из сирийского дневника

Ида Рапайкова
Письма из Сирии часть 17


перевод http://syrie.blog.lemonde.fr/2012/04/17/lettres-de-syrie/

ПИСЬМА ИЗ СИРИИ



7 ноября 2012

Привет.

Если завтра я исчезну, помни, что, как и все сирийцы, я живу на волоске от смерти, ежедневно , хотя и надеюсь, но в одиночку продержаться очень  туго. Только надежда – единственное, что позволяет  сохранять равновесие и предостерегает  от падения. Возможности смерти умножаются  вокруг меня. Шанс, что сегодня ты осталась живой.  Ещё один день жизни – всего на всего шанс. На следующий день, просыпаясь, я благодарю Бога за то, что жива. А вечером,  желаю, чтобы ракеты – угроза их постоянна  – пощадили меня. Если случайно оказываюсь между двумя траншеями, то клянусь, не принимать не одну из сторон – только бы пули пощадили меня.  Я надеюсь, что моя семья не погибнет от бомбы, заложенной в автомобиль шабиха, которая превратит наши с мужем тела в однородное кровавое месиво. Потому что потом, будут помнить его имя, и  забудут мое. Под его фото напишут : "убит", а на моей могиле: "умерла по ошибке".

Я не похожа на себя вчерашнюю. Мой ум был заточен болью. Никто не может чувствовать боль других. Но, знаете ли вы, что такое сострадание? Это производная самого  благородного  духа. Сострадание является величайшим и чистейшим из человеческих  чувств. Если завтра я пропаду, помните, что я однажды была там. Я шла  по канату с надеждой,  что время от времени я взывала к помощи, как те трое героев из романа*  Гассан Канафани, которые так и не дождались её, попав в цистерну, где умерли от удушья.  Я говорила о любви, когда многие говорили о мести. Я настаивала на внимании к окружающим, тогда как проповедовалась культура индивидуализма. Я знаю, насколько ты симпатизируешь мне. Но если я завтра не откликнусь, не забывай,  что в спешке слов, множественности мнений, теорий, инициатив и зон, я просто сделала то, что я должна  была сделать. "Осужденная на Надежду".


• В романе «Люди под солнцем»    трое палестинцев собираются нелегально пересечь границу между Ираком и Кувейтом , в цистерне грузовика палестинца-шофёра. На первом КПП  на границе пассажиры, где проверка заняла несколько минут, беженцы выжили.  На следующей заставе шофер задерживается дольше, и спрятанные в раскалившейся от солнца цистерне люди погибают от жары и отсутствия воздуха. Шофер выбрасывает трупы на свалку, забрав у них деньги и документы. Таким образом, им не удается ни заработать денег, ни даже остаться в живых. В своей смерти они остаются такими же неимущими чужестранцами, как и при жизни.

=====

21 ноября 2012

Привет.

Открываю перед собой страницу Word. Потом закрываю.  Когда компьютер спрашивает меня:  хочу ли сохранить  изменения, я нажимаю "нет" ... Эта маленькая игра длится уже с две недели.

Запутанность событий не позволят четко записать происходящее.  Основные выражения витающие в воздухе:  "Мы ничего не понимаем", "Ситуация совершенно безнадежная."

За последние два года, режим замутил воду с непревзойденным мастерством. Вначале он разложил карты на столе, потом их тщательно перемешал. С легкостью запутав всё.  Задача состоит в том,  чтобы навести порядок. Сирийцы каждый день пытаются поставить всё в естественное положение, по крайней мере, хотя бы у себя  голове, чтобы  понять, что происходит на самом деле.  Но с каждым днём сделать это становится всё сложнее.

В сентябре 2011 года случайно со школьными коллегами, которых можно назвать «агрессивными патриотами» (одна из них была женой офицера  Мухабарата) зашёл такой разговор. Меня спросили: «Что случилось вчера в вашем районе?"

Я честно ответила: "Была демонстрация.  Они стреляли по протестующим.  Они убили четырех молодых людей, одна из пятнадцати раненных - женщина ...."

После неловкой паузы, кто-то из них  заметил: "Бог проклянет эти банды, которые, как вы можете видеть,  вытворяют такое?"

Я удивилась собственной смелости,  парировав: "Но каковы силы безопасности, которые стреляли по безоружным, что  я видела своими собственными глазами."

