Олег Видов Часть 2 Глава 47 Транссибирский экспрес

Александр Руденский
          ГЛАВА 47 - 1977 год  фильм " Транссибирский экспресс "

  В это же время летом проходили съемки еще одного фильма, в котором Олег
  сыграл небольшую эпизодическую роль. Это был телевизионный художественный 
                фильм « Транссибирский экспресс »

     Следует сказать, что толчком к созданию фильма была газетная статья в двух
  номерах « Правды ». Реальные события рассказанные в ней, трансформировались
  в сценарий фильма. 

         В основе сюжета фильма события, которые относятся к 1927 году.
  В Японии убивают единственную дочь крупного бизнесмена Сайто с целью запугать
  его. Он выступает за налаживание экономических связей с коммунистической 
  Москвой. И, несмотря на гибель дочери, бизнесмен все же отправляется в Москву
  на транссибирском экспрессе с целью начать торговые переговоры с СССР.  Но
  спецслужбы  некоторых стан в этом не заинтересованы и намерены, во что бы то
  ни стало, сорвать его планы по заключению торговых договоров между Японией и   
  Советами. Японская разведка и русская эмиграция в Харбине готовят убийство
  Сайто. Разработав операцию во время которой убийство бизнесмена в поезде
  произойдет на советской территории и будет приписано советскому агенту, они
  на роль такого «агента» выбрали, как им показалось самую подходящую среди
  русской эмиграции кандидатуру. Это немного глуповатый на вид русскоговорящий 
  хозяин варьете в Харбине.

  Не подозревая, что он является агентом ВЧКа, они отправляют его в паре с
  якобы женой (Нона Терентьева) в поездку в поезде в соседнем купе с японским
  бизнесменом. Там же в вагоне следуют остальные члены этой группы, которые
  должны выполнить задание резидента японской разведки и центра русской
  белогвардейской эмиграции. Представителя этой эмиграции, который организует
  на практике этот план - Федотова, сыграл Олег Табаков. Его герой выбрал на
  роль подсадного ничего не знающего «мешка» беззаботного владельца
  преуспевающего кабаре, совершенно не интересующегося политикой.

  Ему внезапно и очень навязчиво предложили отправиться в путешествие на поезде
  в Москву в качестве китайского туриста. Его снабжают документами на чужое имя,
  деньгами, и непонятно для чего сшитыми новыми двумя костюмами. Понять с какой
  целью именно его отправили в эту поездку, и что за всем этим стоит, он должен
  раньше, чем произойдут роковые события в поезде. Он понимает, что от этого
  зависит и его личная судьба и жизнь. Рассчитывать ему приходится только на себя.

                «Транссибирский экспресс» —
            второй фильм трилогии о советском разведчике Чадьярове.
 
       Первую картину «Конец атамана» поставил режиссер Шакен Айманов.
  Считается, что этот фильм, снятый в 1970 году, стал поворотным в судьбе
                «Казахфильма».

  Сценарную основу «Конца атамана» написал Андрон Кончаловский. А Шакен Айманов
  талантливо и ярко снял его. Фильм имел всесоюзный успех и получил много премий.               

    А продолжение картины Шакен Айманов сам снять уже не мог, его не стало…

  Но ко второму фильму о разведчике, вернее сценарию к нему, опять имел
  отношение Андрон Кончаловский. И он сам рассказал, как появился сценарий 
  « Транссибирского экспресса »  в одном из своих интервью (Гюльнара Нурпеисова).

  Он в то время прочитал детектив Агаты Кристи «Восточный экспресс», где убивают
  в поезде. Это натолкнуло его на мысль, что все основное действие должно 
  происходить в таком вот экспрессе – поезде. Это был период, когда Андрону
  Кончаловскому не просто нравились детективы, а нравилось придумывать, и
  писать подобные истории. И однажды на кухне у Андрона Кончаловского сидели
                Никита Михалков и Александр Адабашьян.

  Никита Михалков и Александр Адабашьян что-то обсуждали, когда Андрон
  Кончаловский предложил им: «Ребята, напишите вот что!..» Сам он был занят
  в это время другим фильмом. А они этим предложением заинтересовались,
              и в результате появился совместный сценарий.

  (Александр Адабашьян - выпускник Московского высшего художественного училище,               
  бывшей Строгановки, художник и сценарист (чуть позже вместе с Н. Михалковым
  он напишет сценарии фильмов «Неоконченная пьеса для механического пианино»,
  «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни Обломова», станет актером и режиссером
  и получит звание заслуженного художника России).

     После выхода фильма на экраны все три сценариста были удостоены
               Государственной премии Казахской ССР 1978 года.
 
  Третьим фильмом, в котором действовал тот же советский разведчик, в исполнении
  того же актера Асанали Ашимова,  был фильм « Маньчжурский вариант » о событиях
  начала 1945 года. Сценарий к этому фильму был написан режиссером Игорем
      Вовнянко, совместно с исполнителем главной роли, самим актером.   
         
                *    *    *

  Съемки фильма проходили в разных местах: Каратау, Жанатасе, в городе Панфилов
 Алма-Атинской области и в других местах Казахстана, в Литве - Вильнюсе и Москве,
 причем все это было довольно быстро. Фильм был сделан меньше чем за год.

 Именно в город, или вернее городок Панфилов приезжал Олег на съемки. Панфилов               
 был выбран не случайно. Этот маленький городок - поселок, насчитывавший тогда
 около 24 тысяч жителей был расположен в 25 км. от китайской границы на высоте
 683 метра над уровнем моря. В городке находились пограничники и воинская часть
 №777. Кроме обычных: телефонной станции, почты, школы, кинотеатра, универмага,
 там находилась одно сооружение, которое очень было похоже на китайские
 постройки.  Вот она и привлекла к себе кинематографистов – как бы Харбин на
 территории Казахстана.
                (фото мечети в Панфилове)

   Это была деревянная  мечеть, построенная в XIX веке без единого гвоздя на 
 деньги местного купца Валибай-ахун Юлдашева. Мастера, который согласиться такое
 построить он нашел только в Шанхае. Хунь Пит (Хон Пик) заинтересовался
 предложением купца и приехал в это почти безлюдное место. Более 10 лет строилась
 эта удивительная постройка. Когда проходили съемки фильма помещение
 использовалось для разных гражданских целей. После 1969 года началась
             реставрация и функционирование как мечети.
               
  Именно на ее фоне и в ней проходили съемки с участием Олега Видова
                и Асанали Ашимова.               
                ( КАДР ИЗ ФИЛЬМА )
                . 
  Сам этот факт – съемки фильма и присутствие Олега Видова внесли в жизнь
                этого городка определенное оживление.

  « Когда Олег Видов приезжал на съемки, это была настоящая радость, которая
 появлялась вместе с ним. Он был весь такой яркий , открытый, радостный. И в
 съемочной группе происходило оживление: Ой Олег приехал.. И для нас для всех
 это был своеобразный праздник. Это всем было приятно. Хотя была страшная жара и               
 сами съемки были нелегкие. Многое снимали внутри небольшого пространства               
 поезда. На железнодорожной ветке между Каратау –Джонатас.» - Вспоминает актер Олег Ли.   

  Да действительно, лето того 1977 года в Алма-Атинской области было очень
 жарким. Были побиты температурные рекорды. Это был год  «Огненной змеи»               
                по восточному календарю.

  Хотя Олег Видов и Асанали Ашимов были одеты по-зимнему, ведь по сюжету события
 происходят в октябре и Олег Видов одетый в пальто при 35 градусной жаре, говорит   
                - « Холодно Идем внутрь. ». 
               
                *    *    *
          
          Этот советский боевик поставил  режиссер Эльдор Уразбаев.
        Во время съемки фильма он познакомился со своей будущей женой               
                –   актрисой Натальей Аринбасаровой. 
   
