Муза печали

Ермилова Нонна
Муза печали.
 
Развернутая заявка на создание  короткометражного документального фильма (26 мин.)


В последние десятилетия  Санкт-Петербург  и  его пригороды активно заполняет  современная уличная  скульптура. Эта скульптура изначально создается таким образом, чтобы вместе со своим основным назначением –
служить украшением  городского ландшафта, совмещать еще ряд функций –  от утилитарных до  развлекательно-аттракционных. Внутри «Цветочной кареты» (2015г.,  Зеленогорск, пр. Ленина, 44) расположены скамьи для отдыха, само же сооружение представляет собой своеобразную клумбу благодаря  размещенным на нем   садовым  ящикам с цветами, на бронзовую таксу (автор проекта А.Аветисян, 2002г., Зеленогорск, пр. Ленина, 24) так же  можно присесть  отдохнуть или поставить тяжелую сумку, выходя из магазина, расположенного по соседству,  в отлитые из металла  башмаки  (автор проекта А.Анисимов,  Зеленогорск, 2009 г., Приморское шоссе, 538)  встать,  чтобы узнать, сколько километров отделяет нас от Парижа и других знаменитых городов мира, а чугунному  дереву  (автор проекта  строительная фирма «Ирина»,  2004 г., ул. Карла Маркса, 13) в Кронштадте рассказать о своих сокровенных мечтах в надежде на их  скорое исполнение. 
Наше общество,  все более превращающееся в общество потребления, нуждается  в упрощении  сложного духовного процесса общения с предметами искусства, что и  порождает новое искусство, доступное для  восприятия широким кругом людей  и приспособленное к  их  бытовым потребностям.   
Эта культура утилитарного использования художественного объекта  во многом переносится и на предметы подлинного искусства, обладающие  высокой художественной и духовной ценностью, памятники истории и культуры.
Санкт-Петербург знаменит своим  скульптурным убранством. Многие прекрасные  памятники, украсившие его в  18-19 веке стали символами города. Среди них  одно из первых мест занимают  знаменитые творения  мастера декоративной скульптуры классицизма  Павла Петровича Соколова  – златокрылые   грифоны  на Банковском мостике,  львы на Львином мостике, сфинксы Египетского моста (все эти скульптуры отлиты из чугуна в 1825 – 1829 годах) и  бронзовая девушка с разбитым  кувшином  в ближайшем пригороде Петербурга, Царском селе. 
Не только в России, но возможно, и  во всем мире, нет скульптуры, которую, подобно «Девушке с кувшином»   воспело бы в своих стихах столько поэтов. Ей посвящали бессмертные строки Пушкин и Ахматова, Анненский, Деларю, Толстой и  по сей день посвящают стихи многие современные авторы. 
Стихотворение  Пушкина «Царскосельской статуе»  легло в основу знаменитого  романса  известного русского композитора Цезаря Кюи, всего же известно более десятка музыкальных произведений композиторов, вдохновлённых на создание музыки пушкинским поэтическим шедевром.
Памятник «Девушка с кувшином»  представляет собой  уникальный фонтан, установленный  над единственным природным источником в Екатерининском парке. Сложная система, при помощи которой родниковая  вода льется  из бронзового кувшина,  была создана благодаря   инженерному искусству  Августина де Бетанкура.  Выдающийся архитектор и инженер Августин де Бетанкур, испанец по происхождению, был представлен императору  Александру I  в 1808 году  и  оформление  источника стало одним  из его  первых поручений. Вскоре  был подобран камень  для пьедестала, а скульптор  Соколов приступил к работе над скульптурой.
Торжественное открытие фонтана было приурочено к 100-летию основания Царского Села, 1810-ому году. Этот год  считается  и  годом основания памятника, но вместо бронзовой отливки, которую не успевали сделать к этой дате,  на камне была установлена алебастровая скульптура, позднее, в 1816 году замененная бронзовой статуей.
Фонтан в Царском селе с первых дней своего появления приобрел большую любовь и популярность у посетителей Екатерининского парка.  Солдаты царской армии, уходя на фронт,  благоговейно касались рукой постамента, на котором сидит  бронзовая красавица, как бы  давая  пушкинской музе   клятву  защитить свою Родину. Во время Великой Отечественной войны скульптура была зарыта в землю, благодаря чему она не пострадала. 
Одна из копий бронзовой девы украшает собой парк  замка Глинике,  расположенный  в юго-западной части Берлина, на границе с Потсдамом. Этот замок был летней резиденцией принца Фридриха Карла Прусского, которому копию скульптуры подарила его старшая сестра, принцесса Шарлотта, ставшая  в России императрицей Александрой Фёдоровной, супругой  Николая I.  Эта копия во время Второй Мировой войны была утрачена и сейчас здесь находится новая отливка, сделанная специалистами «Монументскульптуры». Другая копия бронзовой девы была подарена Государственным музеем- заповедником «Царское село»  Берлину в 1989 году. Усадьба Бритц, где она сейчас находится  и район Нойкёльн, в котором расположена усадьба, являются партнёрами города Пушкин. Самой первой,  авторской копией памятника является скульптура в  бывшем подмосковном имении Волконских Суханово. 
