Спасибо, родненький, за молитву! гл. 2. Ч. 26

Нина Богдан
             Док. № 65
             12 марта 2012 г., г. Кемерово, беседа с Афанасовой Раисой Григорьевной, 1933 г. рождения и её дочерью Гавриловой Галиной Васильевной, 1957 г. рождения. Беседу вели священник Александр Зленко, историки Леонид и Наталия Лопатины.
             Раиса Григорьевна. "Батю Сергия я живого сама не видела, по крайней мере, не помню. Хотя он одно время и жил в нашей деревне Коровино. Наша деревня была рядом, через Иню, с деревней Звонково. Мы вброд запросто ходили друг к другу.  В Звонково было домов 30-35, в Коровино – побольше.

             Батю хорошо знала моя мама Татьяна Александровна Иванова (Новосёлова), 1910 г. рождения. У них отец умер, оставил четверых детей. Мамин дядя Мартемьян (бабушки Елены брат) взял их всех к себе. У него самого было пятеро (или семеро) детей. Бабушка Елена была с 1889 г. рождения и брат её Мартемьян тоже где-то близко с этих же лет. Он всех привечал. Взял он и Сергея Евстигнеева. Сергей долго жил у Коровина Мартемьяна Александровича, а вот насколько долго, не знаю. Серёжа пас у него овец. А вот почему он жил у батьки Мартемьяна, хотя через речку жили родители,  я не знаю.
             Как мама рассказывала, Серёжа вставал рано утром и, что её всегда удивляло, умывался крутым кипятком из самовара, завтракал и шёл пасти. Интересно, что он не гнал овец, а выходил за ворота и говорил им: «Ну,  пойдёмте, мои хорошие». И овцы за ним, «мя - мя - мя», шли. Брал ли он на пастбище овец у соседей, не знаю, мама не говорила. Но, думаю, у батьки Мартемьяна и своих овец было достаточно. Он был сильным крестьянином. И вечером они  таким же строем приходили. Впереди шёл Серёжа, а за ним шли овцы. Он их в ворота не загонял, они сами заходили.
             Моей маме исполнилось 18 или 19 лет. Он был старше её и говорил ей: «Танюшка, сбереги свою душеньку, не ходи замуж».  Но она же – сирота. Её не по любви замуж выдали, собрали приданное. А в 1937 г. мужа расстреляли. И мама замуж вышла, и  я, вот, грешная-грешная, тоже родила четверых дочерей и сына. У старшей моей дочери дочка вышла замуж за священника Максима.  А ведь когда-то хотела в монастырь идти. Мама заболела онкологией, но Господь дал ей прожить с раком ещё 52 года. Она лечилась вёхом, есть такая болотная трава в Сибири. Но с вёхом надо быть осторожным. Мама стольких людей им спасла.
             А потом, когда сделались колхозы, как мама рассказывала, людей стали куда-то уводить. Батя Сергий сказал, что, «как Бог велит», в колхоз он заходить не станет, что ему придётся уходить. Утром помолился, надел котомку и ушёл куда-то. Люди говорили, что он ушёл туда, где церковь ещё не гнали, где власть была ещё далека от людей.  Его долго не было. Люди его на какое-то время потеряли.
             Потом, когда он жил в Ленинске, баба Любава, жена Мартемьяна, ходила к нему из Коровино. А брат бати Серёжи Дмитрий в колхоз вступил, и даже председателем его сделали. Бабушку Елену с семьёй раскулачили и сослали в Нарым.
Нам мама всё время говорила, что если будет плохо, просите батю Серёжу помочь, просите святых угодников.
             У мамы хорошие наставники были. Её отец, Александр служил ещё в царской армии. Во время службы он в Киеве был в Пещерах. Он там сильно поверил в Бога. Пришёл из армии и сказал, мне Бог дал полгода, чтобы детям дом поставить. Построил дом и умер. Ничем не болел. Оделся в чистое, сказал, что умирать будет: «Бог отпустил меня ровно на полгода». Хотя полностью здоровым был. Ему тридцать с чем-то лет было. Был ли батя Серёжа в Киеве, не знаю. Но он надолго уходил, его у нас теряли.
             Галина Васильевна: " В моём представлении, по рассказам бабушки, батька Сергий был человеком, который ни у кого на шее не сидел, сам зарабатывал свой хлеб насущный. Всё время работал. Видимо, уставал немало. Это я сужу, в том числе, по тому, как он, когда ложился, то под ноги клал подушку, чтобы они выше головы были. Так кровообращение улучшается, и человек быстрее отдыхает. Я же медсестра, понимаю в этом. Работаю палатной медсестрой в онкологическом хосписе, сопровождаю переход людей из одного мира в другой. Бывает, читаю молитву умирающим. А я и не знала, что так делали сёстры милосердия в царской России. Спасибо, что подсказали, где почитать об этом.
