Афера Увека

Дмитрий Аллин
Статья о том, кто и зачем нам предлагает праздновать геноцид булгарского, мордовского, русского и других народов, подвергшихся татаро-монгольскому нашествию и многолетнему Золотоордынскому Игу.
 
Когда происходит надругательство над здравым смыслом, с использованием неких «авторитетов», то сразу вспоминается выражение, давным-давно ставшее крылатым. Звучит оно так: «Платон мне друг, но истина дороже». Этим и будем руководствоваться.

В саратовских властных полит- и бизнес- кругах и их обслуживающих «научных кружков», громко зазвучала тема золотоордынского Укека и «преемственности» от него Саратова. При этом происхождение названия Саратова выводится таким образом: дескать, существовал некий средневековый «мегаполис Укек» в который входило несколько агломераций, в том числе, некий посёлок Сары-тау, или Сары-атав, или Сарык-атав, на месте которого и возник Саратов. Таким образом, даже после разрушения Укека преемственность ему сохранилась и нашему (а может быть, уже и не нашему!), Саратову не 425 лет, а все 750 с лишним!

Это всё подаётся под соусом «новых исторических открытий», широко освещается в СМИ, на эту тематику проводятся «научные конференции», на которых высказываются «выдающиеся учёные» определённой национальности, принимаются соответствующие резолюции, и нам, саратовцам, предлагается поверить, что так всё и было, захлопать в ладоши от радости и как можно скорее обратиться в ЮНЕСКО, чтобы «великий золотоордынский исторический памятник тюркско-татарского средневековья» был включён в перечень культурного наследия человечества и взят под охрану этой организации.

Помимо того, некоторыми «учёными людьми» уже давно высказывается такое мнение, претендующее на истину, что «Истоками России являются как православие, так и ислам, как славянское, так и тюркское начало. Это её генетический код, от которого не уйти и не избавиться. Он будет определять будущее страны. Иначе говоря, у России две опоры, две ноги – Киевская Русь и Золотая Орда. Все проблемы, вся неопределённость национальной идеи и реальной политики в России происходят из-за игнорирования этого факта, из-за стыдливого отказа от татарского наследства под влиянием петровско-екатерининской традиции».

А вот что произнёс 04 июня 2015 года губернатор Саратовской области Валерий Радаев на открытии международной научно-практической конференции. В скобках – вопросы, которые возникли у меня к губернатору.

«Добрый день, (а вы не боитесь, Валерий Васильевич, что этот день станет чёрным, проклятым днём, посеявшим межнациональную рознь на саратовской земле?) уважаемые участники конференции.

Я искренне горд (да здесь стыдиться впору, чем, собственно, тут можно гордиться?), что проблематика нашего научного форума привлекла (а разве не деньги буржуазных националистов-русофобов это сделали?) такой авторитетный (а как у них с совестью, всё в порядке?) состав ученых и экспертов.

Для Саратовской области тема средневекового города Увека – выстраданная (у кого можно узнать фамилии страдальцев?), осмысленная (вы хотели сказать – бессмысленная, может быть?), открывающая новые горизонты (Валерий Васильевич, ваш спичрайтер употребляет наркотики? Какие горизонты?). Местное научное сообщество не первый год ею занимается и продолжает постигать всё новые и новые пласты (а что кардинально нового стало известно об Увеке за последние сто лет?). Думаю, настало время (по команде из Вашингтона или Эр-Рияда?) привлечь к этой работе максимально широкое внимание (для максимального разжигания межнациональной вражды?), потому что, насколько мне известно, в исторической науке любое локальное открытие может (кто сказал вам эту чушь?) повлечь за собой пересмотр (каким антироссийским силам понадобилось сейчас пересматривать историю?) устоявшихся представлений (а вам хочется всё расшатать?).

Для специалистов это новая сфера исследования(повторяю вопрос о наркотиках, всё так плохо?). А, например, для нашего региона назвать Увек предтечей Саратова – значит (выставить себя на посмешище?) по-новому взглянуть на его летоисчисление.

Это, конечно, прерогатива ученых – устанавливать возраст городов, но для нас важен сам факт, что осёдлая жизнь на берегу Волги, где сейчас стоит Саратов, существовала задолго до приезда Засекина и Турова (то есть Засекин и Туров Саратов не основывали, здесь уже всё существовало до них?).

