Глава 19 Свобода выбора

Сергей Гуржиянц
Свобода выбора

– Что же это за неучтенное важное обстоятельство, любезный брат во Христе? – весело крикнул, оборачиваясь на знакомый голос, Люцифер. Он схватил меня длинным указа-тельным пальцем за шейные кольца, чтобы я случайно не полетел раньше времени за борт, поскольку долго стоять, балансируя на узкой доске борта было неудобно и опасно, но не спустил меня на палубу и сам остался в воздухе. Задержка, по его мнению, была незначительной и временной.
– Поставь его на палубу. Этот ангел нам нужен живым.
– Не могу. Он проиграл и должен за это заплатить. Мы не делаем ничего противозаконного и нечего попусту совать нос в Адские дела. Тут все в пределах правил.
– Господь меняет правила игры.
– Слишком поздно. Нельзя менять правила игры после проигрыша. Что за тухлым душком несет от ваших порядков?  Для нового игрока вступят в силу новые правила игры, но не для этого. Этот играл по старым правилам. Таковы обстоятельства, уважаемый Гавриил.
– Господь меняет обстоятельства.
– Вы ловкачи, как я погляжу. Эй, бесы, поставьте уважаемого Люция на палубу, пока моя рука не устала его держать.
Подбежали бесы, с готовностью протягивая ко мне руки. Гавриил покровительственно и важно кивнул мне. Я понял, что с сего момента числюсь лошадкой из их конюшни. Особой радости мне эта мысль не принесла. Гавриил был на этот раз без клюки и «Илиады», но белая лилия по-прежнему бодро торчала над его плечом. Белоснежные складки его одежд рождали обманчивое ощущение чистоты и непорочности помыслов. Люцифер был сконфужен, но не сломлен морально.
– Тебя можно поздравить, Люций? Кажется, ты сменил хозяев. Куда он теперь, брат во Христе, прямиком на Небо?
– Не называй меня братом, пожалуйста, – поморщившись, ответил архангел Гавриил. – Господь даровал ему право свободного выбора. Он может выбрать свое место жительства самостоятельно.
– А второй? Наш уважаемый предатель? У него тоже есть право выбора? Я уже предлагал ему это право не далее как два часа назад, и он опять выбрал Ад.
– Господь поменял обстоятельства и простил его. Никакого предательства не было.
– Ловко, – задумчиво повторил Люцифер. – Очень ловко. Только согласится ли его со-весть так легко забыть о том, что он только что НЕ совершал второго предательства?
Гавриил раздраженно пожал плечами. Забудет как миленький, как только окажется в Раю и будет осыпан милостями, так и читалось в этом жесте. Тартюф выпрямился, страшно побледнел и его лицо перекосилось.
– Предлагаю дуэль, – решительно сказал Люцифер, поглядев на Тартюфа.
– Какую дуэль? Не трать время попусту! Признай, что ты слаб и молча отойди в сторону, вот все, что от тебя требуется в данных обстоятельствах.
– Я меняю обстоятельства! Предлагаю дуэль.
– Господи! – театрально возопил архангел Гавриил. – Как ты мне надоел! Черт с тобой, жалкий паяц! Что ты придумал за дуэль?
– Вот падший ангел Люций, у которого есть свобода выбора. Берусь уговорить его сделать выбор в пользу наказания, а ты, соответственно – в пользу помилования. В моем случае он пойдет на дно реки на корм рыбкам. В твоем – вознесется на Небо. Согласен?
– Ты сошел с ума! – убежденно ответил Гавриил с облегчением. – Начнем.
– Убеждай!
Люцифер сделал шаг назад и в сторону, и я увидел за его спиной небольшую школьную доску, на которой мелом было начертана фраза, ставшая классическим примером важности правильной расстановки знаков препинания в предложениях: «Казнить нельзя помиловать». Один из бесов с испачканными мелом пальцами, довольно скалясь, протянул мне мелок. Я не двинулся с места, и он положил его сверху на классную доску.