             Моя бабушка Татьяна, о которой мама рассказывает, имела отличную память, дожила до 90 лет, хотя у неё 52 года была онкология. Она с горечью рассказывала, как семью её любимого дяди Мартемьяна всю раскидали.
             А бабушкиного мужа так вообще расстреляли. Она беременная осталась. Да и её саму всё время куда-то перекидывали, считали врагом народа. И дети её всё время считались врагами народа. А я на последних выборах голосовала за коммунистов. Вот жизнь как поворачивает.
             Знаете, когда мы, её внуки, в школе учили историю, читаем при ней учебник, а она головой так спокойно покачивает и говорит: «Всё это неправда. Написана неправда про нашу жизнь. Воочию всё не так было. Мы сами видели, что творилось на самом деле. И белые были не такие плохие, и красные были другими, совсем не такими, как их в кино показывают». И она рассказала нам, как пришли к ним в село белые и мобилизовали деревенских парней в свою армию. А пришли красные и закололи родителей тех парней, которых белые забрали. Кололи штыками при всём народе! За что же родителей-то было убивать? Да ещё таким зверством! Тогда люди, как она говорила, были и против красных, и против белых.
             Я всю жизнь слышу и от бабушки, Царство ей Небесное, и от мамы: «Батя Серёжа, батя Серёжа». Именно «Серёжа», а не Сергей или Сергий. Он для них, да теперь и для нас, – ориентир. Ведь нас бабушка воспитывала. Мама же всё время на работе была, а бабушка всё время – с нами. Она была неграмотная, воспитывала нас не на книгах, не на сказках, а на рассказах о жизни людей, о бате Серёже. От неё мы очень часто слышали: «Вы, вот, так поступаете, а батя Серёжа говорил…».

             Пример хотите? Ну, скажем, заболела у меня голова, а бабушка говорит: «Батя Серёжа тебе бы посоветовал пойти поработать, заняться каким-то делом, боль и пройдёт». Лениться у неё вообще нельзя было. Она говорила, ссылаясь на батю: «Будешь много спать, тебя затянет, и ты в вечный сон уйдёшь». Она нас научила ушиб, ожог и всякую боль снимать так, как, она говорила, их научил батя Серёжа. Случился ожог, крести это место, читай молитву, боль и пройдёт. И я своим детям также делала, как бабушка научила. Ушибутся они, бегут, орут: «Мама, читай молитву». Прочитаю. Всё! Ребёнок рот закрыл, плач прекратился, побежал дальше играть. Вот она! – сила молитвы, батей Серёжей подсказанная. И рана не гноится, и ожог быстро проходит. Я же медсестра, знаю, как у других бывает с иными ушибами и ожогами.
             Я от бабушки научилась тому, что кругом люди все хорошие. Надо мной, бывает, даже посмеиваются: «Все для тебя хорошие». А я по-другому не могу. Меня батя Серёжа через бабушку этому научил. А я считаю, делай своё дело правильно и хорошо, и всё будет хорошо. Она говорила, что, если человек делает людям плохое, в него вселяется бес. И тогда уже бес командует человеком, и выгнать его очень трудно. А батя Серёжа умел изгонять бесов.
             Знаете, я больше всего от бабушки запомнила, что никого не надо осуждать, Бог всё равно сделает так, как ему нужно. Людям воздаётся то, что они заслужили. И власть они заслужили. Наверное, потому я за коммунистов и голосовала. Мы других разве заслужили? Коммунисты храмы разрушали, столько священников они уничтожили! А ты идёшь на голосование и не знаешь, из кого выбирать. Выбирать-то не из кого, один другого стоит. Мы именно таких и заслужили перед Богом".

             Док. № 66
19 марта 2012 г., г. Ленинск-Кузнецкий (по телефону), беседа с N Верой Сергеевной , 1975 г. рождения. Беседу вели историки Леонид и Наталия Лопатины.
У нас с мужем не было детей десять лет. Я пять раз беременела, но до 40 дней ребёнок замирал. Мёртвого его приходилось удалять. Каждый раз я осторожничала, ложилась на сохранение, но исход был всегда один – плод замирал.
 Врачи сказали, что это всё! Ребёнка я никогда не сумею выносить. Но почему плод замирал, они установить так и не смогли.
Наш батюшка Александр сказал, что Господь посылает нам с мужем это испытание. Возможно, Господь хочет убедиться в том, что наше намерение иметь ребёнка искреннее и твёрдое. Поэтому нам надо взять приёмное дитя, а своё потом родится непременно.
            Но вы, же знаете, как бюрократически сложна процедура усыновления. Да и опасно получить с младенцем всё генетическое наследство его родителей. У меня гуманитарное образование, и я очень даже осведомлена о возможных последствиях. А вдруг его родители  алкоголики, наркоманы, бомжи? Ведь путёвая мамаша не откажется от своего родненького комочка. У меня муж, слава Богу, настоящий мужчина! Я ему так благодарна за любовь, терпение, участие – за всё.
