2 размышления педагогич. характера

Николай Москвитин
1. 10 правил составления текстов для детей...больше для себя, как я воспринял это. По начальным материалам книги «Родничок» за первый класс.

1. Писать в соответствии с особенностями календаря природы, но ни в коем случае не особенностями (по крайней мере, плохими) современного мира.
2. Надо писать исключительно грамотно.
3. Следует комбинировать визуальное, аудиальное и тактильное восприятие у детей: если в классе, это важно по высокой вероятности наличия среди слушающих всех трёх категорий; если инидивадульно, это важно по неизвестности этих же особенностей у читающего.
4. Текст должен быть наглядным, хорошо добавлять иллюстрации.
5. В тексте должна быть мораль, пусть и самая простая, пусть и в самой лёгкой для ребёнка степени.
6. Текст не должен быть трудным для понимания.
7. Не следует слишком загружать детей материалом.
8. Начинать следует с простых форм: стиха, причём этот стих должен быть сначала дан в самой простой форме: четверостишии. Но строк в строфе не должно быть меньше и стихотворение не должно быть слишком короткое, потому что такие стихи часто более глубоки и одномременно не дают ребёнку повод поразмышлять да и это не позволит сделать урок содержательным. В прозе предложения должны быть короткими.
9. Надо много писать о природе.
10. Следует чередовать стихи и прозу так, чтобы тематика была связанной.

2. Как пробудить в детях сострадание.

На основе стихотворения Сергея Михалкова «В лесу стояла ёлочка». // Родникчок: книга для внеклассного чтения; 1 класс—б.м., 1998

1) Следует дать понять, что в мире существует добро и зло простым примером, но он не должен быть очень страшным.
2) Надо дать почувствовать, что за страдание страдающий получит награду; напротив, слишком тяжких наказаний за проступки в тексте быть не должно.
3) Надо привлечь внимание ребёнка к источнику добра и вовремя удалить источник зла, так, чтобы на нём не задержалось слишком внимание ребёнка.
4) Помогают восклицательные знаки, многоточие, чередующиеся друг с другом и полуриторический вопрос, явный или неявный, в конце.