Бронзовая дева, появившаяся   в Царском селе в 1816 году, сегодня находится в фондах музея-заповедника  «Царское Село», а в парк украшает отлитая в 1990 году копия. Она была установлена после того, как во время  очередного выпуска в военных училищах Пушкина был совершен акт вандализма – будущие офицеры  до блеска  натерли обнаженную часть груди «Девушки с кувшином», после чего на металле остались царапины.
Судьба всех уникальных творений скульптора Соколова, включая и первые отливки сфинксов для Египетского моста, находящиеся на Малой Невке, и  авторскую копию бронзовой девы  в бывшем  именье Волконских,  Суханово, печальна. Все они в разное время жестоко пострадали от рук вандалов.
Сегодня определить четкую грань, которая проходит  между вандализмом и проявлением потребительского отношения к памятникам истории, представляющим собой общенародное достояние, достаточно сложно.
Анна Ахматова в своих стихах, написанных столетие спустя пушкинских,  рассказала о душевном трепете, охватывающем ее перед статуей, которую лицезрел великий поэт:
 Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой…
Но в наши дни  можно легко убедиться, что гости Екатерининского парка  не испытывают к бронзовой красавице почтительного уважения. Почти каждый считает своим долгом сфотографироваться  в обнимку со знаменитой  статуей. Родители поднимают на камень детей, чтобы  запечатлеть их на фотографии.  Фотографии на фоне  исторической  скульптуры делались и прежде, однако это  не принимало такой уродливой формы, в которой полностью  отсутствовало бы  понимание  художественной ценности памятника.  Еще раньше, в конце 19 века,  памятник осаждали  паломники, желающие испить «целебной воды».  На сайте «Социальная сеть город Пушкина»  приводится подробное описание того, как в предотвращении нанесения ущерба  памятнику его окружали штакетником и даже железной изгородью, обсаженной зеленью. Чтобы ввести процесс в культурные рамки в 1870-ые годы  около памятника  была поставлена каменная тумба с прикрепленной к ней цепочкою жестяной кружкой для употребления   полезной здоровья воды, которую убрали лишь в 1937 году,  в преддверии юбилея Пушкина.
Но в наше время появился новый способ «использования» скульптуры, как современной, так и исторической –  заручиться у нее исполнением  желаний.  Обратившись к интернету и набрав фразу:  «Где загадать желание в Петербурге?» можно получить большой список мест и памятников,  рядом с  которыми, по мнению «знатоков», должны исполняться желания.
В числе этих мест в одном ряду окажутся  современные скульптуры, такие как Чижик-Пыжик на Фонтанке  (авторы проекта Р.Габриадзе, В.Бухаев, 1994 г., 1-ый Инженерный мост на Фонтанке), и фотограф с бульдогом на Малой Садовой (авторы проекта Л. Домрачев и Б.  Петров, 2001г.) и скульптуры знаменитые – памятник Петру Первому  у Инженерного замка ( автор памятника Б.- К. Растрелли, 1716 – 1800 гг.), грифоны и сфинксы у Академии Художеств ( архитектор пристани К. Тон, 1832г.),  атланты Нового Эрмитажа ( скульптор А.Теребенев, 1844 – 1849 г.), и даже то место, где  по христианским канонам все  противостоит  «бытовой магии» – часовня  небесной покровительницы города Ксении Петербургской ( архитектор А. Всеславин, 1902 г.). 
И если для того, чтобы желание было услышано чугунным  деревом в Кронштадте, надо прокричать его в  специально для этого сделанное из металла ухо, затем, завернув в бумажку, на которой написано желание, пятирублевую монету, попасть ею в гнездо совы, трижды обежать дерево, оседлать олененка, стоящего возле, и потереть длинный  нос дерева, то часовню Блаженной Ксении рекомендуется всего лишь обойти три раза кругом против часовой стрелки.
Просьбы, произносимые перед памятником, порой абсурдны в соотнесении с историей его происхождения  и личностью тех, в честь кого он поставлен.
И если то, что  девушки  ждут, что в создании семейного очага им поможет бегемот Тоня (автор проекта  В.Петровичев, 2005 г., Парк современной скульптуры во дворе филологического ф-та СпбГУ), выглядит смешным, то трудно  понять молодоженов, просящих благословения у скульптурного изображения  несчастных влюбленных  Карла и Эмилии (автор проекта М. Вайнман, 2007 г.,   ул. Бутлерова, сквер у дома 22 ), покончивших с жизнью из-за  невозможности  получить благословение родителей на брак. Объяснить это можно  только тем,  что люди мало интересуются краеведением, историей города,  историей возникновения памятника, и в силу этого воспринимают о нем самую простую и доступную пониманию информацию. Например, «эти люди очень любили друг друга» –  в отношении Карла и Эмилии, или  «эта девушка – красавица, поэтому поможет всем стать красивыми, а значит, счастливыми» –  по отношению «Девушки с кувшином». 
