Хромая судьба - Аркадий и Борис Стругацкие

Олег Грач
Не так давно я прочла роман Аркадия и Бориса Стругацких под названием “Хромая судьба”. Вообще творчеством братьев Стругацких меня заинтересовал отец ещё в детстве. Дело в том, что в одном из книжных шкафов в нашей квартире была собрана целая серия книг с белыми корешками и очень, как мне тогда казалось, странными картинками на обложках. Ну например, многократно увеличенный пылевой клещ или блоха украшала собой томик с произведениями “Полдень, XXII век” и “Далёкая Радуга”. Или два не то деревянных, не то каменных глазастых фантасмагорических коня - “Понедельник начинается в субботу”, “Сказка о Тройке”. Чей-то глаз, подглядывающий с обложки сквозь дыру в жестяном ведре - “Обитаемый Остров”, “Малыш”. И так далее.
Обложка же “Хромой судьбы” была, как счёл мой детский ум в далёком прошлом, самой безобидной на вид. На ней были изображены всего-то две игральные кости, зачем-то перехваченные аптечной резинкой.
Хотя, по мере прочтения, связь между обложками и содержанием сюжета всё же находилось, но для этого нужно было уметь мыслить абстрактно и выстраивать не совсем логичные, на первый взгляд, ассоциативные цепочки.
Но довольно об обложках. Перейдём к роману.
Итак, в “Хромой судьбе” две сюжетные линии так, казалось бы, просто переплетённые между собой. Не особо молодой писатель по имениФеликс Александрович Сорокин всё время как-то ленится сходить на Банную улицу, чтобы отнести туда что-нибудь из своих рукописей для исследователей из Института лингвистических исследований АН СССР. Институт, рождённый воображением авторов романа, занимается испытаниями некой программы, которая, судя по слухам, сможет определить степень таланта того или иного писателя. Кошмар, казалось бы! Вот так сдашь свой текст на проверку в полной уверенности, что ты - второй, например, Герберт Уэллс (автор романов “Машина времени”, “Война Миров”, “Люди как боги” и др.), а тут - бац! - и вся самоуверенность лопается, как воздушный шар, проткнутый спицей.
Впрочем, вскоре выясняется, что никакой градус таланта эта программа не измеряет. Она всего лишь теоретически способна рассчитать примерное количество возможных читателей того или иного стихотворения или повести.
Также интересна и другая часть романа, те его фрагменты, что выбрались из Синей Папки Феликса Сорокина и сложились в паззл.
Представьте город, в котором вечно идёт дождь. Он льёт и днём, и ночью, неделями, месяцами…
Забавно, но - опять отвлекусь, простите - кажется, во втором классе на уроке русского языка нам, всему классу, дали задание написать рассказ о городе, в котором постоянно идёт дождь. И в тот раз я с этой задачей не справилась. Меня буквально поставили в тупик, я не могла даже примерно представить, что писать и как. В итоге, я получила “два” за невыполнение домашнего задания. Тогда мне было ужасно стыдно, потому что все остальные написали по рассказу, пусть короткому, пусть неуклюжему, но написали же. А я - нет. Сейчас мне смешно вспоминать тот случай, потому что, даже не прочтя “Хромую судьбу”, я могу придумать место, где никогда не прекращает лить с неба. Это ведь так просто сейчас. Но тогда поставленная передо мной задача показалась мне глухой гладкой стеной, где даже не за что зацепиться.
Возвращаемся к роману. Итак, вторая часть его, “Гадкие лебеди”, расскажет о неком Лепрозории и Мокрецах, содержащихся там. Мокрецы, также получившие прозвище “очкарики” - это люди, страдающие странной генетической болезнью, выражающей себя посредством образования жёлтых кругов вокруг глаз больных. И о том, как дети, обычные дети обычных родителей, заводят себе друзей среди “прокажённых”-интеллектуалов, от которых все вокруг открещиваются и которыми брезгуют. И уходят к ним, на огороженную территорию. К слову, в Лепрозорий, регулярно поставляются партии книг. Считается, что книги для Мокрецов - это такая же пища, как для обычных людей, скажем, хлеб или картофель. Да и сами Мокрецы не так просты, как кажутся…
Подводя итог, скажу всего два слова:
Шикарный роман.
Серьёзно. Он затягивает сначала в отдающие уютным банным паром будни Феликса Сорокина, а потом вдруг бросает в холод, сырость и вечную морось неизвестного деградирующего Города. Это сродни контрастному душу. Даже если ты устал, очень трудно отложить книгу, не узнав, что же там, в Городе и на Банной улице Москвы? И что случится с Феликсом, Големом, Ирмой, Дианой, Мокрецами и Синей Папкой?..