                Уразбаев Эльдор Магоматович
                Режиссер, актер, сценарист.
                Родился 11 октября 1940 года в Ташкенте.

      В 1963 г. Окончил механико-математический факультет МГУ
      В 1972 окончил   Высшие курсы сценаристов и режиссёров (ВКСР)
             в мастерской  А. А. Алова  и  В. Н. Наумова.
      Работал ассистентом режиссера в группе Шакена Айманова на киностудии «Казахфильм».
      После трагической смерти Айманова снял второй фильма о том же разведчике.
      В 1978 г. Стал Лауреатом Государственной Премии Казахской ССР.
      В 1979 году перевелся со студии «Казахфильм» на ЦКДЮФ имени М. Горького,
      В 1982 году женился второй раз - на актрисе Н. У. Аринбасаровой, которую 
                снимал в «Транссибирском экспрессе».
      С 1982 года - руководитель Первого творческого объединения киностудии
             Горького,
      с 1987 года - художественный руководитель творческого объединения «ТВК»
                (телевидеокино) этой студии, 
      В 1998 году  удостоен Звания  «Заслуженный деятель искусств РФ » .
      с 1995 года - член Правления Киностудии имени М.Горького.
    
                Снял как режиссер 18 фильмов. Среди них:
    1979 г. – « Фрак для шалопая »               
    1987 г. – « Визит к Минотавру »               
    1982 г. – « Инспектор ГАИ »               
    2001 г. – « Хозяин империи »

     К двум фильмам написал сценарии. В девяти фильмах снимался как актер.

              В 2010 году с Аллой (новой женой) уехал в США.
    Два года прожил  и лечился в Денвере, где скончался на 72 году жизни.
                Ушел из жизни  21 февраля  2012 года..
 
                *   *   *   
           Главную роль в этом фильме сыграл  Асанали Ашимов.   
                Вот как он сам о ней рассказывал:
   
 — « Я играю чекиста Омара Касымханова, и эта роль очень близка мне. Бывают свои 
   и не свои роли. Эта — именно моя. Омар Касымханов близок мне своей   
   принципиальностью, патриотизмом. Он очень любит Родину. А потом он чекист,
   и значит, тоже актер. Разведчик — это же высший пилотаж актерского мастерства,
   высший класс. Разведчик — сам и режиссер, и сценарист, и актер. Он должен быть
   и чрезвычайно находчивым, и обладать качествами провидца, уметь до мелочей   
   просчитывать ситуацию. Кстати, чекиста в фильме я сам озвучиваю. А вот хозяина
   кафе, который «косит» под дурачка, озвучивал Калягин, хотя и это моя роль. Так               
   сделали специально. Человек один, но он чекист, он как бы в двух ипостасях. »
         
                А актер Олег Ли добавляет:

  — « Асанали Ашимов нормально отнесся к тому, что в русском звуковом варианте
        картины, его персонаж заговорил голосом Александра Калягина.               

  Мы же творческие люди и понимаем, что в кино такое происходит на каждом шагу.   
 Всем известно, что Донатас Банионис очень любил, когда его озвучивал Александр
 Демьяненко. Так и в «Транссибирском экспрессе» получилось. Режиссеру в какой-то
 момент показалось, что у главного героя по ситуации должен быть не бархатный,
 красивый баритон Ашимова, а характерный комедийный фальцет Калягина. Калягин
 задумку Эльдора понял сразу, и роль была озвучена чуть ли не в две смены.
 Но в сценах с Наташей Аринбасаровой Асанали Ашимов говорит своим голосом —
 драматургически это тоже оправдано, ведь в этих эпизодах его герой-разведчик
          не притворяется придурковатым хозяином варьете. »
               
                А Асанали Ашимов продолжал  вспоминать :—

  « Мне тогда было под сорок лет,  и было довольно сложно держать вес в норме.               
 А чекист ведь очень подтянутый. В общем, требовалось похудеть. Я даже специально               
 ездил в Ессентуки, чтобы сбросить вес. И сбросил. На восемь килограммов. И вот               
 актеры, съемочная группа начинают отмечать какое-то событие, застолье
 устраивают, а я в стороне, хотя и обидно это. Но держался. Потому что у актера
 чувство ответственности должно быть обязательно. А потом ведь, как сытым хорошо
 сыграешь. У сытого человека мыслей в глазах меньше. Работали, конечно,
 напряженно. Выезжали на съемки в шесть часов утра, возвращались в два ночи. Лето
 стояло жаркое, грим таял. Но группу Эльдор подобрал очень хорошую, никто не 
 жаловался. Можно сказать, это был единый ансамбль.И не смотря на довольно
 тяжелые условия и напряженный ритм работы, успевали и бщаться, и танцевать, и дружить.
               
                * * *               

    Ашимов Асанали Ашимович  родился 8 мая 1937 года в с. Байкадам Сарысуского
                района Джамбульской обл., Казахская ССР.
   В 1961 году кончил Театрально-художественный институт искусств при Казахской
           государственной консерватории им. Курмангазы , в Алма-Ате.
   С 1963 года — актер и режиссер Казахского Государственного Академического
                театра драмы им. М. Ауэзова.
   В 1974 году  - Лауреат Государственной премии Казахской ССР им. К.Бейсеитовой 
   за роль в фильме «Конец атамана») и Лауреат Государственной премии СССР 1974
года                за театральные роли;
     В 1978 году ему присвоено Звание  « Народный артист Казахской ССР ».
              В 1980 году – Звание  « Народный артист СССР ».

          Первая жена, Майра, (дочь режиссера Шакена Айманова) и
              двое сыновей, Мади и Саги, - трагически погибли.
    Вторая жена Багдат в 2007  году родила 70-ти летнему актеру сына
                - Асанали-младшего.

                *   *   *
  Кроме роли Асанали Ашимова, многие другие, вне зависимости от экранного времени
 в этом фильме, можно считать очень важными для сюжета. Это практически все
 действующие лица. И в силу того, что в моем распоряжении имеются воспоминания
 одного из них – Олега Ли, то я постараюсь рассказать о всех этих актерах.
                Начну с моего героя – Олега Видова.

  В этом фильме у него несколько эпизодических сцен. Он играет Андрея - связного       
 Чадьярова. Через которого разведчик поддерживает связь с центром. Роль очень
 простая на первый взгляд, не требующая особых усилий. Но именно в таких
 маленьких ролях надо все сыграть очень точно. Ведь других сцен – выигрышных нет. 
 Иногда у известных актеров кино спрашивают, а зачем они вообще снимаются в таких 
 эпизодах. Как я писал об этом раньше, это их работа. Театральные актеры имеют
 возможность отказаться, сославшись на занятость в театре, и то стараются этого
 не делать, а снимаются.

 Но для Олега съемки в этом фильме в первую очередь были возможностью побывать               
 в городе своего детства – Алма-Ата. Когда он приехал, на съемки он явился с
 ящиком шампанского.

  И на вопрос – «По случаю какого праздника?»  Отвечал, что для него съемки
        всегда праздник. Точно так же, как  иногда в шутку говорили:
                «Для нас трудовые будни – всегда праздник».

     А для Олега без всяких шуток, съемки были настоящим праздником души.
            Не побоюсь повториться - Он любил сниматься!

  А эти съемки были праздником вдвойне. Он съездил на улицу 9 линия (нынче улица
 Жорокова), где в 1951-1954 годах жил с тетей Нютой. Их маленький домик уцелел...               
 Почему он такой маленький, подумал тогда Олег. Ведь 25 лет назад он казался ему
 огромным – высоким. Многое изменилось за эти годы и на их улице и в самом 
 городе. Да и сам Олег изменился за эти годы. Из обычного послевоенного ребенка
 он превратился в популярную личность.