Твёрдо решив взять отказного младенца, мы хотели, чтобы он родился у какой-нибудь деревенской девчонки, приехавшей в город на учёбу, «залетевшей», но боявшейся сознаться родителям. Но разве такое совпадение возможно? Мы об этом, кажется, даже и не говорили, просто про себя так мечтали.
            Батюшка Александр нам посоветовал сходить на могилу старца Сергия и попросить его о помощи в усыновлении младенца и рождении своего ребёнка. Мы так и сделали. Приехали на могилу, помолились, просили об этом помощи в записке, которую, как и все до нас, оставили в дупле берёзы на могиле отца Сергия. Мы ещё не знали, кого усыновим. Но я просила отца Сергия дать какой-то знак, чтобы я поняла, что  именно этот младенец – наш ребёнок.
Помню, в пятницу мы с мужем были на могиле старца, а в понедельник родился наш будущий сыночек. Нам тут же позвонили. А знаком нам был день его рождения, который точно совпал с днём рождения отца нашего замечательного батюшки Александра.
            Отец ли Сергий нам помог? Может, это икона «Троеручица»,  к которой мы не раз обращались в женском монастыре? Но мы твёрдо знаем, что это дело Господа! Мы всего дня за два оформили необходимые документы, и наш сыночек стал жить с нами. Мы его так любим! Тут бы надо сказать, любим как родного. Но никаких «как» я не говорю. Он наш родной и есть! Родила я его, не родила – он мой, он наш, с самых первых дней своего рождения. Я так благодарна Богу, что он мне послал именно этого ребёнка, родного ребёнка, хотя и не я его рожала. Он – родной и всё!
            Ей Богу, это же такое чудо – наш сыночек! Чудо, что мы смогли мгновенно оформить документы, в том числе и за один день решение суда. Чудо, что он родился у 18-летней студентки. Чудо, что она не сделала аборт, действительно боясь своих родителей. Чудо, что она даже не курит, не то, что пьёт и колется.
            Вы думаете, на этом чудо и кончается! После усыновления мы снова были на могиле отца Сергия, благодарили его за нашего сына. Я попросила его, чтобы Господь дал нам дочку. И чудо продолжилось. Через три месяца я забеременела. Как только узнала, что забеременела, на следующий день поехали на могилу к отцу Сергию, просили, чтобы он помолился за нас, чтобы Господь простил нас, дал счастье выносить ребёнка. По совету батюшки Александра я побывала на святом источнике около Салаира, искупалась.
            В срок, когда у меня  пять раз замирал плод, я пошла на УЗИ. Мне сказали, что всё в порядке с моей девочкой. Я легко выносила дочку. В этот раз  к врачам за лечением обращаться не пришлось, никаких дополнительных обследований не делала. Пришла к ним только рожать. Они сами сказали, что это Господь мне помог. Ведь мой организм не должен был выносить ребёнка, в чём врачи были убеждены, пять раз совершая одну и ту же процедуру по удалению у меня замершего плода.
            Чудо усыновления и чудо рождения мы связываем с отцом Сергием. Я ведь и раньше молила Бога, ездила по святым местам, ездила к Матроне Московской. Но молитвы мои, видимо, дошли только через отца Сергия. Он был моей последней надеждой. Хорошо, что батюшка Александр всё время говорил, что не надо отчаиваться, надо молиться. Моих гуманитарных знаний не хватает для того, чтобы объяснить всё это доступным для ваших читателей языком. Тем более, что среди читателей будут люди не верующие ни в Бога, ни в чудо…. Ну, как объяснить, что даже в мелочах мои просьбы к отцу Сергию исполнились? Конечно, это не мелочи о том, чтобы ребёнок был здоровым, чтобы он родился у студентки, а не у какого-то падшего человека. Я так благодарна той девчонке. Думаю, Господь её простит за отказ от ребёнка. Слава Богу, слава Богу, что она не побежала на аборт.
            Ну, и скажите теперь, как отцу Сергию не верить?! Я внутренне уверена, я глубоко и искренне убеждена, что мне помог отец Сергий. Никакого другого объяснения нашему счастью иметь детей я найти не могу. А я и не хочу искать. Спасибо отцу Сергию за родненького сыночка и дочку. Я его фотографию в комнату детям поставила.
            Это сейчас я вам почти спокойно рассказываю про всё это. Я за год как-то немного успокоилась. А в прошлом году меня зашкаливало, я была в шоке от чудес, происходящих с нами благодаря отцу Сергию. Спасибо тебе, родненький наш молитвенник! Благодаря его предстательству за нас к Богу мы держимся ещё"!