танцплощадки.
         
           Могу гордиться тем ,  что два раза в  жизни  стал победителем и призёром  конкурсов парных танцев.  Они состоялись в Потсдамском гарнизонном Доме офицеров (в то время я служил в редакции газеты Группы советских войск в Германии). Непременным условием конкурсов было смешанное формирование пар - русских мужчин с немецкими женщинами. Всем нам предстояло показать своё  умение  исполнять не только классические,  но  и различные национальные танцы. 
         
         На первом конкурсе танцев,  в  котором я участвовал  в паре с фрау Элизабет  -  женой немецкого полковника,  победа  досталась  нелегко.  Все  танцевальные пары показали  относительно ровные  результаты и высокий  класс  хореографического  мастерства.  Для жюри было сложно  определиться. Однако предпочтение было отдано мне и Элизабет за  необычную импровизацию  цыганочки.  Нам вручили призы – коробки с шампанским и деликатесами  -  под неистовые аплодисменты советских и немецких товарищей.
         
         Во втором танцевальном конкурсе, состоявшемся ровно через год, на банкете в День печати,  мне довелось участвовать в паре с Лаурой – дочерью офицера-журналиста армии ГДР.  Девушка оказалась большой любительницей танцев.  К тому же она  довольно хорошо  говорила по-русски,  что оказалось важным для согласования действий.    Мы  изящно исполнили танго и  вальс,  лихо  сплясали  два современных ритмичных  танца.  И вот оркестр заиграл пятый, финальный  танец – им неожиданно для всех оказалась лезгинка.  Услышав её, большинство танцевальных пар не осмелилось даже появиться на танцплощадке. Исполнять лезгинку они явно не умели.  Не знала этого танца и моя напарница.  Мне  пришлось срочно ей  подсказывать:
         
         - Лаура,  вы  видели, как  медленно и грациозно  плавают  в озере лебеди? – спросил  я.
         
         - Да, видела, -  тихо ответила растерявшаяся  девушка.
         
         - Вот так  сейчас вы и должны двигаться в танце. Только правую руку вытяните, а левую согните в локте,  - посоветовал  я. Потом  показал,  как надо плавно  кружиться. – Ничего сложного,  подбодрил  я  Лауру,  -    и мы  тут же начали танцевать.
         
         Вытянувшись  в струнку, заломив руки, как  делают в танце   джигиты,  я  пустился гарцевать вокруг моей прекрасной напарницы.  Попытался даже изобразить ногами кавказскую стойку на пальцах.  Но тут же рухнул,  как подкошенный.  Раздался громкий смех присутствующих.   Быстро вскочив, я снова заскакал и запрыгал,  то удаляясь, то приближаясь к Лауре.   Вот оказавшись вдали от неё, в конце ковровой дорожки, я  артистично изобразил  руками пантомиму  -  будто я подтягиваю  к себе Лауру с помощью  верёвки.  Зал снова разразился смехом и аплодисментами. Послышалось: «Браво!", "Бис!».
         
         Оркестр  умолк,   люди притихли. Председатель жюри  объявил  нас  победителями конкурса  и  вручил  призы.  Лауре  -  огромного плюшевого олимпийского мишку.  А   мне живой  приз  -   красивую  серую   кошечку  с   белым пятнышком  на лбу.  Этому    призу  несказанно  была  рада  моя дочь  Ира,  назвавшая  кошечку  Звёздочкой.
         
         Такие  вот  остались  в  памяти  приятные  воспоминания,  связанные  с моим увлечением танцами.
               
                *   *   *   *   *