 Когда один из актеров снимавшийся вместе с ним в этом  фильме – Олег Ли
 сказал в своем театре, что на съемки приехал Олег Видов, то ему сотрудники
 театра принесли тридцать открыток – фото Олега, чтобы тот подписал их у актера:

  « Такие открытки издавало Бюро пропаганды советского киноискусства, фотографы
 которого очень любили снимать Видова, потому что знали: его лицо будет
 отпечатано миллионными тиражами и раскупается мгновенно. Девушки и дамы постарше
 хотели одного — автографа своего кумира. Он был безумно популярен, его любили 
 все женщины Советского Союза. И ведь было за что любить! Он первым из советских
 актеров начал сниматься на Западе. Чего стоила только главная роль — викинга
 Хагбарда — в датском фильме «Красная мантия»! На премьере в Копенгагене его
 принимала Ее Высочество датская принцесса Маргарет. А как хорош он был в роли
 царя Гвидона в фильме-сказке Птушко! А Володя в мелодраме «Москва, любовь               
 моя», где он играл с самой Комаки Курихарой! И при этом — никакой звездности.
 Он аккуратно надписал все тридцать открыток, которые я ему подсунул.
                Его поклонницы были в полном восторге.»

                *   *   *             

   Сам же Олег Ли в этом фильме сыграл роль, как бы двойного агента:
       охранника японского коммерсанта, которого собираются убить и
                агента, который в этом участвует.
       
        ( КАДР ИЗ ФИЛЬМА:– персонажи Олега Ли и Ноны Терентьевой..)

      На эту роль он попал следующим образом. Вначале, как и на другие
  предложения, он ответил отказом. Тогда режиссер дал ему прочитать сценарий и
  сказал, что в любом случае ничего не потеряет.  Они ему оплатили приезд в
  Москву на три дня. Подумав, что три дня провести в Москве будет не плохо, он
  согласился. В Москве стало известно, что на эту роль Исидо уже пробовались
  двое известных актеров: Нурмухан Жантурин и Болот Бишеналиев. На их фоне он
  был начинающим. Когда сделали один дубль, режиссер сказал, что достаточно,
  больше не надо. Сообщение о том, что он утвержден на эту роль, пришло когда
  он находился со своим театром на гастролях в Ташкенте.

  Олег Сафронович Ли родился 4 мая 1942 года в  городке Наманган Узбекской ССР.
  Занимался в Ташкентском электромеханическом техникуме, закончив его, пошел
  служить в армию, вернее на флот. Четыре года служил на подводной лодке.
     Вернувшись домой,  поступил в Ташкенте в энергетический институт.   

   В 1969 году окончил институт и начал работал инженером-электриком в НИИ и   
  писал кандидатскую диссертацию. Но вот однажды приехал в Алма-Ата в гости к
  брату, который работал в корейском музыкальном ансамбле. А в это время на
  актерском факультете Казахской государственной консерватории шел набор в
  корейскую студию. Артисты театра сразу обратили внимание на высокого 
  стройного парня, посоветовали  ему попробовать себя в качестве актера.
  Он рискнул. И поступил. И он вспоминает:

    « В детстве я окончил музыкальную школу – играл на скрипке.
      А когда служил в армии, всегда участвовал в художественной
      самодеятельности… Мне нравилось выступать, и это тоже сыграло
      свою роль».

  В 1975 закончил учебу на актерском факультет Казахской государственной               
                консерватории имени Курмангазы.
  А в 1972 году в Алма-Ата работала съемочная группа «Мосфильма» и режиссер
  Ирина Поплавская искала молодых исполнителей в свою картину «Я — Тянь-Шань»,
  который снимался в горах Киргизии по повести Чингиза Айтматова «Тополек мой в
  красной косынке». Олега Ли взяли на небольшую роль киргизского паренька-шофера.
  Съемки не произвели на него никакого впечатления, и он решил, что кино — не для
  него. И возможно, думал бы так и до сих пор и в кино больше никогда не играл,
  если бы не «Транссибирский экспресс». Эльдор Уразбаев уговорил Олега
  попробовать себя на роль японского резидента Исидо. Так, с легкой руки Эльдора
  Уразбаева будущий  заслуженный деятель искусств Республики Казахстан Олег Ли
                вошел в большое кино.

  Можно сказать, что он сыграл в советском кино роли, которые кроме него почти
  никто не смог бы так колоритно сыграть. Среди них были: японцы, вьетнамцы,
                китайцы, филиппинцы и корейцы.

  Олегу Ли всегда везло на партнеров и друзей. Впоследствии ему довелось работать
  с Николаем Рыбниковым, Владимиром Ивашовым, Павлом Чухраем, Арменом
  Джигарханяном, Владимиром Хотиненко, Олегом Борисовым, Леонидом Куравлевым, –
   и со всеми у него складывались хорошие, дружеские отношения…

   Многие годы он является Художественным руководителем и главным режиссером
  Республиканского корейского театра музыкальной комедии  в Алма-Ата.
               
              Заслуженный деятель искусств Республики Казахстан.
 
         Кроме работы в театре снялся в 25 кинофильмах. Среди них :

     1977 г. – «Транссибирский экспресс » -  Исидо
     1980 г. –  «Люди в океане»   -  Ван
     1982 г. – « Срочно...секретно...Губчека » -  Хигучи
     1986 г. – «Тайны мадам Вонг» Тайны королевы пиратов  -   Ван-Лю
     1989 г. – « Маньчжурский вариант » Хотуман Отель  -  генерал Ханда Свн
    
          В двух из этих фильмов снимался вместе с Олегом Видовым.

                *    *    *
      
   И конечно же о Ноне Терентьевой, ведь это она играла роль, как бы жены 
 Чадьярова, обязанной за ним следить и в нужный момент, ликвидировать японского
 бизнесмена, и при этом не понимающей, что и ей уготована та же участь, что и
 японцу, и ее, якобы, мужу. Это была вторая главная роль в фильме. Следует
 признать, что образ ее героини был самым трагическим во всем фильме.

 Её роль была сама по себе не простая и требовала не только актерского
 мастерства, но и определенных сугубо общечеловеческих – женских качеств.

 Её героиня, Сашенька, попавшая, без преувеличения, в жернова исторических
 событий, сама того не понимая, становится оружием этих событий, и одновременно 
 марионеткой в руках более крупных игроков. Но при этом она еще и женщина,
 привлекательная, желающая устроить свою жизнь в этом лихом круговороте истории.

 Слова ее героини в самом конце фильма говорят о том, что этот фильм в своей основе большее, чем рассказ об истории советского чекиста.
 
 « У Ноны в момент съемок были какие-то личные неприятности. И вот эта
 боль, неприкаянность, неопределенность и тоска выплеснулись в роли
 Сашеньки. Она была тоже очень чуткой партнершей, но при этом оставалась
 замкнутым человеком, сосредоточенным на своих проблемах. Я уже после ее
 ранней смерти узнал, что и умирала она одиноко, не захотев никого
 обременять, она даже дочь отослала из Москвы, чтобы та не страдала, видя
 ее мучения.»

                Терентьева Нонна Николаевна - Новосядлова

                Родилась 15 февраля 1942 года в Баку.
    В 1966 году  закончила учебу в Театральном училище имени Б.В. Щукина.
    В 1966-1967 годах работала в Москве актрисой в театре имени К.С. Станиславского
    В 1968 -1970 работала в Киеве в Академическом театре русской драмы имени Леси Украинки.
    В 1971-1972 годах - актриса Центрального академического театра Советской Армии в Москве.
    В 1973-1980 годах работает в Московском театре имени Н.В. Гоголя.
    С 1980 по 1992 год была актрисой Театра-студии киноактёра при Мосфильме.

