Мыслитель мертв

Эдгар Сант
-Посмотрите сюда.
-Куда ?
-На лицо,лицо погибшего.Разве не заметно?
В огромном почерневшем от пыли доме в самом центре которого стояла шатающаяся люстра,которая освечивала плотное лицо черноволосого человека,который совершил самоубийство,оставив после себя загадку и теперь смотрел в никуда ясным и бледным лицом.Загадкой занялись не философы,не психологи и даже не родные мертвеца.Умерший наверняка возненавидел бы это положение дел,когда кучка полицейских и детективов столпивших у его ног осматривалась и пыталась усердно выдать жалкие догадки о нем самом,о его скоропостижной смерти...Против своего безвольного существа он должен был терпеть всех их,обсуждающих новости из своей простой жизни.
-Что я должен был заметить?,-добавил полицейский.
-Погибшему восемнадцать лет,он был совсем...Эм...Если можно так выразиться,он был совсем юн,но этого не поймешь посмотрев на него.
-В этом вы совершенно правы,не мог даже представить себе,что...Всего лишь восемнадцать лет...Я думаю...
-Перестаньте думать,взгляните сюда,его глаза кажутся не потеряли свет,через эту плоть текла кровь,он мыслил,а теперь...
-Теперь...Эм...Что же теперь?
-Теперь его нет,он иссушен,потерял все свои мечты и убил себя.Не будьте столь пугливым,подойдите же.Смотрите,он кажется застыл,он кажется все ещё живым...
-Он кажется мне мертвым...
-Впрочем,наверняка вы правы,он казался часто мертвым даже при жизни,а уж сейчас скорее всего наводит ужас и смерть на всех,но...Но только не на меня,ведь...
Речь детектива была оборвана,но уже не полицейским,а криками и возгласами родных погибшего молодого человека.
-Вы слышите это ?
-Конечно же да,если вы о голосах,то да...
Неожиданно для всех злость взяла речь детектива под свой контроль:
-По-вашему их страдания оправданы ? По-вашему вся эта процессия имеет какую-то суть ? В чем подвох ?
-Я,признаться,не вижу подвоха.
-Правда ? Не видите ? По-вашему умирает молодой человек,мужчина,без всякой причины на самоубийство,ладно,если бы это был несчастный случай,но нет это все вина...
-И кто же виноват в этом ?
-Все...Все мы...Вслушайтесь,-пригрозил пальцем детектив,-вслушайтесь в эти возгласы и запоминайте.Ничего не проходит бесследно,это кричит вина...Они в первую очередь в ответе за потерянную юность и целую жизнь...Это не скорбь,нет.Они скулят с того сожаления,от мерзости своей...Как же мне жаль беднягу...Мне жаль всех,но вас в первую очередь,а потом уже мертвеца.
-Меня ? Я полагаю,что вы были знакомы с ним ?
-Да,вас.Неужели вам не ясно,это же понятно,мальчик прожил не простую жизнь,-сказав это он тяжело вздохнул,махнув рукой,отдалился на несколько шагов и продолжил,-он долго мучался.
-Но на теле нет никаких ран и ссадин.
-Аааа...Вот оно что,вы хотели,чтобы они были для вашего полного понимания положения...Никогда не думал,что скажу это,но ссадины были у бедного на душе.
Он рос без отца.Мать лечилась в диспансере для сумасшедших...
-Но это же недостаточно,чтобы полагать будто...У многих тяжелые судьбы...
-Я его знал...Он рос у меня перед глазами,он сын моего давнего и очень неудачного друга,чтобы вам было известно...
Взяв свою шляпу,детектив двинулся к двери,оставив позади своих коллег и умершего,которого он знал с детства,покинул дом и уже стоял на улице,когда услышал шаги сзади...
-Я могу вас спросить?,-низким и провинившимся тоном спросил полицейский.
-Спрашивай.
-Во-первых мне очень жаль,я не мог и представить...
-Неважно.Этот малыш много думал,слишком много,он сам себя убил.Можно сказать даже мыслью.
-Как это мыслью,-усмехнулся молодой полицейский и сразу же встрепенулся от грозного взгляда старого детектива.
-А я и не догадывался,что со мной работает такой идиот,как вы...По сравнению с вами этот парень сейчас тоже может считаться живым.Да,кстати я беру свои слова назад,вам не просто надо перестать думать...Вам стоит начать думать,а не перестать.Попробуйте,хоть чуток.Подумать.
С этими словами оy скрылся в бесконечной черноте переулка и поспешил домой,чтобы "не думать" и забыть этот неудачный день.