– Даже не знаю, с чего начать, Люций, – хитро улыбаясь, начал Гавриил, по-отечески ласково глядя на меня. – Стоит ли объяснять тебе прописную истину, что ЛЮБАЯ жизнь лучше смерти?  Жизнь, дарованная Господом, есть величайшее благо, отказываться от которого, по меньшей мере, неблагоразумно и недальновидно. Посмотри на это бескрайнее чистое Небо, где ты, наконец, обретешь свободную волю и крылья, о которых ты мечтаешь, потом посмотри на эту страшную мертвую воду, смертельную для всего живого и сделай выбор. Надеюсь, ты знаешь, где поставить свою запятую, потому что в противном случае это будет уже не запятая, а точка, после которой от тебя останется только холодное и липкое НИЧТО. Это все, что я хотел тебе сказать, сынок.
– Красноречиво, – похвалил Люцифер. – Краткость сестра таланта.
– Посмотрим на тебя! – огрызнулся Гавриил. Князь Тьмы улыбнулся и кивнул. Он смотрел на меня.
– Ну что ж, Люций, пришла и нам пора поговорить по душам и начистоту. Время, конечно, не слишком удачное и его не слишком много, ну да ничего. Умом ты не обижен, поймешь. Далеко не ЛЮБАЯ жизнь лучше смерти, как утверждал только что архангел Гавриил, и бывают такие обстоятельства, которые кто и как бы насильственно не менял, ничего, по сути, не меняется. Подлая жизнь остается подлой даже на Небесах, никчемная – никчемной даже на царском троне, мерзкая – мерзкой, обряди ее хоть в рясу священника; ну и так далее. Я сейчас говорю о твоей жизни, Люций. Конечно, ты вправе выбрать жизнь. Кстати, право выбора у тебя было всегда, хоть ты и считал почему-то по-другому. Ты с самого начала мог отказаться от своей роли Цветочника Господа, но не отказался. Неужели угодливое чинопочитание так помутило твой рассудок, что заставило замолчать твою совесть? Я видел, как ты мучаешься от своей гадкой роли, мучился вместе с тобой и мечтал, чтобы ты, наконец, поднялся с колен, но уста твои были крепко запечатаны и не могли вымолвить слова отказа. Ну что бы случилось? Ты был бы наказан? Ты был бы брошен в Ад? Ты был и так в Аду. Запомни: даже самому высокому и грозному начальству можно и нужно уметь говорить «нет», если тебе дорого твое достоинство. Тогда ты решил с помощью игры вырваться из положения, в которое попал, и выбрал самый гнусный способ предательства, нарушив наше табу. Ты решил бить наверняка. И ты выиграл. Радуйся. Ты будешь прощен и возвращен на Небо. Что ты возьмешь с собой туда? Возьмешь самого себя, вырастившего в своей душе такой кромешный мрак, что внешний Ад не более, чем жалкое отражение твоего внутреннего ада. А что ты обретешь на Небе? Свободную волю, о которой толковал архангел Гавриил? Очень сомневаюсь. Свободная воля слишком большая роскошь для тебя. Судя по всему, тебя не освободят от твоих гнусных обязанностей, просто ты станешь ближе к ласкающей и одновременно карающей руке Господа. Ты будешь вечно таскать для него горячие каштаны. Ты слишком хорошо исполнял свои обязанности и слишком вкладывал в них душу, а они, – он указал на Гавриила, – слишком ленивы и немилосердны, чтобы взять за труд подыскать тебе замену. Где бы ты ни оказался в результате своего выбора, на Небе или здесь, тебя как кошмар будут преследовать две вещи, полностью отравляющие жизнь – твоя обязанность и твоя совесть.
– Но Там он хотя бы останется в живых! – в сердцах завопил красный как рак архангел Гавриил, указывая пальцем в небо. – Не слушай его, Люций!
– Кому нужна такая жизнь! – презрительно бросил Люцифер.
– Его жизнь нужна Господу, умник! Судья нашелся! Это твоя жизнь никому не нужна.
– Эй, – сказал я. – Можно не кричать? Вы присутствуете на панихиде, не нужно ссориться как две базарные торговки.
Они разом смолкли и повернулись ко мне. Я стоял у черной школьной доски, стряхивая с ладоней мел. Я поставил свою запятую. Богу было угодно превратить ее в окончательную точку. Так сказал Гавриил.
– Я в тебя верил, мой мальчик, – сказал сразу просиявший Люцифер. – Ну что ж, продолжим? На чем мы с тобой остановились?


