А как бы ответил на это Будда?

Ирина Мосичева
Сказал однажды мастер подмастерью:
"Возьми сосуд, что в комнате за дверью".
Был мальчик косоглаз, и он, - о чудо -
Вошедши в дом, увидел два сосуда.
Косой вернулся, попросил сказать,
Какой ему из двух сосудов взять?
Хозяин рек: "Один сосуд у нас,
Его на два с косых ты множишь глаз!"
Сказал косой: "Я видел два сосуда,
Какой из них мне принести оттуда?"
Был мастер стоек в правилах своих:
"Когда их два, разбей один из них!"
Послушал подмастерье и тотчас
Разбил один - другой сокрылся с глаз.
Пороки, коим "зло" и "похоть" имя,
Людей нередко делают косыми.
Пороки эти наш туманят взгляд,
В одном предмете видеть два велят.
А если и корыстью мы грешим,
То нам и вовсе числиться слепым.
(Руми)


Когда-то давно, еще в далекой юности, нам с подругой приходилось искать ответы на очень сложные вопросы или выход из неразрешимой жизненной ситуации. Вот, все возможные варианты уже прочитаны или исчерпаны, а ответа как не было, так и нет, или наоборот - ответов становилось так много... Поневоле мы начинали теряться в выборе единственно верного или правильного решения. И казалось, что сам Бог уже не в силах был нам помочь.

И тогда я придумала игру, создав у себя внутри импровизированного Будду, который якобы был рядом и принимал решения. И каждый раз, попадая в сложную ситуацию, задавала себе один и тот же вопрос: «А как бы ответил на это Будда?»
Игра игрой, но мы тогда еще не осознавали, что мысленно представляя себя Буддой или пытаясь говорить как бы его словами, мы занимались практикой, которая очень хорошо описана в Сутре Помоста Шестого Патриарха.

"В сутрах говорится, что нужно прибегать к убежищу (опоре) Будды только в самом себе, но не говорится, что нужно опираться на чужих Будд.
Когда с помощью праджни* вы обретаете просветление и среди всех вещей [ничего] не отвергаете и [ничего] не предпочитаете, то [это и будет называться] "созерцая свою природу, стать Буддой".
Будда создается в вашем собственном сознании, поэтому не ищите его за пределами своего тела. Если ваша собственная природа омрачена, то Будда есть живое существо, если ваша собственная природа просветлена, то живые существа есть Будда".

Скажу честно, получалось далеко не всегда, сознание то и дело сбивалось или раздваивалось. Но мы постепенно стали выделять в себе ту самую часть, с которой невозможно было не согласиться. И чуть позже всегда приходил ответ - очень ясный, четкий и, как нам тогда казалось, совершено правильный.

Наша задача должна была сводиться к тому, чтобы как можно дольше удержать в себе это состояние и сделать такое видение практикой всей оставшейся жизни.

Эту историю из своей юности мне напомнил метод лечения косоглазия у детей, разработанный американским врачом-офтальмологом Уильямом Бейтсом. Зрение нездорового человека, как и наше сознание на Пути, преодолевает сложный этап амблиопии или духовной слепоты, затем двойственности. Так разыскивая свой собственный путь прозрения (кстати, не только физиологического).
Думаю, что данное упражнение, только на духовном уровне, могло бы помочь косоглазому мальчику из притчи Руми, да и не одному ему.

"Чтобы без помощи специалиста по методу Бэйтса объединить два центра зрения вместе, вам нужно сделать одно приспособление. Достаньте две палочки (шпонки) длиной около 30 сантиметров. Отступив на 3 сантиметра от верха палочек, просверлите в них по дырочке. Через эти дырочки проденьте бельевую веревку длиной в 1 метр. На одном конце веревки сделайте узелок. К другому концу привяжите какой-нибудь грузик. Может подойти оловянный солдатик из набора, продающегося в магазине. Теперь держите палочку со стороны узелка вертикально на расстоянии 7-8 сантиметров от своего носа, а другую палочку - на расстоянии 20 сантиметров перед первой. Оловянный солдатик будет свободно висеть на дальнем конце веревки. Он будет держать веревку в натянутом состоянии. Медленно передвигайте дальнюю палочку взад-вперед, (то к носу, то от него). Наблюдайте сначала за тем, как отверстие в двигающейся палочке вбирает в себя веревку, когда вы придвигаете палочку к себе. Быстро моргайте во время этого процесса и не забывайте про дыхание. Когда палочки достаточно близко придвинутся друг к другу, начните вытягивать веревку. Теперь закройте глаза и вспоминайте то, что вы видели, продолжая двигать палочкой взад-вперед. Затем с глубоким вдохом откройте глаза и продолжайте упражнение.
Однажды ближняя к вам палочка у вашего носа раздвоится. Ее верхушка покажется вам расщепившейся, сначала, возможно, всего на сантиметр, но по мере улучшения слияния размер расщепления будет возрастать до тех пор, пока не достигает 5-8 сантиметров. Эти два изображения М.Д.Корбетт назвала "воротами".
Пока человек с косоглазием не добьется однажды видения "ворот", что является сутью тренировки, и не добьется устойчивости в их достижении, до тех пор слияние не будет постоянным. Делайте пальминг* между каждой попыткой добиться "ворот". Когда вы сможете добиться и удерживать их, начните тренироваться, прохаживаясь по комнате и рассматривая объекты между ближними столбиками "ворот". То, что вы увидите между ними, будет представлять собой единое изображение".

Первая палочка – это воображаемый Будда. Вторая палочка - мы с вами, идущие или только вступающие на Путь. Веревка – Путь, по которому мы движемся к первой палочке или сознанию Будды. Оловянный солдатик, так называемый противовес – нужен для поддержания и сохранения равновесия. Пальминг – занятие медитацией, которая необходима для восстановления сил. Движение палочкой – наша каждодневная работа по самосовершенствованию и удержанию срединного состояния. Ворота и есть прозрение.

------
*Праджня — буддийское понятие, обозначающее высшую трансцендентальную интуитивную просветлённую мудрость, в которой отсутствуют какие-либо признаки или качества. Праджню можно постигнуть лишь с помощью интуитивного прозрения и осознания, а не путём анализа. Праджня вместе с состраданием являются главными «опорами» махаянской традиции.
*Пальминг — термин, придуманный Уильямом Бейтсом, обозначающий упражнение для глаз, которое заключается в том, чтобы глаза закрыть и на несколько минут плотно прикрыть их ладонями. В результате глаза расслабятся, а расслабление даст хорошее зрение.