В тот вечер  мой муж упрекнул меня за легкомысленность в разговоре.  Некоторые из наших друзей уже стали побаиваться,  что если кто-то из моих коллег напишет заявление на меня  в службу безопасности,  я буду очень строго наказана. К счастью, этого не сделал никто.  Случилось другое: среди преподавателей и студентов моя репутация приобрела характер противника.  Мои коллеги начали лить на меня оскорбления, как на «диссидента»,  записали в «диверсанты»,  отнесли к  "врагам страны, которые сотрудничают с Израилем и Америкой для внедрения на  землях страны  сопротивления" и т.д.

Теперь, год спустя, уже не возможно противопоставить  загадочные "вооруженные банды, которые убивают противников" и  военных и разведывательные службы, чья репутация  безупречна. Стало невозможным  игнорировать правду. Все знают, что происходит. Тем не менее, они  по-прежнему стараются  фальсифицировать правду и оправдать спецслужбы.  Всем известно, что армия входит в дома и расхищает их, а затем народные комитеты греют руки на том, что военные оставляют им на разграбление, прежде чем поджечь  остатки  жилищ. Всем известно, что силы режима убивают, похищают людей и  требуют  выкуп.

Для сторонников такое поведение оправдано. Когда говоришь им, что некоторые члены Народных комитетов, после нападения  растоптали останки жертв, разбросанные по земле, что они разграбили магазины, отвечают: "Военное время .. ., а во время войны все дозволено ".  Они убеждены: "Армия имеет право убить, ограбить и злоупотребить своими правами  ... потому что страна  находится в состоянии войны."  До сих пор можно слышать: " шабиха  имеют право конфисковать у людей их автомобиль, их золото, мобильные телефоны, и никто не должен жаловаться ..., потому что мы живем во времена войны. "

Теперь, случись тот сентябрьский диалог: «Это секьюрити открыли огонь», мои коллеги не станут   пытаться это отрицать. Они просто возразят: "Они заслуживают не просто быть убитыми –  их должно полностью уничтожить !."

Этот великий дурак, принципиально  запутал вопрос, заменив  слово "революция"  словом "война", слово "народ"  словом "сунниты", слово "государство"  словом "режим", и так далее ...

И мы, все мы, где бы мы не находились, мы стремимся каждый день, восстановить порядок слов, привести всё в нормальное русло ...


=====

22 ноября 2012

День добрый.

Несколько дней назад в соседнем с нами районе  произошел взрыв в автобусе. Один из наших соседей стал жертвой.

Предполагается, что взрыв был направлен против  армейского  КПП. Как назло, ни одного солдата не затронуло,  погибли только  гражданские лица. Что касается раненых, они пополнили ряды тысяч сирийцев, которые стали инвалидами бойни.

Дело было вечером,  наш сосед, молодой человек, возвращался домой   с работы. Его ждала жена. Это был "патриот", член  комитета алавитов.  Ещё до того, как о смерти узнала его жена,  большинство соседей, в том числе и я, уже располагали информацией.

Я наблюдала, как женщина грызет ногти от тревожности ожидания ... Раз за разом соседка брала трубку телефона, чтобы попытаться соединиться с мужем. Её лицо меняло цвет, когда она, по всему судя, слышала на другом конце телефона голос, который равнодушно заявлял: "Запрашиваемый номер отключен  или вне зоны действия сети."

Я чувствовала хоть  секундочку  чувство вины? Может быть ... Просто потому, что мы не знаем, кто из нас убийца,  а кто из нас –  жертва. Все перепуталось. А там, больной диктатор  смеется и продолжает мутить воду. Это бросает нас друг против друга в его игре, которая  может быть остановлена только его уходом.

И вам, моя соседка, мой ближний, говорю, как самой себе: "Будьте сильной. Не позволяйте людям смеяться над вами.   Теперь вы и мать, и отец вашему  сыну ... Ты должна быть твердой! "

Велико сомнение: "Как удалось так внезапно разорвать  все нити жизни, как эта привычная жизнь, которая казалась такой  стабильной и устойчивой, вдруг, предстала полностью разсогласованной, словно мы не люди, а овощи ...?  все маринады, подготовленные к зиме, ковры, которые доведены до стерильной чистоты и готовы согревать  жилище,  банки с мазутом, что мы добыли после долгого томительного ожидания в очередях… Мы отказываемся от чашки кофе, которую можно будет выпить  на следующий день, утром,  в этот вечер шнурок ночной сорочки впервые оказывается у самого горла.... Мы оказались от наших  бесчисленных желаний, забросили цели... Когда пуля запросто может достать твою голову или  бомба упасть у твоих ног -  твоя жизнь резко останавливается".