Государственная политика, особенно последних нескольких лет, настраивает нас на изучение и сохранение своих первооснов. Именно этот процесс формирует патриотизм, бережное отношение к истории, уважение к традициям и культуре других народов (кроме русского, так надо понимать?). В каждом регионе, на любой территории есть сакральные объекты, которые делают это место узнаваемым и привлекательным.

В Татарстане – Казанский кремль, Свияжск и Булгар. В Волгограде – Мамаев курган, в Саратове – место приземления Гагарина и Увек (а в чём сакральность Увека? Вы бредите, или для вас Увек и Мамаев курган действительно равноценные объекты?).

В контексте задачи продвижения регионов, раскрытия их туристического потенциала через культурно-историческое наследие, нам, жителям Саратовской области крайне важно сберечь и показать всему миру свои святыни (какие именно?). И, как я уже сказал, Увек – одна из них (Увек – святыня?В чём святость Увека? Вы тоже что-то курите, Валерий Васильевич?).

Стало традицией проводить фестиваль под названием «Один день из жизни средневекового города», во время которого зрители становятся участниками исторической реконструкции золотоордынского поселения (разве это не тоже самое кощунство, что проводить фестиваль «Один день из жизни Третьего рейха», где участники станут реконструировать Освенцим, к примеру и станут театрализовано сжигать в печах чучела изображающие евреев или цыган? Вы там сбрендили в правительстве области, что ли?).

И надо заметить, что с каждым годом интерес к акции у местных жителей возрастаем (а это не соотносится с ростом психических заболеваний в Саратовской области?). Причем жителей всех поколений. День Увека (почему не Освенцима, Майданека, Бухенвальда?) стал народным многонациональным праздником (с каких пор Иго и геноцид народов стали праздником? Это для кого, конкретно, праздник?). И как тут не вспомнить известное высказывание о том, что «только тот народ с оптимизмом смотрит в будущее, кто с почтением взирает на собственное прошлое» (тогда почему вы, губернатор Радаев, в прошлое смачно плюёте? Где ваше почтение к национально-освободительной борьбе народов России с Золотоордынским Игом?).

Мы, саратовцы, действительно с почтением оглядываемся в 13 век (только 13 век вам антироссийские силы приказали почитать и ничего более? На остальные века им и вам начхать, на них распрю не разожжёшь?) и с оптимизмом смотрим в будущее. Оптимизмом, связанным с надеждой (так сильно надеетесь на осуществление этого антинаучного безумия?) соединить историю Саратова и Увека в общую хронологию.

Само это место – Увек, (вы в курсе, что настоящее название этого небольшого поселения – Укака? Не хотите вернуть Увеку исконное название?) где сейчас стоит Саратов, - уникальное и для прошлого и для настоящего. Здесь всегда жили люди. Здесь соединились степь с лесами, Восток с Западом, торговля с земледелием, десятки национальностей, множество конфессий и культур (а разве Саратов стоит на месте Увека? Или, всё же, Увек вошёл в городскую черту, вследствие роста территории Саратова?).

И всё это пространство, омываемое Волгой, было открыто и безопасно, не имело ни стен, ни укреплений (и поэтому было легко, раз и навсегда уничтожено Тамерланом?). То есть, мы видим в далекой древности ту модель, к которой стремится сегодня (модель саморазрушения и гибели?) Россия – свободная, открытая, ориентированная на Запад и Восток (а на Север и Юг она уже перестала ориентироваться?), при этом сохраняющая свою самобытность.

И чтобы сделать эту модель зримой и подарить не только соотечественникам, но и гостям из других стран, вы сегодня здесь, на Саратовской земле, делитесь опытом и научными (скорее, антинаучными, высосанными из пальца?) выводами.

За это вам моя огромная благодарность (а ИГИЛ, тоже благодарна?), как и низкий поклон (от Аль-Каиды?) всем, кто своей инициативностью, заинтересованностью, активной гражданской позицией приближает Увек к Саратову (непонятно, это вы сейчас про быстро растущее Увекское кладбище? Ибо, посёлок Увек и так входит в Саратов, как ещё его можно приблизить?). Уверен, та база, которая будет собрана по итогам нашей конференции, станет серьезным научным аргументом для комиссии ЮНЕСКО (считаете, что там работают дебилы, которые поверят в вашу увекскую афёру?) и она возьмет этот объект под свою защиту (а жителей Увека куда? Пинками под зад выкинут с родной земли?).

Всех гостей и участником нашего форума приглашаю в субботу на экскурсию по Увекскому городищу, а также на национальный татарский праздник Сабантуй, который в нашей области проходит с большим размахом (какие могут быть праздники, у области с 60 млрд. руб. долгом?).