Так, наравне с  современной скульптурой-симулякром, скульптура, творение высокого искусства, так же  становится частью  мистико-магического ритуала, а точнее,  превращается  в своеобразный  аттракцион для отдыхающих, аттракцион осуществления желаний.
Отполированные до блеска «магические» фрагменты можно сегодня увидеть на самых разных городских памятниках – это пальцы фотографа с Малой Садовой улицы и язык его  собаки, горбы верблюда на памятнике Пржевальскому  (А. Бильдерлинг,  1892 г. , Александровский сад),  фигурка человека на барельефе, посвященному Гангутскому морскому сражению, копыта коня и ботфорты императора на конном памятнике Петру Первому у Инженерного замка, и многое другое. При этом памятникам наносится колоссальный вред, который поможет привести к их разрушению. Как поясняет известный петербургский реставратор, Владимир Сорин: «Бронза покрыта патиной, которая предохраняет медь от взаимодействия с окружающей средой. Если патину стирать, то медь будет контактировать с элементами атмосферы и окисляться».
У Царскосельской статуи посетители отполировали ступню. Касаясь «Девушки с кувшином»  просят у нее  красоты, любви, успеха, не зная  ни об истории статуи,  ни о том, кого она изображает.
Считается, что статуя (второе название ее  «Молочница»)   получила свое название в честь модных в начале 19 века басен  французского баснописца 17 века Жана Лафонтена.  Об этом, в частности,  пишет историк Михаил Пыляев в книге «Забытое прошлое окрестностей Санкт-Петербурга». Басня о молочнице Перетте предостерегает от излишней мечтательности: ее героиня, отправившись на рынок продавать молоко, увлеклась мечтами о  хорошей прибыли и выпустила из рук драгоценный кувшин. Но  эта история представляет собой  больше,  чем  нравоучительный рассказ, в ее финале  автор путем  горестного обобщения приходит к выводу о тщетности любых иллюзий – будь то скромные упования бедной молочницы, или же  грандиозные планы  царя Пирра.
Но о происхождении необычной скульптурной композиции существует и другая версия – согласно ей,  статуя опечаленной красавицы является аллегорическим изображением супруги императора Александра I, Елизаветы Алексеевны. Скульптор отразил в своем творении трагедию молодой женщины, потерявшей двух маленьких дочерей и оплакивающей свою судьбу.
Косвенным подтверждением этого называют и скульптуру, установленную по приказу самой Елизаветы Алексеевны на месте захоронения в Александро-Невской лавре  своего фаворита кавалергарда Алексея Охотникова,  которого считают отцом ее младшей дочери Елизаветы. Эта скульптура (автор Франц Тибо, 1807 г.)  так же изображает женщину на камне-скале, скорбящую над чашей-урной. 
По той же версии, скульптор Соколов придал черты сходства с ликом императрицы не только бронзовой деве в Царском селе, но и другим своим творениям –  четырем сфинксам на Египетском мосту,  и первоначальным отливкам этих  сфинксов, которые сейчас находятся на Малой Невке.
В истории немецкой принцессы Луизы Марии Августы,  ставшей супругой наследника цесаревича, будущего императора Александра Первого,  много трагических и печальных событий. Вначале молодые супруги представляли собой дружную чету влюбленных, чей союз казалось таким гармоничным, что Гавриил Державин посвятил им стихотворный опус  «Амур и Психея».
« Так будь чета век нераздельна,
Согласием дыша:
Та цепь тверда, где сопряженна
С любовию душа».
( Г. Державин. «Амур и Псишея»)
Но Александр быстро охладел к  супруге, не смотря на то, что современники называли ее  красивейшей из женщин. Император искал  счастье в военных сражениях, а  сердечную привязанность отдавал фавориткам. Елизавета, чувствуя себя покинутой, тщетно пыталась вернуть его расположения. Она искала утешения в материнской любви, но ее маленькая дочь Мария  скоро покинул этот мир. Искала утешения в любви запретной – роман императрицы с молодым кавалергардом Алексеем Охотниковым длился полтора года  (1805- январь 1807 гг.), но Охотников безвременно ушел из жизни, ушла из жизни и младшая дочь императрицы, Лизонька, отцом которой его считают. 
В конце жизненного пути, после многих утрат, «Амур» и «Психея», Александр и Елизавета, снова сблизились,  но только лишь для того, чтобы вместе окончить земной путь. Елизавета Алексеевна, страдавшая от болезней сердца и легких,  пережила супруга, скоропостижно скончавшегося в Таганроге всего на полгода. Существует версия, согласно которой оба супруга  на самом деле втайне от высшего света  выбрали монашеский путь – он, под именем старца Федора Кузьмича, она –  затворницы  Веры Молчальницы.
Сведя общение с произведением искусства к аттракциону, развлечению, современный человек теряет ощущение значимости памятника, как объекта культурно-исторического наследия, в то время как  даже само слово «памятник» напрямую связано с таким понятием как «память». Память  о времени, когда оно было создано, о том, что вдохновило   к созданию шедевра его автора, о  всех людях, чья судьба была связана с судьбой  прекрасного творения искусства.