  В кино снималась с 1963 года. Ее первая роль - Лена в фильме
  «Самый медленный поезд», где актриса в титрах названа фамилией Новосядлова.
               
                Снялась в 28 фильмах.
   Большую популярность у зрителей принесла актрисе роль Зои Монроз в фильме
                "Крах инженера Гарина".

    Ушла актриса из жизни 8 марта 1996 года , почти через месяц после своего            
   54–го дня рождения, в Москве и была  похоронена на Троекуровском кладбище. 
 
                *   *   *
      
    Интересную роль второго плана в начале этого фильма сыграл Олег Табаков.
  Это его герой - Федотов, с подачи японской секретной службы, является
  организатором всей операции по устранению японского бизнесмена и дискредитации,
               якобы советского агента, его «убившего». 

      Табаков Олег Павлович - актёр театра и кино, театральный режиссёр,
           художественный руководитель двух театров, педагог.

               Родился 17 августа 1935 года в Саратове.
  Учился в мужской средней школе № 18 города Саратова. Решающее влияние на выбор
  профессии оказали занятия (1950-1953гг.) в театральном кружке «Молодая гвардия»
                Саратовского дворца пионеров и школьников.
  В 1953 году поступил в Школу-студию МХАТ, на курс Василия Осиповича Топоркова.               
  Учась на третьем курсе, сыграл свою первую роль в кино в фильме «Саша вступает
                в жизнь» режиссёра Михаила Швейцера.
  В 1957 году О.Н. Ефремов создал Студию молодых актёров, преобразовавшуюся
  впоследствии в театр «Современник». Олег Табаков был самым молодым из шести
  основателей нового театра. Роль студента Миши в спектакле «Вечно живые» стала
                его первой работой в театре.

        С 1957 по 1983 годы — актёр театра «Современник».
  В 1968 году, по приглашению театра «Чиногерны клуб», сыграл в Праге свою самую
           любимую роль — Хлестакова в спектакле «Ревизор».
  В 1970 году, после назначения О.Н. Ефремова художественным руководителем МХАТ,
               назначен директором театра «Современник».
  В 1973 году Олег Табаков занялся обучением актёрскому ремеслу старшеклассников.               
  Собрав команду единомышленников-волонтёров (куда входили В. Фокин, А. Дрознин,
  К. Райкин, А. Леонтьев, И. Райхельгауз, В. Поглазов, С. Сазонтьев), Табаков
  организовал драматическую группу при Дврце пионеров имени Крупской. Был 
  объявлен набор в нее. Из трех с половиной тысяч претендентов-старшеклассников, 
  отобрали 49 человек. Актерская подготовка проходила по вузовской программе: им
  преподавались история мирового искусства, история русского театра, сценическое
                движение и пластика.               

   В 1976 году Олег Табаков на базе ГИТИСа набрал курс из двадцати шести
  студентов, основой которого стали те, кого он привёл из группы Дворца пионеров.
  С 1980 по 1982 годы читал лекции студентам Хельсинкской театральной академии.               
              Поставил с финнами дипломный спектакль «Две стрелы».
  В 1982 году набрал новый актёрский курс, который через несколько лет станет
                основой труппы нового театра.
  С 1983 года — актёр МХАТ. Первая роль на сцене МХАТ — Сальери в пьесе П.
                Шеффера «Амадей».

  В 1986 году первый заместитель министра культуры подписал приказ о создании
  трёх московских театров-студий, одним из которых был театр-студия под
                руководством Олега Табакова.
                С 1987 года — актёр МХАТ имени А.П. Чехова.
  В 2001 году назначен художественным руководителем МХТ имени А.П. Чехова, 
  совмещает с художественным руководством Московским Театром п/р О.П. Табакова.
                Народный артист РСФСР (1977).
                Народный артист СССР (12.01.1988).
                Член Совета по культуре при Президенте РФ.
             
                Снялся в 115 фильмах и среди них:
    1963 год -  « Живые и мёртвые »
    1973 год – « Семнадцать мгновений весны » - Вальтер Шелленберг
    1974 год – « Лев Гурыч Синичкин » - драматург Борзиков
    1976 год – « Сказ про то, как царь Пётр арапа женил » - Ягужинский
    1977 год - Неоконченная пьеса для механического пианино Щербук
    1978 год - Д’Артаньян и три мушкетёра король Людовик XIII
    1979 год – « Москва слезам не верит » - Володя
    1982 год – « Полёты во сне и наяву » - Николай Павлович
    1984 год -  « Время и семья Конвей » - Робин-взрослый
    1987 год  - « Человек с бульвара Капуцинов » - владелец салуна и бармен Гарри Мак-Кью
    1990 год –  « Царская охота » - Голицын
    1995 год -  « Ширли-мырли » - Суходрищев               

                *    *    *

  Одним из главных исполнителей плана японских спецслужб и Федотова был якобы
  журналист Шнайдер. На него возложено руководство всей  группой, едущей
            в том же вагоне поезда, что и японский бизнесмен.
   
              Эту роль мастерски сыграл Константин Григорьев.

  В фильме есть очень важная для сюжета сцена. Это драка между двумя членами   
  группы, которые должны участвовать в убийстве японского коммерсанта.   
  Недоверие друг к другу между героями Олега Ли и Константина Григорьева   
  результат действий агента ЧК - Чадьярова. Но для подготовки этой  и некоторых
  других сцен на место съемки не приехал профессиональный постановщик трюков. 
                Время шло, а его не было.               
                И тогда эти  сцены поставили сами актеры.
          Константин Григорьев занимался боксом, а Олег Ли – борьбой.

  И Олег Ли вспоминает: « Мы предложили режиссеру Эльдору Уразбаеву свой вариант
  драки. Когда Эльдор показал отснятый материал особистам, те одобрили, сказав,               
  что драка получилась «профессиональная». Костя Григорьев не был колючим и
  задиристым человеком, как о нем говорят многие сегодня. На площадке он был
  собранным, внимательно слушающим других, сконцентрированным актером и
  потрясающе щедрым и внимательным партнером. Он был азартный, любознательный,
  инициативный, способный на импровизацию. У меня сердце чуть не разорвалось,
  когда по телевидению показывали, как умирал в нищете Костя Григорьев.»
               
                Константи;н Константи;нович Григо;рьев
      — советский актёр театра и кино, сценарист, драматург, поэт песенник. 

   Он родился в Ленинграде 18 февраля 1937. После войны воспитывался бабушкой
       и дедушкой. Актёром мечтал стать с детства, вёл в школе драмкружок.

   « Их было пятеро приятелей, ребят с одного двора. После школы все решили               
 поступать в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта.. Из   
 пятерых в железнодорожный пошёл только Константин Григорьев. А копию аттестата
 подал… в театральный. Он туда не прошёл по конкурсу. Начал посещать народный
 театр «На Выборгской стороне», в этой театральной студии Выборгского Дворца
         культуры занимался пять лет, играл в разных спектаклях.

  В это время женился, и когда родился сын, чтобы зарабатывать деньги пошел
 работать на завод слесарем. Когда развелся, уволился с этой работы ушел в театр.
 Учился в школе-студии при Театре им. Ленсовета. Одновременно работал в нём
         рабочим сцены, потом стал пробоваться в эпизодических ролях.

                Там он сыграл в спектаклях:
    
          в «Первом встречном»,
          в «Тане»,
          в «Опасном возрасте».
   
                Были интересные эпизоды и крупные роли.
          
              После Театра им. Ленсовета  работал в ленинградском
                Театре им. В.Ф. Комиссаржевской.
      
                Там играл в спектаклях:
              «Амнистия»,
              «Люди и мыши»,
              «Влюблённый лев»,
              «Принц и нищий»,
              «Метель»,
              «Физики и лирики»,
              «Дым отечества»,
              «Насмешливое моё счастье»,
              «Господин Пунтила и его слуга Матти»,
              «Первая глава». 
         