текст для редактирования
не для чтения!

27.11.23г.
КОНТАКТ рассказ
автор Сергей Гурджиянц
фантастика

АННОТАЦИЯ и СИНОПСИС

АННОТАЦИЯ:
В результате невероятного события человечество, вместо ожидаемой встречи с инопланетянами, получило контакт с Высшим Разумом.

СИНОПСИС:

СООБЩЕНИЯ
Первый Контакт случился во время ДТП. Еще медленно шел ко дну помятый Мерседес, а генерал-майор Власин еще колыхался разбитым лицом в ледяной крошке пьяной блевотины. Еще видела свет пригвожденная к месту приборной доской эскортница Вика Миронова, а случайный храбрец, прыгнув с берега на капот погружавшейся в реку машины, все еще безуспешно рвал ее за руки наверх через люк, пока не сомкнулась над ней темная вода.
Всем, кто знался при жизни с погибшими, на смартфоны пришли первые СООБЩЕНИЯ.

В них был список грехов эскортницы и генерала и посмертный маршрут их следования: в Ад. Полузабытое слово "содомит", архаичный оборот фразы "повинна в умервщлении неродившихся младенцев" были самыми мягкими в перечне.
Теперь это даже не считается позором.
Ну, как не считается? Никто ведь и не афиширует.

ШКВАЛ
За неделю шквал схожих сообщений на разных языках накрыл Землю, стоило только помереть. Автор их возникал словно из ниоткуда и технически никак не определялся. Он орудовал в сотовой связи как в собственном кармане. В конце концов это привело к мысли о божественном происхождении данных сообщений. Все действующие провайдеры были устрашены этой мыслью, что не помешало им, не сговариваясь, вновь ввести отмененные платные тарифы на входящие сообщения.

Пострадало немало государств. Если ты объявляешь кого-то тираном или террористом, затем убиваешь с помощью ковровых бомбардировок вместе с кучей народа, а в ответ смс на весь свет объявляет его святым, как случилось с Муаммаром Каддафи, тоже, знаете ли, как-то не очень... Получается антиреклама.

ЦЕРКОВЬ
Церковь сильно пострадала. Логично: зачем она вообще нужна, если "сами знаете кто" напрямую общается с людьми? Миллион человек со смартфонами в руках собрались в Риме на площади Святого Петра, чтобы послушать ответ Папы на эти сообщения.

Он тем временем, в состоянии близком к истерике метался по собору и заламывал руки: что делать? что делать? Они ждут, они ждут!
Кардиналы ругались друг с другом, снимая с себя всякую ответственность. Никто из них даже в страшном сне не мог представить, что тысячелетняя сказка станет былью! Обретет плоть и кровь.

Сказка стала былью? Вот нужные слова! С ними Папа вышел к народу.

Я в детстве, сказал он, трепеща голосом, ждал прилета инопланетян. И все ждали, мечтали о встрече. Но мы никогда не задумывались всерьез о гораздо более важной для нас встрече, потому что не верили в НЕГО, хотя утверждали обратное. Мы верили в Бога, как дети верят в сказку. Дед Мороз и то был реальнее. Но случилось то, чего мы никак не ждали. Он есть! Он реален! Он подал нам знак!
И открывшись нам, добавил Папа, Бог сорвал маски лицемерия с наших лиц. Теперь бесполезно скрывать постыдное и надеяться на то, что оно никогда не станет явным. Теперь мы должны жить по совести, это шанс исправления для нас.

За эту речь президент США назвал Папу "старым дураком".

ПОЛИТИКА
Члены Большой Восьмерки и впервые примкнувший к ним представитель Китая тайно собрались на авианосце в центре океана, чтобы обсудить положение дел, которое всем им прибавило седых волос. Работать как прежде, в новых прозрачных условиях стало невозможно.
Встреча началась с взаимных оскорблений, а закончилась полным консенсусом. Первые лица государств договорились объявить смс массовой галлюцинацией. На заре становления сотовой связи все ученые предупреждали о вреде излучения на мозг - вот и дожили!
Все воспрянули духом. Бог или кто там еще строчит эти смс, неизвестно, но они не позволят ему раскачать установленный порядок, отменить действующие правила. Пусть даже не мечтает.

Дело стало за малым: написать научную статью, которую дружно подхватят все мировые СМИ. Написавший статью должен быть рангом не ниже Светила науки с мировым именем. Позже ему дадут Нобелевскую премию.
Уговорили президента России поискать среди россиян. У России светил много, а Нобелевских лауреатов мало. Станет на одного больше.

Светило нашелся быстро. В Кремле президент честно поведал ему о махинации, но при этом ласкал слух сладкими словами: "Отечество, Крым, да куда им без нас", и так далее.
Физик обещал дать ответ утром. Человек он был с недавних пор пьющий и все вечера посвящал исключительно своему горькому одиночеству.
Но ответ был готов уже сейчас.

НАУКА и РЕЛИГИЯ
Как известно, у науки свои счеты с Богом. Физику предстоял тяжелый ночной тет-а-тет сами знаете с кем, поэтому он заранее запасся аргументами и сбегал в магазин. Выпивка не была делом определяющим, но для храбрости могла пригодиться.