Этот фильм –  в первую очередь повод рассказать о необычном памятнике, недавно отметившем  свой двухсотлетний юбилей.
Авторы фильма расскажут о непростой и интересной судьбе этого замечательного памятника искусства, тесно связанного с историей России. 
В то же время фильм, в  котором на  примере  современного восприятия людьми такого выдающегося  памятника искусства, как «Девушка с кувшином», будет рассматриваться проблемы  существования      исторической скульптуры в контексте городской среды, может послужить серьезным  поводом  задуматься над  сформировавшемся в обществе потребительским отношением к  произведениям искусства и  о том, как преодолеть  эту тенденцию, пагубную для духовного здоровья  подрастающего поколения и социального сознания в целом.

Автор сценарной заявки
чл. Союза кинематографистов России, чл. Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области,  Ермилова Нонна Борисовна.
Режиссер, автор презентационного ролика к фильму
чл. Союза кинематографистов России, чл.Санкт-Петербургского Союза художников  Синеокая Диана Анатольевна.
               
                19 апреля 2016 г. 
Список основных объектов съемки:


Бронзовая статуя «Девушка с кувшином», Царское село. Пушкинский район  Санкт-Петербурга.

Бронзовая статуя «Девушка с кувшином», усадьба Суханово. Московская область.


Бронзовая статуя «Девушка с кувшином», парк  замка Глинике,  Берлин, Германия.


Бронзовая статуя «Девушка с кувшином», усадьба Бритц,  район Нойкёльн, Берлину, Германия. 


Гипсовая отливка  статуи «Девушка с кувшином», Государственный  Русский музей.

Гром-камень, пьедестал Медного всадника. Санкт-Петербург.


Александровская колонна, Дворцовая площадь, Санкт-Петербург.

Современная скульптура малых форм, г. Зеленогорск.

Современная скульптура малых форм, ул. Правды, Санкт-Петербург.