            И это далеко не полный список его театральных работ.
      
               Игра Григорьева была страстной, самобытной.
 Традиционного вузовского театрального образования у него не было, но не смотря
 на это стал профессиональным артистом за счёт своего таланта и других качеств.
            
               Писал песни, в том числе очень популярные :
        «Осторожно, листопад», «Дождь на Фонтанке и дождь на Неве».
    Работал на телевидении, написал пьесу «Пока я шёл домой», а ещё одну
    его пьесу поставил Театр музыкальной комедии — «Верка и алые паруса».
  В 1972 году переехал в Москву. Получил комнату в коммунальной квартире
                от театра имени Пушкина.
     С 1973 по 1981 год  работал в театре им. Пушкина. Играл в спектаклях:
   
             «Легенда о Паганини»,
             «Пятый десяток»,
             «Разбойники»,
             «Жил был я»,
             «Без вины виноватые».
   
    В 1981 году Олег Николаевич Ефремов пригласил его в труппу МХАТ,
                в котором он работал с 1981 по 1983 гг.
                Играл в спектаклях:
               «Обратная связь»,
               «Утиная охота» и  в других.
              Играл у Камы Гинкаса в спектакле «Вагончик».
              Мнение о нем режиссера Никиты Михалкова:
 
  «Сущность его артистической натуры составляет острая, подвижная характерность.
  Григорьев очень тонко чувствует пластику характера и любому сюжетному ходу,
  любому режиссёрскому предложению находит мгновенное внутреннее оправдание и
  точные психологические повороты. Это настоящий актёр русской театральной школы
  переживания… Это актёр, о котором всегда мечтают режиссёры, и я, в частности»

    Заслуженный деятель искусств Республики Казахстан Олег Ли вспоминает
          о работе с ним на съемках «Транссибирский экспресс »:

  «Внимательный, азартный, любознательный, инициативный, способный на
  импровизацию. Костя не был колючим и задиристым человеком, как о нём говорят
  многие сегодня. На площадке он был собранным, послушным, сконцентрированным
           актёром и потрясающе щедрым и внимательным партнёром ».

       И вот очень ценное мнение кино режиссера - Эльдор Уразбаева:
   
  «Нельзя стать хорошим киноактёром, имея в запасе только набор приёмов
  исполнения. Если за всем этим не стоит личность, человеческая индивидуальность,
  открытия не произойдёт. Встреча с таким актёром, как Константин Григорьев — это
  школа мастерства и накопления опыта. Мне было интересно работать с ним, потому
         что я постоянно испытывал чувство настоящего творчества ».
 
                (КАДР ИЗ ФИЛЬМА)

  В конце фильма по сюжету герой Григорьева должен взобраться на крышу идущего
  поезда и по вагонам добежать до паровоза, чтобы вызвать аварию всего состава.
  Когда надо было приступить к съемкам этого эпизода, актер отказался от услуг каскадеров.
          Режиссер сказал: « Костя, я не имею права это делать ». 

     – « Не бойся, я все сделаю.» 

  « Было безумно страшно. И он снялся... для большего правдоподобия, чтобы
  ощутить весь этот риск, создать атмосферу своего непосредственного участия               
  в этом деле. Также он драку в купе, когда он дрался с нашим корейцем игравшим
  охранника, Драка была совершенно невероятная. Они отчаянно друг друга тузили
  так, что когда мы сдавали в Госкино, там женщины зашумели- «Борис Владимирович.
  Борис Владимирович (Павленок – первый заместитель председателя) – это уже
  натурализм». Мы вставили звук, как прямо хрустели у одного из них раздавленные
  дверью позвонки. Ничего, сказал тот, пусть останется, пусть останется.»   

  Константин Григорьев писал картины маслом, виртуозно играл на гитаре, банджо,
  писал рассказы и сценарии. занимался резьбой по дереву, даже изготовлением
  ювелирных изделий. И когда в МХАТЕ поголовно женщины увлеклись вязанием, он
                тоже освоил это занятие. 
       Во многих городах страны шла написанная на его либретто оперетта               
             композитора Георгия Портнова "Верка и алые паруса".

   1963 году он написал  стихи (в соавторстве с Борисом Герштом) популярной
   ленинградской песни "Дождь на Неве" на музыку Вадима Шеповалова, которую               
                исполнила Лидия Клемент:

          Не изменяя веселой традиции
          Дождиком встретил меня Ленинград.
          Мокнут прохожие, мокнет милиция,
          Мокнут которое лето подряд.

          Дождь по асфальту рекою струится,
          Дождь на Фонтанке и дождь на Неве,
          Вижу родные и мокрые лица,
          Голубоглазые в большинстве,
          Голубоглазые в большинстве.

          Что нам нехоженых троп испытания,
          Мы закалились под этим дождем,
          Мы ленинградцы с тобой по призванию,
          Хоть не всегда в Ленинграде живем.

          Пять миллионов людей замечательных
          И миллионы приветливых глаз,
          Добрых, больших, озорных и мечтательных,
          Мне повезло - я опять среди вас!

          Дождь по асфальту рекою струится,
          Дождь на Фонтанке и дождь на Неве,
          Вижу родные и добрые лица,
          Голубоглазые в большинстве,
          Голубоглазые в большинстве.

    В 1981—1983 годах Константин Григорьев играл во МХАТе, а затем вдруг
      исчез  из поля зрения коллег и зрителей. О нём мало что известно.             
      
               В «Спутник кинозрителя» за 1992 год…появилась статья : -
  «Эта история произошла давно, почти  десять лет назад. 17 февраля 1984 года.               
  В результате словесного инцидента, случившегося в Доме актёра, Григорьев со
  своим оппонентом вышли на лестницу „разбираться“. Артист услышал за спиной
  чьи-то шаги, но обернуться не успел — получил сильный удар по голове. Лица
  нападавшего не увидел - только худые ноги в чёрных штанах, одна из которых
  столкнула его с лестницы. Он ещё раз сильно ударился головой и потерял сознание…».
      
   В результате этого инцидента в Доме актёра, Константин Григорьев получил
   тяжёлые травмы. Даже после нескольких операций здоровье его восстановилось
   не полностью, он частично потерял память и страдал от дисфункции левого
                полушария головного мозга…            
                В кино он снялся в 21 фильме и среди них :   

     В 1967 — Война под крышами — Никита Пинчук               
     в 1969 — Сыновья уходят в бой — Никита Пинчук               
     в 1973 — Земля Санникова — очевидец пари               
     в 1975 — Раба любви — капитан Федотов, начальник контрразведки               
     в 1977 — Трактир на Пятницкой — бандит «Серый»               
     в 1977 — Транссибирский экспресс — Шнайдер               
     в 1977 — Хождение по мукам — матрос Чугай               
     в 1978 — Сибириада — геолог-изыскатель Гурьев               
     в 1979 — Антарктическая повесть — Семёнов               
     в 1979 — Ищи ветра… — Павел               
     в 1980 — Не стреляйте в белых лебедей — пассажир               
     в 1981 — Люди на болоте               
     в 1981 — Чёрный треугольник — Леонид Борисович Косачевский               
     в 1982 — Остров сокровищ — капитан Смоллет               
     в 1982 — Пиковая дама — Нарумов               
     в 1983 — Зелёный фургон — Начоперот
    
      Написал сценарий к фильму  « Кому я должен — всем прощаю »

                В начале 1990-х вернулся в Санкт-Петербург.
      Ушел из жизни этот прекрасный актер после продолжительной болезни
                26 февраля 2007 года  в Санкт-Петербурге
 
    Хочу здесь привести воспоминание актрисы, которая была партнером Кости
  Григорьева, правда, в другом фильме « Трактир на Пятницкой. Это Тамара Семина:
 
  « У нас на съемках «Трактира» вообще была блестящая команда, но Григорьев
  в ней особенно выделялся своим профессионализмом, просто патологическим.
  Да и как человек он произвел на меня потрясающее впечатление — общительный,
  легкий, с чудесным чувством юмора… Хотя при этом у него был довольно взрывной
  характер. В какой—то момент съемок «Трактира на Пятницкой» произошел конфликт.
  Дело в том, что режиссер Александр Файнциммер, приглаживая образ ЧК и пытаясь
  обойти цензуру того времени, выбрасывал из фильма некоторые идеологически 
  «неудобные» сцены. Костя вместе с Колей Еременко хотели даже побить Сашу за
  это, особенно был возмущен Григорьев: «Кого вы боитесь?! Это же правда!
  История!» И режиссеру приходилось уступать. Я до сих пор считаю, что совместная
      работа с Григорьевым была для меня большой творческой удачей ».   