Поздравляю, сказал будущий нобелевский лауреат, усаживаясь за кухонный стол и сверля взглядом свой смартфон. Ты победил. Доказал всем неверующим, что ты есть. Даже я теперь верю, потому что иначе нельзя объяснить появление этих смс! Явить себя, чтобы пристыдить человечество, это было крутой задумкой, но давай рассмотрим последствия, так сказать, в их развитии.

Он налил из бутылки себе и смартфону, подвинул рюмку: Твое здоровье!
Смартфон смолчал. Физик завелся и, горячась, начал живописать, загиная пальцы:

Умрет официальная религия. Ну умрет, туда ей и дорога, она и так уже была делом конченным. Но взамен расплодятся новые святые - "толкователи смс", хотя что там толковать?..

Политики? Эти вырулят, даже растеряв весь свой авторитет. Потому что из двух зол принято выбирать меньшее, а неуправляемый хаос, который может начаться на Земле, хуже управляемого, созданного их руками.

Наука? Обидно, но она скатится на нет. Молодежь прекратит постигать мир, задавать себе трудные вопросы и искать на них ответы. А зачем, когда и так все ясно: мир есть ты и воля твоя, ты наглядно это продемонстрировал. Теперь все будут ссылаться только на тебя.

Мораль? Она изменится. Нравственное понятие стыда скоро обесценится, его уже и так стало слишком много из-за этих смс.

Наказание? Ад? Начхать, главное привыкнуть к этой мысли. Чему быть, того не миновать. Массово возникнут общества "Анамнаплеватьчтоснамибудетпослесмерти" и человечество пустится во все тяжкие.
От нас камня на камне не останется. Ты, возможно, не этого хотел?

Смартфон пикнул, экран погас. Батарея была полностью разряжена. Физик забыл зарядить телефон.
Считать это твоим ответом? Вот как все просто, сказал физик. Нет электричества - нет тебя. Конец твоим трюкам. Но ведь ты есть? Яви чудо лично для меня - ответь, помоги! Останови меня, ведь я завтра как ученый пожертвую собой.

Он умолк, подождал, допил все, что осталось и поплелся в туалет, уже мысленно сочиняя заказанную ему статью. Эту мерзкую, которая, как он понимал, сравняет его с землей.

Но когда он вернулся, на столе его ждало чудо, сотворенное лично для него: обесточенный выключенный смартфон со светящимся на экране сообщением.
Его слушали.

СИСТЕМЩИК
ОН создал этот мир за шесть дней и сказал, что это хорошо. А потом еще миллиард лет совершенствовал задуманное. Не у всех руки сразу растут из правильного места.
Не у каждого есть такой запас времени.

Он учился любить человечество по ходу дела. Стремился стандартизировать законы природы, старался автоматизировать все процессы. Его руки стали продолжением компьютера, правая рука срослась с мышкой. Только не напоминайте ему о тех древних сгоревших компьютерах, что стоят в углу за его спиной - они сгорели вместе с живыми существами. Больше экспериментами он не увлекался и глобальных ошибок не допускал.
Совершал много мелких. Последствия ведь расхлебывал не он.

И вот теперь, когда пьяный физик написал ему картину маслом, он мгновенно понял, что снова поспешил. Человечество вновь было не готово. Оно вечно к чему-то не готово, он давно мог бы к этому привыкнуть... но откуда взялось это чувство обиды, что с ним отказались играть в песочнице?
Когда он кому-нибудь понадобиться не просто на словах?

С тяжелым сердцем он отправил Контакт в Корзину.
Вот и все. Снежинки взметнулись с полей и  полетели обратно в небо. Трамваи поехали в другую сторону. СМС снова сделались бесплатными. Вика Миронова выросла хорошей дочерью.
Но он не заметил, что в чебоксе "Альтернативное решение" осталась галочка. Последствие, которое расхлебывать было не ему.

КОНТАКТ
Гляди, сказал молодой человек, снимая руку с плеча возлюбленной и указывая куда-то вверх, в черное небо.
Россыпи ярких звезд отражались в реке. Где-то на севере выли метели и люди кутались в шубы, а здесь, под пальмами, было тепло и тихо.
Девушка вскрикнула, они вскочили.
Прямо поверх звезд и луны, кто-то огромными буквами в небе чертил послание. Сзади, в селении яростно залаяли собаки.
Из домов выходили встревоженные люди.
Конец