Секретная оборона. Слово к Летучей мыши

Ида Рапайкова
"Летучая мышь" из сектора правых французов как-то сказал: "А правительство не боится остаться без ушей?" На редкость честный парень, вероятно, из тех, кто свято верил в возможность превращения Парижа в кибер-Мекку. Без оглядки на Старшего Брата и чью-то там Мать.

Все в курсе: Парижу не позволили. Глобализация, кастрация, прострация, инквизиция -там нет места для лидирования французам. Весь Голливуд заточен под супер-героя - спасителя человечества. Ни из какого другого "поля ягода" вызреть не может. Разве что ностальгическая Бондиана. Наглосаксы - как теперь позволено хохмить над хозяевами.

Оттого неожиданно нашел путь к сердцу  неплохой шпионский триллер о жестоких буднях французской внешней контрразведки "Интересы государства". Замечу в российском прокате указанное название - достаточно вольный перевод с французского. На мой взгляд, больше соответствующий имперской вводной для воспитания соответствующего угла зрения на проблему.   

Оригинальное название - "Secret d;fense" - ближе к "Секретная защита", или если уж совсем буквально "Секретная оборона". Название Дефанс происходит от названия памятника Ля Дефанс в Париже ("Оборона Парижа"), который был поставлен в честь солдат, защищавших город во время франко-прусской войны 1870 года. Холм, на котором сегодня стоит Большая Арка, носил ранее романтичное имя Chantecoq (Песнь Петухов).

Секретная оборона в нашем случае -  DGSE, французский эквивалент ЦРУ или MI6 по борьбе с терроризмом.   Французы довольно доступно для не предвзятого зрителя доказали, что не только американцы умеют бороться с терроризмом. Сюжетная линия очень динамична, по стилю напоминает чем-то «Рекрут» и «Совокупность лжи», внимание зрителя авторы пытаются перехвать даже  в простых диалогах, сменяя их резкими движениями или новой обстановкой.

В фильме хорошо показаны жестокие методы вербовки агентуры. Во время которых спецслужба не остановится ни перед чем. Когда во имя государства, все средства хороши — пускай даже самые низменные. Это драма людей, которых ломает система, дабы перековать их в свои орудия.

Собственно непохожесть на рекламные блок-бастеры заключается в том, что с одной стороны мы понимаем: террористические группы и разведка проводят битву в ежедневной безжалостной войне во имя радикально противоположных идеологий, и тут же видно обратная сторона медали: террористические и тайные агенты ведут почти одинаковый образ жизни.

Это люди по сути лишенные собственной жизни, личных привязанностей, чувств в угоду борьбы двух кланов. Каждого, завербованного в сети, что по одну сторону обороны, что по вторую, превращают не просто в марионетку, в разовый (реже многоразовый, если повезет выжить и не свихнуться) презерватив. Защитный инструмент от проникновения нежелательных сперматозоидов к яйцеклетке.

- Ты не понимаешь, через что мне пришлось пройти! - кричит французский парень, принявший ислам, дабы отомстить  Парижу.

Восклицание адресовано его ровеснице француженке, которую антитеракот их родины использует с другой стороны сети. Героиня Ваины Джеконте прошла аналогичный ад унижений человеческого достоинства - и лишь, как выяснится в конце фильма, с одной целью - защитить свои телом пассажиров в парижском метро. Французский бог остался глух к стенаниям молодых людей рожденных под его патронатом. Подумаешь, кого-то изнасиловали, кого-то убили: в целом все построено на способности госорганов, в лице опытного и циничного спецагента Алекса, противостоять мусульманским экстремистам, в лице главаря боевиков Аль-Барада.

Достоинство сюжета — мысль: по обе стороны баррикад есть живые люди, и часто между ними намного больше общего, чем кажется, во-первых, их никто не считает живыми, да ещё и людьми, из государственной вертикали, во-вторых.

«Агент это не инструмент — это оружие»… Наши тела как оружие в борьбе ненаших тел друг с другом за мировое господство. И, разумеется, посредники, кибер-специалисты, которые собственно и являются нашим разумом и ненашими руками.