А чтобы «времён связующая нить» не обрывалась, хочу пожелать нашей стране и каждому её региону в канун Дня России ровно то, что было отчеканено на увекских монетах семьсот пятьдесят лет назад: вечная слава и сопутствующая ей честь» (а где ещё были найдены укекские монеты, кроме самого Увека, честный вы наш?).

Ну что тут скажешь после этих слов губернатора?!

А ведь сказать-то есть что, но сначала посмотрим, что отражено в пунктах резолюции научно-практической конференции:

- в качестве даты основания Укека следует рассматривать 1262 год;

- Саратов – наследник и преемник Укека, следовательно, рекомендуется и его дату образования вести от золотоордынского города;

- следует добиться признания Увекского городища в статусе охраняемой территории федерального значения;

- создать музейный и культурно-туристический комплекс на его территории;

- в День города часть торжеств должна посвящаться Увеку;

- добиваться включения Укека в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

Несмотря на заявления некоторых товарищей, чётко выразивших мысль о том, что никаких научных доказательств о непрерывной связи между Укеком и Саратовом не имеется, резолюцию приняли единогласно. Солидно, по-взрослому.

По-взрослому, тоже, выступил на конференции руководитель Поволжского отделения Кафедры ЮНЕСКО по сохранению градостроительных и архитектурных памятников Рафаэль Валеев, который предложил на территории средневекового города Укека в Саратове создать музей, а для этого отселить оттуда местных жителей, и создать вокруг Увека охранную зону, а также продолжать проводить археологические раскопки и конференции, чтобы доказать преемственность Укека и Саратова.

Любопытное предложение, но интересно, как к нему отнесутся жители Увека? Думаю, вряд ли одобрят.

А теперь давайте разберёмся, в этой «увекской афёре» и что за этими действиями в действительности стоит.

Начнём с идеологии. С того, что нам «втюхивают» и «впаривают» без зазрения совести. Это – о «возвращении к истокам», «к тюркскому началу», «к генетическому коду», «к Золотой орде» и т.п. Более того, нам предлагается отпраздновать «Один день из жизни средневекового города», во время которого зрители становятся участниками исторической реконструкции золотоордынского поселения.

Но что такое есть для Руси Золотая Орда? Это татаро-монгольское нашествие, во время которого Русь из страны городов – Гардарики, превратилась в выжженную пустыню, нашествие, во время которого половину населения убили или угнали в рабство. Нашествие, которое отбросило страну на два-три столетия назад от европейских государств.

Золотая орда – это трехсотлетнее мучительное Иго с бесконечным сбором денежной и живой дани, угоном в полон женщин и детей. Это свыше сотни крупномасштабных карательных опустошительных набегов, это нескончаемый чудовищный геноцид русского народа, который может быть сравним только с немецко-фашистским вторжением в двадцатом веке.

Нам это предлагается праздновать, геноцид собственного народа? Не только русского, отмечу. Перед нашествием на Русь татаро-монголы вырезали половину населения волжских булгар, мордвы и других народов, оказывавших им сопротивление. Волжская Булгария исчезла после этой резни навсегда.

Представьте, что кто-то предложит нам отпраздновать 22 июня? Или провести фестиваль, «Один день из жизни Освенцима»? Согласимся? Или дадим этим аферистам в морду за такие предложения?

Теперь перейдём к возрасту и «сакральности» Укека. Помнится, в 2002 году некто д.и.н. Р.А. Рашитов, вместе с к.н. Р.А. Сингатулиным «на голубом глазу» убеждали мировую общественность, что «великому тюрко-татарскому мегаполису, основанному самим Бату-ханом в 1253 году», в 2003 году исполняется 750 лет!

«Не проканало» у них при губернаторе Д. Аяцкове, как говорится, но лиха беда начало, и вот, спустя тринадцать лет, уже при В. Радаеве, эти же персонажи утверждают, что датировка образования Укека - 1262 год!

А что же Бату-хан, спросите вы? Увы, он Укеку ничем помочь не мог, поскольку к тому времени уже благополучно усоп.

Следуем дальше, давайте исследуем, что же это за «средневековый мегаполис» такой удивительный? Судя по результатам археологических исследований, Укек расположился на 205 га холмисто-овражистой территории и на 2 км вдоль берега Волги. Соответственно, по размерам и условиям этот «мегаполис» вполне соответствовал бы среднему современному саратовскому селу с населением около 2 тыс. человек, что подтверждается сравнительно небольшим числом имеющихся захоронений.