             И еще одна его партнерша в том фильме Лариса Еремина:

  « Костя Григорьев был великий артист, очень яркий, выразительный и уникальный.
  С ним было легко и приятно работать, он был замечательный, понимающий партнёр,
  искренний, настоящий человек, готовый помочь, поддержать, подать руку дружбы.
  В фильме "Трактир на Пятницкой" собралась группа самых больших советских
  актёров. Индивидуальность каждого из них неизмеримо сильна и неповторима.             
                Костя Григорьев лидировал в этом ансамбле. »

        О нем был снят документальный фильм «Кумир - Без памяти и славы».      
                http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=94
       
                *    *    *

   Подтверждением моих слов, что почти все действующие лица в этом фильме
         имели важное значение, является персонаж, который сыграла   

                НАТАЛЬЯ АРИНБАСАРОВА.
               
  Ведь именно её героиня оказала помощь Чадьярову в самый критический момент событий.
               
  — « Я очень люблю эту роль. Она чрезвычайно интересная. Бывает, что через
    несколько лет смотришь картину и хочется что-то переделать. А здесь — нет,
    ничего переделывать не нужно. Вообще, сначала в поезде вместо меня, моей
    девушки-героини должен был ехать мужчина. Но потом решили, что нужно некое
    олицетворение родины, жены, любви для человека, который тоскует по всему
    этому, родному для него. И утвердили меня. Начали рядить в какие-то
    лохмотья. Я уперлась. Нет, говорю, нужно платье или костюм из шифона.
    А мне в ответ: « Где это ты видела, чтобы в поезде ездили в шифоновом
    платье?» Но я все же настояла. Ведь если я — олицетворение и родины, и
    любви, то нужен именно шифон. В картине не будет  видно, что это за ткань,
    а образ получится поэтический, очень светлый, воздушный.
                Так все по-моему и вышло ».
               
                Аринбаса;рова Ната;лья Уте;влевна
                — советская и российская актриса театра и кино. 

     Наталья Аринбасарова родилась в 24 сентября 1946 года в Москве, где
  познакомились её родители. Отец - казах Утевле Туремуратович, мать - полька
  Мария Константиновна, в девичестве Жуковская, из семьи польских беженцев времён
  Первой мировой войны. Кроме Наталии, в семье было четверо детей — Юрий, Арсен,
  Татьяна и Михаил. Отец в то время учился в Военной академии им. Фрунзе.
  В детстве во время службы отца в Туркмении увидела фильм «Лебединое озеро» и
                решила стать балериной.
   
     В 1956 году семья вернулась в Казахстан. В Алма-Ате Наталья поступила               
        в хореографическую школу, оттуда её направили в Академическое
                хореографическое училище при Большом театре.

                В 1964 году окончила учебу в балетном училище.
  И том же году её пригласили сниматься в главной роли в фильме Андрея Михалкова-
        Кончаловского по роману Чингиза Айтматова «Первый учитель».

  В 1966 году за эту роль она получила главный приз Венецианского кинофестиваля 
  «Золотой кубок Вольпи», обойдя Джейн Фонда с фильмом Роже Вадима «Добыча».

  После окончания съемок в этом фильме вышла замуж за Андрея Кончаловского и в
                1966 году родила сына Егора Кончаловского.

  Её брак с Андреем Кончаловским распался в 1969 году. Кончаловский в 1967            
  году познакомился с француженкой, о чем я уже писал, рассказывая о ММКФ 1967 года.

  В 1970 году на Всесоюзном кинофестивале награждена Второй премией за лучшую
        женскую роль в фильме «Песнь о Маншук»  и за эту роль удостоилась
               Приемии Ленинского комсомола Казахской ССР.
  В 1971 году закончила учебу во ВГИКе в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
  В 1970 году актриса второй раз вышла замуж за художника-постановщика и
  живописца Николая Двигубского, который работал в фильмах Кончаловского.               

  От этого брака в 1974 году  у нее родилась дочь Екатерина, ныне кинорежиссёр
  и писательница. В 1980 году Двигубский уехал во Францию и они развелись.
 
  1978 году  награждена премией Ленинского комсомола СССР— за создание образов
          современников и высокое исполнительское мастерство
      1979 году ей присвоено  Звание  « Заслуженная артистка РСФСР ».
  1980 году за женскую роль в фильме «Вкус хлеба» награждена  Государственной премией СССР. 
  В 1982 году она вышла замуж за кинорежиссёра Эльдорома Уразбаева, в фильме
  которого в 1977 году она снималась на «Казахфильме» («Транссибирский экспресс») 
  1994 году на МК Фестивале «Звёзды завтрашнего дня» в Женеве получила Приз за
          лучшую женскую роль в фильме « Слабое сердце »
  В 1999 году Наталья диктует дочери свои мемуары, и в итоге вышла книга
                воспоминаний «Лунные дороги».

                Снялась в 61 фильме и среди них:

         1965 — Первый учитель — Алтынай               
         1968 — Ташкент — город хлебный — чекистка Сауле               
         1969 — У озера — балерина бурятка Катя Олзоева               
         1970 — Спокойный день в конце войны — Адалат               
         1975 — Выбор — Бибигуль               
         1977 — Транссибирский экспресс — Айжан               
         1978 — В ночь лунного затмения — Шафак               
         1979 — Вкус хлеба — Камшат Сатаева               
         1987 — Визит к Минотавру — музыковед Марина               
         1988 — Вход в лабиринт — Рашида Аббасовна Рамазанова               
         1991 — Семьянин — Фара
         
                *   *   *               

            Еще один аналогичный образ второго плана - итальянца Луиджи               
                создал в фильме Артем Карапетян 

                Вот как о нем говорит Олег Ли:
 
  « Артем Карапетян — Ему уже за 80. А он по-прежнему подтянут. Он денди.
  Любит и умеет красиво одеваться. Умен, интеллигентен, образован. И при этом
  непревзойденный рассказчик анекдотов и баек. Он и сегодня такой, каким
  зрители видели его в роли итальянца в «Транссибирском экспрессе». Лучшие
  западноевропейские и американские актеры заговорили по-русски голосом Артема               
       Яковлевича. Он король дубляжа. Я преклоняюсь перед ним. »
      
                Артём Я;ковлевич Карапетян -
              российский актёр театра и кино, сценарист, «король дубляжа».
 
                Родился 28 июня 1926 года в Тбилиси.
   В 1949 году закончил учебу в студии при Русском драматическом театре имени
   Грибоедова в Тбилиси и становится актёром Ереванского театра имени Станиславского.
       С 1953 года — актёр Ереванского театра музыкальной комедии;
                В кино снимался с 1954 года.
      
