НА СНИМКЕ: советские и немецкие военные журналисты с супругами во время праздничного банкета и конкурса танцев в День печати. Потсдамский гарнизонный Дом офицеров. 5 мая 1984 года.
Давно, можно сказать, «с пелёнок» помешан я на танцах. Будучи мальчишкой, с любопытством наблюдал за взрослыми, которые с песнями и плясками отмечали праздники, свадьбы, прочие торжества. Глядя на танцующих, на их лихие движения в танцах, подражал им. Реально моё увлечение проявилось на летней танцевальной площадке техникума, куда пришёл в 15 лет. Там познакомился и впервые стал встречаться с девушкой. Вскоре сложилась дружеская компания. Вместе мы ходили на танцы…
В начале 60-х лет, как известно, в моду вошёл танец чарльстон. Чтобы блестяще выглядеть на танцплощадке, мы усердно отрабатывали ногами движения, похожие на топтание окурков. Тренировались даже во время переходов из одной аудитории в другую. Вспоминается картина, как гурьба идущих вприпрыжку парней на каждом шагу выделывает ногами невероятные выкрутасы. Зато на танцплощадке нас считали лучшими исполнителями чарльстона.
Разумеется, наряду с чарльстоном на нашей танцплощадке часто звучали вальсы, танго, фокстроты. Их воспроизводили с пластинок через усилитель и огромный ящик-динамик. Но иногда, когда усилитель ломался (например, перегорала радиолампа), мы танцевали под баян. Брал его в руки и я в числе студентов, владеющих баяном. Играл по очереди с Толиком Федотовым, Володей Брагинцом и другими. Таким образом, танцы по выходным дням никогда не прекращались до позднего вечера. Можно с уверенностью сказать, что вместе с дипломом выпускники нашего техникума приобретали хорошие навыки в танцах, а также манеры культурного поведения.
Мне всегда, сколько живу на свете, нравится танцевать. Без преувеличения скажу, что танцы - своего рода оздоровительная процедура, позволяющая излечить многие физические недуги, снять психологическое напряжение и в целом поднять жизненный тонус. Чаще всего такая возможность появлялась у меня лично во время поездок в санатории. Вот где по-настоящему выкладывался на танцах в своё удовольствие. Становился в центр круга танцующих и задавал ритм, зажигал всех. Были, конечно, другие асы-танцоры, которые помоложе и побойчее. Нас, заметно выделяющихся среди отдыхающих санатория, называли королями танцплощадки.
Могу гордиться тем , что два раза в жизни стал победителем и призёром конкурсов парных танцев. Они состоялись в Потсдамском гарнизонном Доме офицеров (в то время я служил в редакции газеты Группы советских войск в Германии). Непременным условием конкурсов было смешанное формирование пар - русских мужчин с немецкими женщинами. Всем нам предстояло показать своё умение исполнять не только классические, но и различные национальные танцы.
На первом конкурсе танцев, в котором я участвовал в паре с фрау Элизабет - женой немецкого полковника, победа досталась нелегко. Все танцевальные пары показали относительно ровные результаты и высокий класс хореографического мастерства. Для жюри было сложно определиться. Однако предпочтение было отдано мне и Элизабет за необычную импровизацию цыганочки. Нам вручили призы – коробки с шампанским и деликатесами - под неистовые аплодисменты советских и немецких товарищей.
Во втором танцевальном конкурсе, состоявшемся ровно через год, на банкете в День печати, мне довелось участвовать в паре с Лаурой – дочерью офицера-журналиста армии ГДР. Девушка оказалась большой любительницей танцев. К тому же она довольно хорошо говорила по-русски, что оказалось важным для согласования действий. Мы изящно исполнили танго и вальс, лихо сплясали два современных ритмичных танца. И вот оркестр заиграл пятый, финальный танец – им неожиданно для всех оказалась лезгинка. Услышав её, большинство танцевальных пар не осмелилось даже появиться на танцплощадке. Исполнять лезгинку они явно не умели. Не знала этого танца и моя напарница. Мне пришлось срочно ей подсказывать:
- Лаура, вы видели, как медленно и грациозно плавают в озере лебеди? – спросил я.
- Да, видела, - тихо ответила растерявшаяся девушка.
- Вот так сейчас вы и должны двигаться в танце. Только правую руку вытяните, а левую согните в локте, - посоветовал я. Потом показал, как надо плавно кружиться. – Ничего сложного, подбодрил я Лауру, - и мы тут же начали танцевать.
Вытянувшись в струнку, заломив руки, как делают в танце джигиты, я пустился гарцевать вокруг моей прекрасной напарницы. Попытался даже изобразить ногами кавказскую стойку на пальцах. Но тут же рухнул, как подкошенный. Раздался громкий смех присутствующих. Быстро вскочив, я снова заскакал и запрыгал, то удаляясь, то приближаясь к Лауре. Вот оказавшись вдали от неё, в конце ковровой дорожки, я артистично изобразил руками пантомиму - будто я подтягиваю к себе Лауру с помощью верёвки. Зал снова разразился смехом и аплодисментами. Послышалось: «Браво!", "Бис!».
Оркестр умолк, люди притихли. Председатель жюри объявил нас победителями конкурса и вручил призы. Лауре - огромного плюшевого олимпийского мишку. А мне живой приз - красивую серую кошечку с белым пятнышком на лбу. Этому призу несказанно была рада моя дочь Ира, назвавшая кошечку Звёздочкой.
Такие вот остались в памяти приятные воспоминания, связанные с моим увлечением танцами.
* * * * *