Мальчик моего соседа прыгал рядом с матерью. Он пытался её смешить.  Может быть, бессознательно, ребёнок уже понимал, что случилось, и таким образом пытался прогнать беду.  Иногда он действительно вызывал улыбку матери ... Это займёт достаточно времени – постижение того,  как в одно мгновение, он присоединился к группе из десятков тысяч сирийских детей, ставших  сиротами.

Ты один теперь, о сын,  моего соседа. Теперь  другие  будут отвечать за решение  судьбы твоего сына.

О своём покойном муже, ты будешь думать: : "Как я могла жить, позволив ему всё решать за меня?  Тогда скажите мне: что мне  делать сейчас? Эта внезапная сеть отняла посох, на который я опиралась. Мне нужно учиться  ходить самостоятельно. Без тебя – я стала хромоногой.  "Потолок моего дома низок" -  так мы  говорим про вдов. Глупый взрыв оставил женщину в молчании,  без работы, без денег, вдовой  в черном ".

Моя соседка  не прочитает эти слова. А я бы  хотела сказать ей ... "Насилие обрезало спокойную ниточку  вашей жизни, но ты не единственная, вся  наша страна изобилует  женщинами  в черном. Твой малыш – твоя маленькая крепость.  Возможно,  он сумеет заполнить пустоту образовавшуюся в твоем подсознании.  Может быть ... "


=====

23 ноября 2012

Я продолжу свой рассказ.

Через несколько часов множество  людей пришло в дом покойного. Среди них немало женщин принадлежало той же конфессии, что и его жена.

Одна из соседок, религиозных фурий,  утешал молодую вдову поразительными словами: "Не позволяйте людям радоваться вашему несчастью.  Будьте  сильной."  Одна из наших соседок в хиджабе, плакала,  пытаясь  выразить свое сострадание со всей искренностью, вероятно, она не поняла смысла произнесённых только что  слов.   "Прокляты те, кто охотятся на невинных, кто бы они ни были." Но, к сожалению, они говорили очень тихо.

Молодая сектантка  выпрямилась.  Она повысила голос, как будто собралась обратиться  к толпе. "Эти преступники  хотят не падения режима. Они хотят оставаться отсталыми, невежественными Они завидуют современной Сирии, ... цивилизации."

Она становилась верной страховкой и силой повиновения, той, кого в теперешней Сирии именуют " tachbih "*, то есть способной спонтанно принять на себя роль шабиха. Женщина говорила, пока молодая вдова не поинтересовалась подняв голову: где ее ребенок.

Одна из соболезнующих заплакала:  "Как долго будет длиться эта речь, Боже мой, мы уже пережили так много ... Хватит!"

Ты должен знать, это  впервые, когда я пошла на соболезнование к «патриотам» домой.  Я была свидетелем многих собраний соболезнующих  на окраинах  Дамаска. Тут и там всегда возникала одна и та же идея, правда выраженная по-иному:  "Бог испытывает наше терпение и веру в него."

Другая из присутствующих, вдруг, громко поинтересовалась: "Когда он собирается принять решение ..." Понимая, она говорила за  президента, я ожидала, что она в конечном  счете дойдет до слова  "отставка" . Но меня тут же отшвырнуло обратно  в реальность: "Когда он собирается принять решение о завершающей стадии  операции?"

Это уже  не первый раз, как  я слышу, что "сторонники" просят  президента ускорить  проведение  "заключительных операций."   В школе я слышала, как один из моих коллег утверждал: «Если бы президент решительно с самого начала подавил их, то они не набрались бы такой силы на  сегодня."

Я чуть не ответила : "Вот как, хорошо? Почему же они до сих пор цветут, если их сорвали?"


плакат : "Ради Бога, давайте прекратим убивать друг друга" (патриоты и повстанцы)
 


* " tachbih " - Тасбихом называют  наиболее частую форму возвеличивания Аллаха (зикра): «Субханаллах», затем - «Альхамдулиллах» и, наконец - «Аллаху акбар»

(Продолжение следует)