18. Глава 19. Горячие точки биографии. Золотое сеч

Евгений Черносвитов
«И кто в избытке ощущений,     «И кто, в пору всесильных увлечений не ведал ваших
                искушений самоубийство и любовь!»         
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!»

      Федор Тютчев написал два варианта стихотворения, в оправдание своей попытке самоубийства в 16 лет. А с мыслью о самоубийстве он прожил всю жизнь. Но, вот, что интересно. Тютчев наблюдает, как горит корабль, на котором плывет его жена Элеонора из Петербурга в Турин. Вскоре Элеонора умирает. Тютчев просидел всю ночь у гроба жены и поседел. Мыслей о самоубийстве у него не было. Ему было 35 лет. А в 36 лет он женится повторно…. И начал стремительно восходить по общественной лестнице… .
     «Горячие точки биографии»… .Эти термины, ставшие в конце ХХ-го века научными, благодаря выдающейся, и легендарной советской ученой, психиатру Айне Григорьевне Амбрумовой, написавшей две книги «Суицидология», и еще несколько сборников по психологии суицида. Открывшей, в СССР, «телефон» и «стационар» доверия. Женщине, всю жизнь любившей одного мужчину – Лаврентия Павловича Берия. Айна Григорьевна не снимала со стены своей квартиры его огромный портрет, написанный при жизни Берия. Айна Григорьевна была научным советником и консультантом и КГБ, и МВД, как бы эти учреждения не изменяли свои названия, и кто бы ни стоял во главе их. «Стационар доверия» открылся как бы случайно. Ко мне, главному психиатру МВД СССР, привезли 18-ти летнюю дочь очень крупного государственного чиновника, после попытки самоубийства. Я решил ее госпитализировать в отделение ПБ, шефство над которым держала Айна Григорьевна. По дороге, успокаивая девушку, я неожиданно сказал ей, что везу ее не в психиатрическое отделение, а в отделение доверия. В это отделение приходят люди сами, когда им плохо, и никто не спрашивает их имени, и паспорта. И уходят, когда хотят…. Айне Григорьевне я рассказал, что "переименовал" ее отделение в «доверие». И, что было правдой, что мы с ней не будем знать ни имени, ни фамилии, новой пациентки. Айне Григорьевне понравилось название «отделение доверия», и что в него могут придти все, кто пожелает и без паспорта, в любое время суток. А впервые произнес «горячие точки биографии» известный советский писатель, директор издательства «Современник», Леонид Анатольевич Фролов, мой незабвенный друг, когда я принес ему рукопись книги в Василии Макаровиче Шукшине. Прочитав оглавление книги – «Пройти по краю. Василий Шукшин. Мысли о жизни, смерти и бессмертии» «Может попроще назовем книгу? «Василий Шукшин: горячие точки биографии», - сказал Леонид Анатольевич. … А, после него я поехал к Айне Гигорьевне и, между прочим произнес в разговоре «горячие точки биографии». При этом я думал не о больных с суицидальными попытками, мыслями или тенденциями, а о Василии Макаровиче Шукшине… . Айна Григорьевна нашла для «горячей точке биографии» точное психологическое сопровождение: «Человек начинает думать о самоубийстве, когда испытывает страшное, тягостное, непереносимое чувство – психальгию!» «Душевная боль» стала психиатрическим термином "психальгия", которую, как считала Айна Григорьевна, всегда сопровождает мысль о самоубийстве.
      Таким образом, психология самоубийства Тютчева и психология самоубийства Амбрумовой – вряд ли совпадают!
      О самоубийстве писали еще древние греки. Стоици;зм — философская школа, возникшая в Афинах около 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Основатель стоицизма  Зенон Китийский впервые начал выступать с лекциями нового учения, собирая учеников.  Наиболее известны в наше время из представителей стоиков Зенон Китийский, Клеанф и Хрисипп, Диоген Лаэртский. Видными представителями стоицизма в Древнем Риме были Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. В переносном смысле стоицизм — твёрдость и мужество в жизненных испытаниях. Никто столько много не говорил и не писал о самоубийстве, как стоики… .Просуществовал стоицизм 600 лет.
В дальнейшем много уделяли внимания самоубийству Монтень, Оноре де Бальзак  - «убивает не мысль, а пистолет!». Артур Шопенгауэр в «Примечаниях» к основному своему произведению «Мир, как Представление и Воля» доказывает, что человек не может убить себя… . Лермонтов почти во всех произведениях так или иначе касался темы самоубийства, считая его явлением фатальным (Читай «Записки Печорина». «Фаталист»). Чехов полагал, что у человека есть внутренний механизм, который «включается», когда возникают суицидальные тенденции (при которых, кстати, мысли о самоубийстве может и не быть). Это – эмоциональное оскудение (деградация). Как у героини «Драмы на охоте». Весьма распространенно суицидальные тенденции реализуются через создание человеком, ими охваченным, ситуации, когда он становится жертвой убийцы. Прекрасно показал это Василий Шукшин в рассказе «Сураз»… .
Возвращаясь к «кривой» линии жизни человека, у пропорционального характера не может быть ни суицидальных мыслей, ни суицидальных тенденций, ни суицидального поведения в целом. Если человек пропорциональный (здесь мы пользуемся понятием Альбрехта Дюрера), то кризис и лизис у него одинаковы. Плато у всех разное. При диспропорциях, а в этом ракурсе человек как бы находится вне времени, ибо подчиняется законам математики, прежде всего неравными оказываются линии кризиса и лизиса. На втором месте – слишком длинная или слишком короткая линия плато. Кстати, разрабатывая теорию формулы смерти, мы пришли к выводу, что уже по лицу можно судить, как соответствует пропорциям человек. В понимании «невитрувианского идеала», то есть, не органической симметрии, а функциональной асимметрии, с уменьшением который, человек приближается к древнему идеалу красоты – симметрии, или смерти, этот процесс знаменуется появлением стигм. Ведь, что такое «шагреневая кожа» Бальзака? Это стигма! Но не симптом или синдром заболевания. У Рафаэля де Валантен черты лица выражали бесстрастность самоубийцы. То есть, еще до того, как он приобрел «шагреневую кожу», в его организме включился механизм эмоционального оскудения, который и спас его от самоубийства. Потом, когда жизнь его всецело зависела от «шагреневой кожи»,у него были и симптомы болезни – невроза. Но, умер-то он не от болезни, а от исчезновения функциональной асимметрии. Весь рассказ Бальзака, психологически точный, как математическая формула, и возможно представить графически. Циркулем и линейкой! Мне очень жаль, что Бальзак не описывает еще и ромб Венеры Полины. А, он отлично знал Альбрехта Дюрера, не хуже Стендаля. Было бы интересно наблюдать, как ромб Венеры Полины стремительно превращается в квадрат, по мере того, как сжимается «шагреневая кожа» Рафаэля де Валентен!..
«Горячие точки биографии», сопровождаемые психальгией - душевные стигмы. Для одних они сигнал начала умирания (как у Василия Шукшина: «…Сердце мясом приросло к жизни. ТЯЖКО, БОЛЬНО — УХОДИТЬ" ). Для других – начало старения: интеллектуального, физического…