Исторически такие небольшие населённые пункты не «основываются» даже, они – «возникают» там, где для этого есть предпосылки. В случае с Укеком – это удобное для переправы через Волгу место, про которое люди знали и использовали его всегда, можно сказать, тысячелетиями.

Но удобное для переправы, место, оказалось не самым удобным для жизни. Селиться там, оказалось возможным только на прибрежных возвышенностях, где до сих пор существуют огромные проблемы с водой, а на берегу нельзя было строить ничего, поскольку во время половодий Волга затопляла пологий берег и сносила всё, что там находилось. По этой причине на берегу реки никогда ничего постоянного и не строили, и все разговоры об ушедшем под воду и затопленном «варварами» средневековом памятнике, не имеют под собой никаких оснований. Причалы, мостки, дорожки – это всё, что после открытия переправы переносилось вслед за убывающей водой и на зиму снова убиралось на возвышенность.

Увы! Но никаким «мощным транспортно-логистическим узлом» Укек тоже не был, и в том числе, «Поволжскими Помпеями, Пальмирой и Атлантидой». Даже средневековым городом в прямом смысле, назвать Укек нельзя, поскольку это всего лишь одно из немногочисленных татаро-монгольских золотоордынских поселений, жизнеспособность которого поддерживалась обслуживанием переправы через Волгу.

С переправой же было связано и наличие в Укеке некоторого кустарного ремесленного производства, богатых феодалов и рабов для выполнения тяжёлых работ, таких как закачка воды в арыки, погрузочно-разгрузочные работы и каторжный труд гребцов.

По историческим меркам Укек, или Укака, как его называют арабские источники, просуществовал совсем недолго, 130-150 лет до 1395 года, и 40-60 лет не дожил до окончательного распада в 1438 году Золотой (Большой) орды и начала Казанского ханства, которое просуществовало ещё меньше Укаки: 114 лет - до 1552 года.

Сравните с хронологией крупных сёл Саратовской области, многие из которых имеют более трёхсот лет своей истории!


Таким образом, ни по времени, ни территориально, Укек не относился к Волжской Булгарии (тюркам-булгарам) и Казанскому ханству (новообразованному тюркоязычному этносу), а являлся изначально татаро-монгольским поселением, функционально - перевалочным пунктом, на длинном пути из Азии в Европу.

С принятием монгольскими ханами и знатью ислама, в Золотой Орде очень сильно усилился тюркский этнический элемент, но относительно очень короткого существования Укека, можно сказать, что процесс тюркизации и исламизации жителей шёл не очень стремительно, вплоть до уничтожения его войском Тамерлана. Укек, в этом смысле, как перевалочный пункт, был действительно многонационален и разноконфессионален. На это указывают обряды и типы захоронений, обнаруженные археологами.

Теперь немного о терминах. Слово «татары» это русский термин, обозначающий восточно-тюркские племена, а со времени татаро-монгольского (татарского) нашествия, жителей Золотой Орды. К примеру, тюрок – Волжских булгар, или до них – хазар, русские татарами не называли, а по собственным именам.

Есть так же версия, что «та-та» или «тар-тар» это китайское название, но тогда возникает вопрос о том, как китайское название попало в русские летописи, описывающие нашествие татаро-монголов на Русь?

Золотая Орда это тоже русское понятие, поскольку сами монголы делили Улус Джучи на две орды: Ак-орду и Кок-орду, Белую и Синюю. Ак-орда, это и есть то, что мы называем Золотой Ордой и своё название она получила в честь золотого купола великоханского шатра.

После образования Казанского ханства началось формирование нового этноса, который со временем принял на себя русское название «татары». Бывший хан Золотой Орды Улу-Магомет, прибыл на левобережье Волги в 1437-38 гг. во главе трёх тысяч своих воинов-татар и покорил местные племена, которые со временем приняли и религию, и язык, и обычаи, и название, таким образом составив основу этногенеза «казанлы» – современных казанских татар.

Итак, мы видим, что современные татары к золотоордынскому Укеку отношения не имеют, если только кому-то в голову не взбредёт через того же Улу-Магомета связать Казанское ханство с Золотой ордой и возложить на не имеющих никакого отношения, казанских татар, ответственность за трёхвековой геноцид русского народа, но это уже из области фантастики.

Переходим к Саратову, и к тому, как основывались в ту пору города.

