Советская продлёнка. Часть десятая

Наталья Фёдорова
...Я сижу на уроке в 3-м классе. До звонка на большую перемену остаётся 20 минут. Я вижу это на своих маленьких часиках прямоугольной формы, которые купила мне мама во втором классе. Часы механические, о кварцевых тогда никто не слышал, за 12 рублей. Идут они отлично, никогда не подводят меня. С сентиментальным чувством, изредка я взглядываю на них и всегда немножко вспоминаю маму и дом родной...

 Двадцать минут...Учительница у доски что-то рассказывает, я уже совсем ухожу в свои мечты и мысли, как вдруг слышу обращённые ко мне слова:
- Наташа Федорова и Катя С.(она называет её фамилию)идут в столовую накрывать на стол.
 Я встаю и иду вместе с Катей С. вниз по направлению к столовой. От лестницы по коридору, потом налево, мимо раковин с кранами, где мы моем руки перед едой. За этим следят специальные дежурные, которых определяет Людмила Михайловна на одну неделю. А потом других, ещё на неделю. Дежурные носят красные повязки на рукаве. Этакий санитарный патруль. Не то как в пионерлагере, не то как в казарме...Но мы воспринимаем это, как игру, как маскарад, и нас это не раздражает.

   "Накрывать на стол" - тоже своего рода дежурство. На нашем раздаточном пункте еды, слишком мало работников и вот используют детей для подготовки стола к обеду. От каждого класса рекрутируют двух школьников и они расставляют тарелки на узком длинном столе, за которым умещается весь класс. Или в младшей школе умещается вся "продлёнка" одного класса. А кто не остаётся в продлёнку радостно идёт домой и питается там. И он никогда не дежурит!

 Я неодобрительно оглядываю худенькую и хрупкую фигурку Кати С. - ну и какие тяжёлые тарелки она поднимет, думаю я? У Кати больной желчный пузырь и она очень нервная, хотя активная и трудолюбивая...Этого у неё не отнять. Себе я кажусь очень здоровой и крепкой, почти дородной. А Катю я жалею. Хотя на самом деле, я такая же маленькая и тоненькая девочка, просто повыше ростом и без такой гротескной худобы, как у неё.

 Глубокие тарелки очень тяжёлые и толстые, из грубого белого фаянса. Мы берём их небольшими стопками по 6-7 штук и ставим на стол. Раскладываем на столе ложки, ножей никогда не дают якобы из соображений нашей безопасности. Видимо, чтоб никто никого не пырнул. Вилок тоже нет. Вилки дают только в средней школе. На столы мы ставим несколько тарелок с порезанным хлебом. Работница столовой несёт кастрюлю с супом и разливает его по тарелкам. Потом мы берём тарелки с каким-то вторым блюдом и расставляем их на столе. Скоро прозвенит звонок...

 Кстати, о хлебе. Его привозили тоже почти в готовом виде, как и всю еду, так как порезать хлеб на тысячу человек невозможно за несколько минут.  Буханка была разделена надвое вдоль и надрезана почти до нижней корки и оставалось только отламывать ломтики от единого полу-пласта. Хлеб в Красноярске был только двух типов- белый и серый. Белый: в батоне, очень пышный и вкусный и в буханке, не слишком качественный, а серый: пшеничный с примесью ржаной муки, так называемый круглый. Хлеба чёрного в полном смысле этого слова не было. Если кто-то имел такой хлеб в кухонном шкафу, это означало только одно, он только что с самолёта и привёз его с собой из Москвы или "из России", как говорили у нас об областях западнее Урала. Мы- тоже Россия, но в Сибири чёрный хлеб не едят, это атрибут нищей, чернолапотной крестьянской Руси. А может, просто рожь не растёт в Сибири?
Не знаю...Но чёрный хлеб - символ старой России, маленьким сибирякам был недоступен и  считался у них пережитком прошлого.

 ...Мы сидим с Катей С. на табуретках и ждём звонка. В класс мы уже не идём, ведь мы -"продленочные дети" и тоже обедаем. Звонок звенит, через пару минут чинной походкой входит наша учительница и весь остальной отряд. Дежурные тоже могут приступить к трапезе...
 
