Договор с Всевышним

Диана Эссе
«Защищайся от зла добром; тот, кто имеет к тебе враждебные чувства, вдруг превратится в твоего друга»

Коран, 22: 96



И снова Москва! Экран компьютера, новостной блог, приятное лицо молодого человека, спокойная тихая речь, усталость в глазах…он террорист.
По российским каналам прошло интервью с Аланом Хадарцевым, воевавшим за ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта» - международная террористическая организация). В откровенной беседе Алан Хадарцев, подбирая слова, рассказал, что добровольно примкнул к рядам террористов и выполнил свой «договор с Всевышним»…

По роду своей деятельности, я неплохо разбираюсь в людях, а так называемый «человеческий фактор» - моя стихия. Снова и снова прокручиваю запись и внимательно всматриваюсь в лицо молодого мужчины, отца маленькой девочки, мужа, сына и просто человека, как все мы… Ловлю себя на мысли, что испытываю скорее чувство жалости к этому парню, попавшему в западню к хладнокровным и прекрасно обученным рекрутам «человеческих душ». Теперь его путь уже определён - тюрьма (статья 208 УК РФ, часть 2) и пожизненное искупление «И вот взяли Мы договор с вас: «Вы не будете проливать крови…Потом вы оказались теми, что убивали…Нет воздаяния тому из вас, кто делает это, кроме позора в жизни ближайшей..!» (Коран, 2-78, 79).

У меня нет былых сомнений, я читала Коран и перечитываю его по сей день. Теперь я точно знаю, что Ислам - это религия мира и добра, а мусульмане, как и мы, отрицают насилие и убийство. Для правоверного мусульманина терроризм, война - это такое же зло, как и для меня, христианки. Наша вера не разделяет нас, ведь мы верим в единого Бога и следуем законам милосердия и прощения. Зло не в религии, какой бы она ни была, а в тех, кто во имя наживы и власти, манипулируют слабыми, доверчивыми и часто малообразованными людьми.

Откуда у меня эта уверенность, кто мне помог разобраться в тонкостях мусульманской веры? Да сами же мусульмане - чеченцы (от простых людей до академиков и ведущих специалистов по ваххабизму, суфизму и мусульманской культуре на Северном Кавказе), те, которых так часто обвиняют во всех смертных грехах и разбойных нападениях, как только речь идет о «людях с бородами».

Ещё несколько дней назад я была в Чечне. И это путешествие стало для меня откровением!
 
Радость от возвращения в Москву сменилась тоской по чеченской земле, которая пусть и не надолго приютила меня, дала мне гостеприимный кров.
Величественная красота и спокойствие её гор, где забываешь о повседневной суете, мелких заботах и понимаешь как прекрасна жизнь…мирная жизнь.

Я прилетела в Грозный, несмотря на многочисленные советы друзей этого не делать, на предостережения и рассказы о «страшных чеченцах» и прочее-прочее-прочее, потому что решила разобраться во всем сама. Работая сейчас над проектом «Статус Россия. От Москвы до Сахалина», я в первую очередь должна была увидеть этот регион России - Чеченскую республику. Мне необходимо было самой «на месте» понять почему так живуч миф об «опасной Чечне и кровожадных чеченцах». Ещё в Париже, я постоянно сталкивалась с подобными байками, но «крыть» мне было нечем: «А что может знать парижанка о Чечне и чеченцах?»
Теперь я знаю…

Первый раз я была в Грозном давным-давно ещё маленькой девочкой и помню, что меня тогда очень поразили мужчины, статные и хорошо одетые в прекрасно выглаженных рубашках. Как забавна порой детская память!
Потом была перестройка, хаос, «чеченский конфликт» и вопросы без ответов… «a la guerre comme a la guerre» (на войне, как на войне), как говорят французы!
С тех пор прошло немало лет, а новый и очень современный  город Грозный (столица Чеченской Республики) поразил меня так же сильно… и снова красивыми и вежливыми мужчинами, одетыми «с иголочки». 
 
Волею судьбы, я посетила Чеченскую землю в  священный месяц Рамадан и увидела правоверных мусульман во время поста, когда жаркие и изнурительные летние дни без еды и питья дают им возможность продемонстрировать всю силу своей веры.
Гуляя по улицам Грозного с фотоаппаратом в руках, я подсознательно искала во взглядах прохожих осуждение (я была с непокрытой головой) или агрессию (к неверным), но тщетно! Зато меня спрашивали: «Вы не заблудились? Вам помочь? У вас всё в порядке?» И в магазине мне не дали заплатить за хлеб (такой вкусный, что я привезла в Москву аж 4 буханки!), потому что до 12 часов дня - это время делать дар хлебом в священный месяц Рамадан!

Я побывала в горах, и сердце моё осталось там…в Нашхе - прародине чеченцев, где до депортации в феврале 1944 года находилось 145 сел и хуторов, а теперь…никого. Мне очень повезло и моим проводником стал Хизар Яхъяев, уроженец тех мест, человек влюбленный в свою землю и знающий каждый её уголок. Сначала Хизар очень сомневался, что «француженка» осилит 8-ми км переход под палящим солнцем, ведь дорога находится в очень плачевном состоянии и на машине туда не проехать. Но я не только преодолела этот путь, который не прошли «министры»,  да ещё в платье и легких туфлях (забыла походную одежду дома), но и искупалась в горной реке, на берегу которой побывали лишь несколько самых смелых чеченских мужчин и где никогда не ступала нога чужестранца, а тем более женщины. Et me voila!

Объехав почти весь свет и пожив в разных странах и на разных континентах, я думаю, что наконец-то нашла свой дом, своё пристанище: Россия, Чечня, Нашха.

Ещё так много хочется рассказать об удивительной чеченской земле и её гостеприимных людях, но для этого мне понадобится целая книга…