Ч. 22 Некоторая враждебность и зависть

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2015/07/15/1423
Когда в северном полушарии лето, то в южном – зима. Наступила она стремительно, пришлось остановить работу и отстаиваться на трёх якорях в бухте Сан-Антонио. Снежные заряды перемежались жестокими шквалами, того и гляди, что сорвёт с якорей.

Как только погода немного улучшалась, английские матросы отправлялись собирать моллюсков, требовалась хотя бы такая свежая пища.  Моллюски попадались трёх видов, съедобными оказались два из них.

Была середина апреля. Горы покрылись снегом, из-за чего не состоялся намеченный подъём на одну из вершин, чтобы осмотреть местность с высоты птичьего полёта.

Наконец погода несколько улучшилась, и Кинг немедленно распорядился продолжить исследования. Теперь моряки изучали южный берег пролива. После долгого отсутствия в проливе появились незнакомые индейцы на каноэ. Они приближались к англичанам с большой осторожностью, видимо, имели печальный опыт общения со зверобоями.

Нужно отдать должное начальнику экспедиции, он старался установить дружественные отношения с аборигенами. Не то, чтобы он испытывал к ним большую симпатию, просто капитан Кинг считал, что добрые отношения с местным населением способствуют успеху его поручения – проведению гидрографических работ и сбору как можно большей информации о территориях по обеим сторонам пролива.

Капитан отметил в своих записях, что индейцы вели себя мирно, не воровали, во время торговли слегка жульничали, но не думаю, что и англичане были святыми. Один из индейцев, когда у него окончились товары, за какую-то ерунду предложил услуги своей дочери, лет четырнадцати – пятнадцати. Получив отказ, он разозлился, но обошлось без большой ссоры.

Аборигены, казалось, не чувствовали холода. Обменяв меховые накидки на хлопчатобумажные рубахи, надели их, и, казалось, чувствовали себя под тонкой материей не хуже, чем под шкурой зверя.

Общение с местными жителями было недолгим, их выпроводили с транспорта и, пока погода позволяла, продолжили работу. В одном из заливов моряки были поражены, услышав страшный грохот, а потом увидев высокую волну. Это рухнула с гор огромная глыба льда. Хорошо, что парусник не оказался в месте её падения.

Разница в климате и природе западной и восточной частей пролива очень резкая. На западе берега покрыты лесом из вечнозелёных растений, на востоке всё более сурово, вечнозелёные растения встречаются довольно редко. Кинг был не только высокообразованным человеком, но и романтиком в душе. Он написал по латыни свою характеристику восточной части пролива. Ему представилось, что она одета в «печальную зимнюю одежду со шляпой из белоснежных гор».

У лейтенанта Гревза во время одного из заходов  шхуны «Аделаида» в бухту, где была стоянка индейцев, ночью украли привязанную к шхуне шлюпку. Никому не пришло в голову, что индейцы могут в ледяной воде пролива подплыть с берега к шхуне, и ножом перерезать  трос, за который была привязана шлюпка. Поиски результатов не дали, а вигвамы на берегу оказались пустыми. Индейцы скрылись.

Зимовали в бухте Голодной. Снега за ночь обычно выпадало до двух футов. Часть моряков перебралась в палатки на берегу. Их установили в низине, и, как оказалось, напрасно. В начале июня начался сильнейший шторм, который погнал из пролива воду, затопившую низину.

Самую большую палатку поставили выше всех, только благодаря этому её спасли. Но все маленькие озёрца вблизи, откуда брали пресную воду, оказались тоже затопленными морской водой. Теперь за пресной водой приходилось ходить очень далеко.

Была очень сильная гроза, сопровождавшаяся мощными электрическими разрядами. Моряков испугал какой-то шуршащий грохот. Кто-то высказал предположение, что началось извержение вулкана, но Кинг всех успокоил, напомнив, что до Кордильер порядка ста пятидесяти миль. Он пояснил, что это так эхо грома отражается в ущельях.

Ужасная погода и питание одной солониной и сухарями привели к заболеванию цингой. Начались потери среди личного состава. Один матрос упал в люк на транспорте и разбился насмерть.  Два других матроса умерли от цинги.

А тут ещё и зверобои  со шхуны «Адеона», которая пришла зимовать вместе с военными моряками в бухте Голодной, принесли тело владельца шхуны, мистера Лоу, скоропостижно скончавшегося от неизвестной болезни. Они попросили Кинга организовать достойные похороны капитана-судовладельца.

Цинга стремительно распространялась среди матросов. «Бигль» не появлялся, поползли слухи, что он погиб. Экипаж стал нервничать. Кинг лихорадочно искал выход из создавшейся критической ситуации. 

 На английских военных кораблях всегда имелось подразделение морской пехоты. Пехотинцы используются как десантники, но одна из их задач – подавление возможного бунта команды.

Морские пехотинцы находились на особом положении, у них было более высокое жалование, в корабельных работах они не участвовали, подчинялись только своему командиру и капитану корабля. Они несли караульную службу на корабле.  Между матросами и пехотинцами существовали некоторая  враждебность и зависть, что вполне устраивало начальство.

Придя к решению, Кинг вызвал к себе сержанта, командовавшего морскими пехотинцами на «Эндевере».

Продолжение http://www.proza.ru/2015/07/17/1742

Страница буклета  музея истории британской морской пехоты