Саратов относится к типу городов-острогов, собираемых из заранее заготовленных материалов, которые сплавлялись по реке вместе со строителями, военными в большом числе, и необходимыми для строительства, житья и последующей обороны, припасами.

Строительство крепости дело не дешёвое, особой государственной важности и готовилось заранее по воле царя и спрос за неудачу в этом деле был строг до беспощадности.

Нам некоторые историки пытаются внушить, что Саратов возник не в заранее подготовленном месте, а случайно, и лишь после, для построенного острога основатели стали придумывать название, да ещё на татарском языке. Дескать, построили и давай думать, как назвать?

Конечно же, нет! Это не может укладываться в рамки здравого смысла, и так не было. Название города и заранее выбранное для него место являлось частью проекта «Саратов», как и других, похожих городов-острогов на Волге. Следовательно, название города появилось ещё до того, как на берег ступила нога отцов-основателей, Засекина и Турова. Более того, название «Саратов» было настолько значительным, или говоря современным языком конкурентоспособным, что царь Фёдор остановил свой выбор именно на нём.

Что означает это название, данное царскими строителями, пусть доказывают историки, есть множество гипотез, но две из них отмету сразу: «жёлтая гора/сары-тау» - ввиду отсутствия таковой и «ястребиный остров/сарык-атав», ввиду военно-инженерной и экономической несостоятельности строительства города на острове посреди могучей и полноводной реки. Пустить казённые деньги на ветер, построить острог до следующего разлива реки и поплатиться головой за своеволие в выборе места, желающих в ту суровую пору явно не было, так что был Саратов основан на остроге, а не «на острове».

Теперь о том, когда на территории Саратовщины произошло массовое заселение «многонациональным» и «многоконфессиональным» народом, в том числе, русским, татарским, мордовским, немецким и другими. Заселение началось в тот период, когда стало совсем безопасно, а именно, после усмирения Екатериной Второй Крыма, Кубани и Предкавказья. Только в ту пору окончательно прекратились набеги в Поволжье и переселенцам стала выделяться земля для колонизации и землепользования, не считая земель, пожалованных дворянам, которые переселяли в Поволжье целыми сёлами своих крепостных из центральной России.

История подавляющего числа наиболее старых мордовских, немецких, русских и татарских сёл началась именно в екатерининскую эпоху.

Казалось бы, что тут неясного?

Но вот начинает разыгрываться некая политическая игра по стравливанию национальностей в Саратовской области и, если смотреть шире, в Поволжье и Российской Федерации в целом.

Не удивительно, что важную роль на территории области в этом разрушительном процессе, вольно или невольно, играет губернатор Валерий Радаев, руководитель не очень сильный, но амбициозный.

Российские и саратовские элиты, полностью теряя поддержку среди русского населения, начинают заигрывать с национальными меньшинствами, создавая некий «камень преткновения» и начиная выступать «арбитром» в искусственно создаваемых проблемах, в дальнейшем получая поддержку от тех, кого стравили между собой. Этот приём не новый, известный и известно чем эти затеи заканчиваются: кровопролитием и развалом государств.

Скажу своё мнение без обиняков.

Саратовцев татарской национальности пытаются стравить с русскими, обособить, за счёт переписывания истории создать основанный на вымыслах идеологический суррогат для взращивания шовинистических и реваншистских взглядов.

Русское население Саратова путём изощрённого унижения в виде празднования собственного геноцида в виде провокационных фестивалей, путем всё того же переписывания истории связанной с основанием Саратова, возникновением посёлка Увека, натравить на татарское, по принципу «разделяй и властвуй!».

Буржуазные толстосумы и нечистоплотные деятели от науки, ради своих экономических и политических выгод затеяли «увекскую афёру» с переписыванием исторических фактов. Затеяли это для того, чтобы трудящиеся разных национальностей враждовали между собой и были полностью подконтрольны своей национальной буржуазии.

Понятно, что бороться с всесилием Капитала можно только солидарно, и первым шагом саратовцев всех национальностей должно быть решительное «НЕТ!» фальсификации истории родного края и Российской Федерации, а так же полный бойкот провокационного фестиваля «Один день из жизни средневекового города», как символизирующего и одобряющего геноцид булгарского, мордовского, русского и других народов в эпоху Золотоордынского Ига.

Трудящиеся всех национальностей! Выкинем буржуазных националистов всех мастей на свалку истории! Не дадим разрушить наше единство, созданное в годы Советской власти!