 Тарелки после обеда мы относим на квадратный столик у открытой двери, на кухню. Моют их уже без нашего участия. Хотя бы за это взрослым тётенькам спасибо.

.....

 Своего актового зала у школы нет. Под торжественные линейки и обшешкольные мероприятия приспосабливают или спортзал или столовую, Это самые большие помещения в школе, малышам они кажутся совсем необъятными. Столы и табуретки в столовой сдвигают в таких случаях к стенам и расчищают так пространство. Такие многофункциональные помещения, так сказать. Это, конечно, от бедности, но мы об этом не думаем, воспринимаем всё как должное. В спортзале, превращённом в "актовый" нас приняли в октябрята, потом - в пионеры.

 Но не только настоящего актового зала нет у школы. У неё нет ещё кое-чего поинтереснее...И об этом не устаёт сокрушаться завуч школы Полина Витальевна. Это смешная деревенская тётка лет пятидесяти, которая иногда солидно и медленно фланирует по школьным коридорам, задавая забавные и нелепые вопросы детям. На плечах у неё всегда посадский платок, на лице- важность. Но она добродушно разговаривает и всегда очень мило, благосклонно улыбается. Дети её не боятся.

 Вот однажды она важно подплыла к группке продлёночных детей и задала им такую задачку: "Дети, задачка на сообразительность. Гусь на двух ногах, стоя на весах, весит 8 килограммов. А сколько весит гусь, когда он стоит на весах на одной ноге?" Я была поблизости и ответила правильно: "те же самые 8 кг". "Молодец, здорово считаешь"- похвалила меня Полина Витальевна своим немного гнусавым голосом. А другие дети купились на эту шутку и закричали:"четыре кг", что, конечно, неправильно.
 
Так вот эта самая тётя-завуч и сообщила нам о своей мечте. Правда, когда эта мечта уже сбылась. Мы собирались идти на продлёночный обед в третьем классе, как вдруг услышали какой-то лёгкий шумок и звуки суеты на нижних этажах. К чему бы это? Выйдя в коридор, мы увидели Полину Витальевну в оружении малышни, в самом центре 3-его этажа, в холле и подбежав туда, услышали её короткую речь:
 - Дети, я всегда мечтала, чтобы у школы было своё пинанино. И вот моя мечта сбылась. Пинанину нам сегодня привезли! Можете сами учиться на нем играть, а можете слушать, как другие играют. Будем вам всякие концерты устраивать с этим пинаниной. Без музыки не останемся!...

 С этими словами она прослезилась. Но быстро взяла себя в руки и мы все пошли смотреть "пинанину". К слову сказать, мы тоже обрадовались этому новому развлечению, но по дороге ещё и весело хохотали над словом "пинанина", которое Полина Витальевна произносила совершенно серьёзно и без тени улыбки. Нашу весёлость она истолковала как радость от появления в школе музыкального инструмента. Ну, а мы её не разочаровывали и не обижали насмешками...

 Итак, пианино было поставлено в столовой, рядом с ним обустроили сцену. Поставили несколько рядов жёстких сидений из покрытой лаком толстой фанеры. Такие же были и в кинотеатре "Космос", о котором я уже писала. Соединялись они в ряды и имели откидные сиденья, что было удобно, когда надо было встать и пропустить в середину ряда опоздавшего зрителя. Но опоздавших у нас не было, мы все шустро прибегали на мероприятия в актовый зал и слушали музыку на лекциях-выступлениях, которые проводили самые разные люди, желавшие немного подзаработать. Были и профессиональные музыканты, и лекторы общества "Знание", и случайные проходимцы всех возрастов и типов.
 
 Но это всё было потом, а пока мы стояли и любовались этим нежданно-негаданно упавшим на нас с неба тёмно-малиновым "пинанино". Блестели белые, нарядные клавиши... Подходили всё новые и новые ребята. Мы думали о том, сколько интересного и нового нас ждёт. И связанного с музыкой, которую мы теперь будем слышать в школе и вообще, в жизни. Рядом умилённо улыбалась сквозь слёзы Полина Витальевна в своём посадском платке...