Ощущение счастья

Николай Григоров
Ощущение счастья

     Любые эмоции в молодости, а особенно в детстве, воспринимаются гораздо острее, чем в зрелом возрасте.
     Вот ребенок прыгает и визжит от радости, потому что родители берут его куда-то в интересную поездку. И через полчаса тот же ребенок плачет от горя, потому что ему отказали в покупке какой-нибудь конфетки. И то и другое – глубокие переживания, вызванные, с нашей точки зрения, пустяковыми поводами.
     С возрастом человек начинает контролировать свои эмоции. Нам приходится переживать настоящее горе. Каковы были бы наши переживания, если бы мы реагировали так же, как в детстве? Их острота была бы запредельной, опасной для жизни и психики. Волей-неволей наша реакция становится сдержанной, причем как на печальные так и на радостные известия. Срабатывает инстинкт самосохранения. Но тот же инстинкт мешает нам в полной мере ощущать действительно счастливые моменты жизни. Все реже и реже мы искренне, от души, наслаждаемся беспредельной радостью момента.
    Самое интересное, что поводом к таким моментам может служить не такое уж яркое, с точки зрения окружающих, событие. Евгения Гинзбург в своей книге «Крутой маршрут» очень красочно описывает такой момент в своей жизни, произошедший в сталинских лагерях на Колыме. Она пошла одна в соседний лагерный пункт, и вдруг налетел буран. Идти надо было около 20 километров. Ей было невероятно тяжело, и вдруг она увидела, как навстречу идет её любимый человек, который вышел специально, чтобы её встретить в буран. Её охватила такая бурная радость, какой она не могла припомнить! Это было именно ощущение счастья, ощущения, что она любима, что у нее есть защита от всех невзгод.
   Катюша Кравцова в своей миниатюре "Простые мгновения счастья" (http://www.proza.ru/2015/04/23/1588) описывает, как кот её друзей садился к ней на колени и всячески «упрашивал» погостить подольше. Это так на неё подействовало, что она помнит об этом всю жизнь.
   Я тоже помню такое ощущение. Мне было около 40 лет. Мы с моим другом пошли в поход весной, в начале мая. Нашей целью была фотоохота. Фотоаппараты, фоторужья и различные объективы были взяты в избытке, а вот для палатки места уже не нашлось. Её нам заменил простой полиэтиленовый полог, укрепленный наклонно, так что дальний конец лежал на земле. С боков полог загнули, чтобы не продувался ветром, и улеглись рядышком. Перед пологом развели костёр из двух-трех бревен, чтобы горел всю ночь. Было тепло. Кругом лес. Невдалеке на озере кричала какая-то птица. Тихо шелестели деревья, на темной земле кое-где белели островки снега. И вдруг меня охватила бурная радость. Даже не радость, а именно счастье! Вот я тут, в лесу, со своим другом, потрескивает костер, лес живет своей жизнью, а завтра мы пойдем на озеро фотографировать птиц, и еще целый день будем здесь, в лесу, на свежем воздухе!.. Какой контраст с шумным, пыльным городом! Какое счастье, что я могу себе позволить такие вот походы!..
    Это очень редко бывает – вот такое ощущение переживаемого счастья. Вряд ли любой из нас припомнит больше двух-трех таких моментов в жизни.
    Чаще бывает по-другому. Мы чувствуем счастливые моменты тогда, когда они уже позади, когда становится гораздо хуже. И вот тогда-то память высвечивает как ярким фонарем прошедшее счастье. И говоришь себе – эх, не ценил я его! А ведь вот она, синяя птица счастья была со мной! Вот кабы вернулась, тогда уж!... Нет, не вернется. Ничто в жизни не повторяется.
    Однажды, когда мы со студентами были на практике, мы полюбили играть в «крокодила». Игра эта заключается в том, что игроки делятся на две команды, одна из них загадывает какую-нибудь фразу и вызывает одного из игроков другой команды. Он должен представить эту фразу жестами так, чтобы остальные игроки её угадали. Ему можно задавать любые вопросы, но он обязан молчать. В это время вторая команда, которой фраза известна, покатывается со смеху, наблюдая ужимки и прыжки очередного «актера». Играли до поздней ночи, затем пили чай, обсуждали все местные и мировые проблемы. Всем нам это очень нравилось. Но все кончается. Осенью мы встретились со студентами в городе. В течение всего учебного года мы предвкушали, как будем на практике пить чаи и играть на следующее лето. Оно наступило. Мы играли. Пили чай. Но… того, прежнего ощущения уже не было!
   Видимо, правы были древние – нельзя дважды войти в одну и ту же реку.
   Самые далекие, но и самые счастливые воспоминания для каждого из нас связаны с детством. Тогда, когда не надо было ни о чем заботиться, ни за что отвечать. Обо всем думали папа с мамой. И вот что удивительно! – ведь у каждого из нас было разное детство. У кого счастливое, а у кого и тяжелое. Но все равно – даже и несчастливые моменты вспоминаешь с ностальгией. Ведь тогда все было впереди! И неужели я тогда мог огорчаться, плакать? Да ведь я же был счастлив! Был. Только не сознавал этого. Детство – это неосознанное счастье.
    Так что же такое счастье-то? Сколько разных «определений» этого слова!.. «Счастье – это когда тебя понимают» – написал персонаж фильма «Доживем до понедельника». Написал потому что девочка, которая ему нравилась, его-то и не понимала. «Счастье в любви!» - скажет молодая девушка. «Счастье – это здоровье!» - скажет больной человек. «Нет, счастье – это молодость!» - скажет старик.
   Заметьте, все эти высказывания касаются того, чего у каждого из них нет.
   Видимо, для того, чтобы почувствовать счастье, надо пройти через его противоположность – несчастье. Хорошо, если пройдешь его сначала. А вот если потом…
   Тогда и возникает ощущение потерянного счастья.
   И мы мечемся, пытаясь снова возвратиться туда, где было пережито столько счастливых дней. Но… счастья уже нет. 


   По несчастью или к счастью –
   Истина проста:
   Никогда не возвращайся
   В прежние места.
   Даже если пепелище
   Выглядит вполне,
   Не найти того, что ищем
   Ни тебе, ни мне.
   (Геннадий Шпаликов)
         
                Н. Григоров, июль 2015 г.