       В 1954—1955 годах — актёр Тбилисского ТЮЗа;
       В 1957—1961 годах — актёр Армянского Гостелерадио;
       С 1961 года — актёр киностудии имени М. Горького.
    Один из ведущих актёров дубляжа и закадрового озвучивания в советском               
                и российском кино.
               
                Снялся в 30 фильмах. Среди них:
    1963 — При исполнении служебных обязанностей — Геворк Аветисян               
    1965 — Гиперболоид инженера Гарина — секретарь               
    1966 — Сказка о царе Салтане — корабельщик               
    1967 — Продавец воздуха — Бейли               
    1968 — Крах — Артузов               
    1971 — Корона Российской империи, или Снова неуловимые — индус               
    1972 — Освобождение — югославский партизан               
    1972 — Тайник у Красных камней (Застава, в ружьё!) —полковник               
    1973 — Москва — Кассиопея — академик               
    1974 — Рождённая революцией — комиссар               
    1977 — Транссибирский экспресс — итальянец               
    1979 — Фрак для шалопая — Василий Петрович Громобоев               
    1980 — Крах операции «Террор» — Артузов
   
                В трех из них снимался вместе с Олегом Видовым.
   Принимал участие в озвучивании иностранных и фильмов республиканских студий.
                Среди них:

        1961 — Великолепная семёрка — Ли (играет Роберт Вон)               
        1961 — Три мушкетёра — д’Артаньян (играет Жерар Баррэ)               
        1965 — Разиня — Лино (играет Ландо Буццанка)               
        1966 — Призрак замка Моррисвилль — Абу (играет Любомир Костелка)               
        1972 — Высокий блондин в чёрном ботинке — полковник Тулуз (играет      Жан Рошфор)               
        1974 — Золотое путешествие Синдбада — принц Коура               
        1974 — Убийство в «Восточном экспрессе» — Эркюль Пуаро(играет Альберт Финни)               
        1980 — Скупой (фильм дублирован на русский язык в 1982 году) — Гарпагон (играет Луи де Фюнес)
            Принимал участие в озвучивании 13 мультфильмов.
            Озвучивал 3 иностранных сериала, в том числе:
   1965—1970 — Напряги извилины (Get Smart) комедийный сериал о американском
   секретном агенте Максвелле Смарте — голос за кадром + озвучивание части
                персонажей, включая «Вождя Красное Облако».
   1987 — Дикая Роза — Падре Мануэль де Ла Уэрта (играет Густаво Рохо),
               начальник полиции Михарес (играет Поло Ортин)
               Написал сценарий к фильму «Твоя воля, Господи »
         Ушел из жизни  ранним утром 18 ноября 2011 года в Москве от инфаркта.

                В некрологе Союза композиторов было сказано:

  «Прекрасный актёр, непревзойдённый мастер дубляжа он оставил неизгладимый
  след в истории советского, российского кино. Зрители помнят и любят созданные   
  им образы… Его голос звучит в каждом  третьем переозвучённом фильме или
  телесериале. Снимался во  многих популярных картинах, играл, офицеров, шпионов».
            
                *    *    *
 
     Хочу назвать еще одну актрису сыгравшую в этом фильме тоже роль второго               
     плана – артистку, едущую в том же вагоне поезда. Её героиня тоже смогла
                помочь главному герою.   

                ЭТО БЫЛА НИНА АЛИСОВА
 
                О ней тоже вспоминает Олег Ли –

  « Она уже тогда была легендой советского кино. С ума сойти! Это та самая
  Лариса из «Бесприданницы» Якова Протазанова! Еще я хорошо помнил ее Пусю
  из военной трагедии Марка Донского «Радуга». Два взаимоисключающих образа,
  две ипостаси великой актрисы. В «Транссибирском экспрессе» ее талант
  засверкал новыми гранями: она была кокетливой, эксцентричной и жеманной.
       Такой Нину Ульяновну я больше не видел ни в одном фильме. »

    Алисова Нина Ульяновна родилась 6 декабря 1915 (по другим данным 1918)
               в Киеве. Российская империя (ныне - Украина)

    В 1927-1932 годах — актриса Киевского Детского театра.
    В 1932 -1934 гг. Училась в Киевском музыкальном техникуме.
    В 1941 г. закончила Всесоюзный государственный институт кинематографии.
   С 1943 года Член ВКП(б)(вступила в партию во время войны, выступая на фронте)
   В 1945 - 1960 гг. и 1964 -1992 годах — актриса Театра-студии киноактёра в Москве.
   В 1950 году ей присвоено Звание « Заслуженная артистка РСФСР ».
   В 1960—1963 годах — актриса Саратовского театра имени Карла Маркса.

  Её дебют в роли Ларисы в фильме Якова Протазанова "Бесприданница" в 1937 году
  стал триумфом молодой, начинающей актрисы. Претендентов на эту роль было так + 
  много, и среди них  уже известные опытные артисты. Алисова, будучи ещё
  студенткой Государственного института кинематографии, не рискнула принять
  участие в конкурсе. И только вторичное приглашение заставило её решиться.
    
                Она снялась в 40 фильмах и среди них:
     1936  « Бесприданница » - Лариса Огудалова - главная роль;               
     1940  « Дурсун » - Дурсун - главная роль;               
     1947  « Алмазы » - Варвара Меньшикова - главная роль  геолог;,               
     1960  « Дама с собачкой  » - жена Гурова;               
     1964  « Тени забытых предков » - Палийчук  мать Ивана;               
     1976  « Сладкая женщина » - Раиса Ивановна Шубкина               
     1981  « Сильва » - графиня;               
     1981  « Пусть он выступит » - миссис Старкуэтер - главная роль
     1987  « Испытатели » - Ольга Михайловна;               
     1995  « Ширли-Мырли » - меломан
   
    Ушла из жизни 12 октября 1996 года и похоронена на Троекуровском кладбище Москвы.
                Дети Нины Алисовой:
  — Лариса Кадочникова - народная артистка Украины и России (род. 1937г.) и               
  — Вадим Алисов оператор, народный артист России (род. 1941 г.).

                *    *    *
       
   Ну вот, а теперь «под занавес» о сыне Нины Алисовой – Вадиме Алисове.

  Ведь это он был оператором – постановщиком этого боевика, при том, что это
        была его первая, так сказать дипломная – дебютная работа. 

            Вадим Алисов родился 20 февраля 1941 года в городе Киеве.               

    Мать - актриса Нина Алисова,
    Отец - Валентин Иванович Кадочников – режиссер-художник,               

  С 1958 года работал на Телевидении, а с 1962 года на «Мосфильм» ассистентом оператора.
  В 1977 году закончил учебу на операторском факультете ВГИКа,(мастерская 
       В. Гинзбурга)защитой диплома стал фильм «Транссибирский экспресс»               
   Работал с Леонидом Гайдаем, Владимиром Меньшовым, Эльдаром Рязановым.
 На его счету более пятидесяти художественных фильмов и телевизионных сериалов.
                Среди них такие:               
   
        в 1982 г. -  «Вокзал для двоих»,               
        в 1984 г. -  «Жестокий романс»,               
        в 1987 г. -  «Забытая мелодия для флейты»,               
        в 1988 г. -  «Дорогая Елена Сергеевна»,               
        в 1995 г. -  «Ширли-мырли»,               
        в 2000 г. -  «Зависть богов»,               
        в 2007 г. -  «Святое дело».               
      и в 2010 году с сериал — Морпехи (сериал)

  в 1992 году  присвоено Звание «Заслуженный деятель искусств России».
      Вадим Алисов является членом Президиума Российской Академии 
    кинематографических искусств «Ника», входит  в состав Совета Академии               
                (секция кинооператоров).
            Профессор кафедры операторского мастерства ВГИКа.
          Вот как о нем написала Маргарита Капрелова в 2001 году –               

  «... Оператору принадлежат восхищенные крупные планы-портреты Людмилы Гурченко
  в Вокзале для двоих, Ларисы Гузеевой в Жестоком романсе, Татьяны Догилевой в
  Забытой мелодии для флейты, Марины Нееловой в Дорогой Елене Сергеевне. Пейзаж
  у В. А. выступает в заведомо подчиненной роли: оператор недолго длит панораму
  по волжскому плесу в предрассветной дымке, ограничивается несколькими беглыми
  этюдами осенней Москвы или заснеженной лагерной пустоши — наблюдению за
  переменчивой природой он предпочитает исследование капризной природы
  человеческого лица. Поклонники психологической школы должны быть благодарны
  В. А. как чуткому радару, восприимчивому к самым незаметным движениям и
  нюансам. Камера В. Алисова обладает способностью не только откликаться на
             проявления чувств, но и самой внушать их....»
               
