Кит. Божие веленье

Елена Шувалова
   Понятно, что в основе истории с Китом лежит библейская история с пророком Ионой. Только в "Коньке-Горбунке" всё как-то странно перепутано. Общее здесь - пожалуй - только "Божие веленье", которое герои  проигнорировали. В библейской притче мучение несёт Иона, посредством Кита, посланного Богом. Кит проглотил пророка по Божьей воле. За то,что тот Божьей воли ослушался - не пошёл пророчествовать в Ниневию. Наш же Кит

..   за то несёт мученье,
Что без божия веленья
Проглотил среди морей
Три десятка кораблей.
Если даст он им свободу,
Снимет бог с него невзгоду,..

То есть, в нашем случае мученье несёт Кит, а те, которых он проглотил - вроде бы, совсем и не мучаются. По крайней мере, об их мучениях в сказке ни звука нет. Но Кит оброс селом на спине, дубравой меж усов, пашней на губе, сыр-бором на хвосте и заселился мужичками, девушками и мальчишками в наказание за то, что проглотил тридцать кораблей. Он лежит поперёк моря-окияна, и не может двинуться. Страдает только Кит - за то, что проглотил корабли - нарушил божье веленье. Остальные - не страдают, - а моряки на тридцати кораблях как будто и не существуют - до тех пор, пока их не исторг из своего нутра Кит. То есть, выходит - было Божье веленье, - о котором Кит знал или не знал, - но он его нарушил - проглотил тридцать кораблей, и за это Бог Кита наказал. Кит покорно страдает, не зная, за что, и не ведая, когда придёт конец мученьям - и придёт ли вообще? Разруливает ситуацию Иван - благодаря Коньку-Горбунку. И заговорил первым о беде Кита Горбунок, который надоумил Ивана обратиться к Месяцу Месяцовичу с вопросом о Ките.

Каково же было "божье веление"? Чтобы тридцать кораблей свободно и беспрепятственно плыли?

И у кого же они так хорошо и вольно плыли? Плыли они у самого Месяца Месяцовича - тогда, когда он был на земле царём Петром Первым. И народ сложил об этом песню.

ПЕТР I НА КОРАБЛЕ

Ах по морю, морю синему,

По синему морю по Хвалынскому,

Что плывут тут, выплывают тридцать кораблей.

Что один из них корабль, братцы, наперед бежит,

Впереди бежит корабль, как сокол летит;

Хорошо больно кораблик изукрашен был

Парусы на корабле были тафтяные,

А тетивочки у корабля шемаханского шелку,

А подзоры у кораблика рытого бархату.

На рулю сидел наш батюшка православный царь.

Что не золотая трубушка вострубила,

Да что взговорит наш батюшка православный царь;

«Ах вы гой еси, матросы, люди легкие!

Вы мечитеся на мачты корабельные,

Вы смотрите во трубочки подзорные:

Что далеко ли до Стекольного?»

"Тридцать кораблей" - это былинно-сказочное число - оно есть и в Новгородской былине о купце Садко.*

В I-III изданиях сказки Месяц Месяцович прямо отождествляет своё веленье с божественным, а себя - с богом:

Он за то несёт мученье,
Что без божия веленья
Проглотил он средь морей
Три десятка кораблей.
Если даст он им свободу,
То сниму с него невзгоду.

То есть, он сам покарал, сам и снимет невзгоду с Кита, нечаянно как-то проглотившего тридцать кораблей - флот Петра Первого. То есть, Месяц Месяцович сам - бог?  Ну да, ведь мы же уже установили, что он  - Зевс, русский Зевес, в славянской мифологии аналог его - Илья-пророк.

Он и наказывает, и милует.

Потом, через два года, Пушкин напишет:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,..

Свобода и Божие веленье вновь соединились. Корабли должны бежать по морю, слово поэта должно звучать в веках. Таково Божие веленье.

*Возможно, "на руку" этому числу кораблей пошло и число шлюпок, которые вышли против шведских кораблей при первой победе Петра Первого над шведами.
"Датой основания Балтийского флота принято считать 18 мая 1703 года. Именно в этот день под командованием Петра I флотилия из 30 шлюпок с солдатами Преображенского и Семеновского полков одержала первую боевую победу, захватив в устье реки Невы два шведских военных корабля. Все участники боя получили специальные медали с надписью «Небываемое бывает»." /Материал из Интернета.