                И вот он сам о себе:
 
   « Вообще, я из тех людей, кто в работе настолько увлекается, что не думает      
   о конечном результате. И в этом смысле для меня кино сродни созданию ребенка:
   там тоже поначалу привлекает процесс, и только какое-то время спустя на свет
                появляется результат ».

                *    *    *

    Как и во многих фильмах, в этом тоже было несколько промахов, но имело               
      ли это значение для зрителя, с восторгом смотревшего фильм.
       
                Вот в частности:
     - « На шее трупа Исидо, которого задушили дверью,
         не видно никаких следов фатальной травмы.»

     - «Веселый Фан» после поединка с "журналистом" Шнайдером на паровозе
       был испачкан угольной пылью. А когда он выходит после этого из
                туалета – рубашка на нём белоснежная.»

                И вот еще, о чем говорит сам оператор:
 
     « Например, у меня в фильме «Транссибирский экспресс», действие
     в котором происходит в начале XIX века, за окном поезда стоит…
     камерваген — автомобиль с платформой, который используется в кино 
     для съемки движущихся объектов. Каждый раз, когда смотрю эту сцену,
     надеюсь: или поезд опоздает, или камерваген уедет. Но, увы, он все
     время на месте»
      
                *   *   *

              ПРЕССА О ФИЛЬМЕ  «ТРАНССИБИРСКИЙ ЭКСПРЕСС »
  1977 г. Журнал «Новые фильмы» №8 Алма-Ата, Э. Бекмаханов «Транссибирский экспресс»
  1978 г. Журнал «Новые фильмы» №6 Алма-Ата, С. Иванов «Транссибирский экспресс»
  1979 г. Журнал «Советский экран» №6 и др.

                *   *   *
               ОТЗЫВЫ ЗРИТЕЛЕЙ О ФИЛЬМЕ «ТРАНССИБИРСКИЙ ЭКСПРЕСС »

            Худя Венокан (Пенза) 21.03.2009 -
   « Просто потрясающий фильм с прекрасными актёрами с превосходнейшей
   актёрской игрой! Асанали Ашимов, Константин Григорьев, Нона Терентьева
   и другие актёры. Фильм - блеск на экранах кинотеатров в конце семидесятых .»

            Леонид (Петербург) 28.08.2009 -
   « Этот классический фильм можно смотреть бессчетное количество раз -все равно интересно !»

            Худя Венокан (Пенза) 24.11.2009 -
   « Сашенька, имея дворянское происхождение несомненно образована, умна, 
   красива, интеллект присутствует, люто ненавидя большевизм чрезмерно
   жестока. Человека убьет как курёнка. Но она не разведчик а террорист.
   Почему попала на этот поезд и для чего - понятно, классовая борьба.
   В финальной сцене Сашенька показывает трагедию белой эмиграции. Вместе
   с провалом операции настал крах идеалов свержения большевизма и возврата
   монархии, возвращения на родину в "былую Россию" к прежней жизни,
   крушения всех иллюзий и она прекрасно осознаёт, что для неё всё кончено.
   Режиссёр на примере одного человека показывает нам обречённость классового
                противостояния белого движения. »

          Гребенкин Александр (Днепродзержинск) 11.01.2010 -
      « Отличный, профессионально сделанный шпионский детектив. »
      
           Алефтина (Калининград)  4.03.2013
   « Хороший фильм. Смотрела его давно, остались хорошие впечатления.
   Сейчас посмотрела другой фильм с таким же названием и захотелось
   пересмотреть этот. Интересно было смотреть на рыдающую Сашу, оплакивающую,
   что так неудачно у нее получилось со стрельбой и непонимающую, что ей
   только что спасли жизнь. Еще раз получила удовольствие от великолепной
   игры актеров. Очень хороший получился фильм, я думаю его еще долго будут
   смотреть.»

                *   *    *
            ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ « Транссибирский экспресс »
           Телевизионный художественный приключенческий фильм.

   Режиссер - Эльдор Уразбаев               
   Сценаристы: Александр Адабашьян, Андрей Кончаловский, Никита Михалков               
   Оператор - Вадим Алисов               
   Композитор - Еркегали Рахмадиев               
   Художник - Идрис Карсакбаев               
   Композитор - Е. Рахмадиев               
   Дирижёр - В.Васильев               
   Вторые режиссеры:   С.Шафир, Е. Бекмаханов               
   Второй оператор  - В. Фрадкин               
   Ассистент режиссера - Е. Шинарбаев               
   Ассистент оператора - М. Шайдинов               
   Звуко-оператор - В. Шмелькин                               
   Художник гример - Н. Масленикова               
   Художники декораторы: А. Ророкин, М. Колбасовский               
   Художник по костюмам - В Перелетов.               
   Ассистенты художника по костюмам:  В.Кочеткова, Л. Трахтенберг               
   Редактор - Леонард Толстой               
   Монтаж - Л. Раневой               
   Комбинированные съемки:               
   оператор - Г. Зайцев               
   Постановка танцев  - Хван Ден Ук               
   Постановка трюков - А. Массарский               
   Главный консультант по Ж/Д транспорту - И. Павловский               
   Консультант - Е.Бурамбаев               
   Консультанты: А. Байгарин, А. Иванов               
   Административная группа: М. Воловик, А. Кашаганова, С. Трясунова               
   Директор фильма - Зет Бошаев
   
                В фильме снимались актеры:
   
    Асанали Ашимов - Чадьяров,               
    Нонна Терентьева - Александра Демидова,               
    Наталья Аринбасарова - Айжан               
    Константин Григорьев - Шнайдер               
    Олег Табаков - Федотов               
    Олег Ли - Исидо, телохранитель Сайто и одновременно агент Федотова               
    Олег Видов - Андрей связной Чадьярова               
    Вадим Захарченко - помощник Федотова,               
    Артем Карапетян - Луиджи               
    Александр Яковлев - пассажир англичанин,               
    Нина Алисова - артистка               
    Герман Качин - сотрудник ОГПУ

   В эпизодах: Станислав Сальников, Ю. Аверенков, Г. Гончаров,
               Галина Шетенова, В. Пак, Э. Тэн, Татьяна Банченко,
               Аяган Шажимбаев, Ден Ук,  Мен Дон Ук,  А. Мочалов,
               С. Фролов, Лаврентий Сон, А. Тэн, Хван
               
    Озвучивание на русский язык Александр Калягин - роль Асанали Ашимова.               
    Феликс Яворский - читает закадровый перевод.

    Производство Киностудии «Казахфильм» 1977 год.               
    Фильм цветной, звук моно, язык русский, пленка 35 мм.               
    Продолжительность фильма 93 мин.               
    Премьера фильма состоялась 18 октября 1977 г.               
    Выход на экраны 3 апреля 1978 г.               
   
  « Транссибирский экспресс» В 1978 году посмотрело 23 миллиона 800 тысяч зрителей.               
                *  *  *  *  *