Малиновый рай Гл. 13. 3

Виктор Перфилов
же  бифуркации  земляк  в  системе  векторов  от  энтропии  к  энтальпии ;   по  принципу  движения  внутри 
сосуда  всех  составляющих  частиц  и  самого  процесса  продвижения,  когда  сжимают  втайне  зёрна  от- 
торжения.

             13. 3. Алексей  Иванович , Владимир  Иванович, Дудникова  Дарья, Коптелина  Анжела;               
    Любовь,  искусство , плагиат ,  стремление  к  совершенству… .   
    Если  вернёмся  немножко  назад ,  отдадим  должное  тому  кто  принёс ,  оставил  в  сердцах  воспитан -   
ников  след  так  это  директор  Алексей   Иванович  Иванов- бессменный  директор  и  властитель  учрежде-
ния   средней  общеобразовательной  школы – интернат  номер  два,  села  Новый - Торъял.  Так – же  как 
Михайло  Ломоносов ,  в  лаптях  и  онучах,  в  одном  демисезонном  пальто  с  рюкзаком  и  книжками  в 
связке  через  плечо  отправился  от села  Параньга в столицу  Марий- эл  Йошкар- олу  поступать  в  универ-
стиет.  Ему  минуло  семнадцать  но  он  не  испугался  трудностей  дальней  дороги  и  пешком  в  лютый 
мороз  добрался  до  столицы,  отморозив  обе  ноги. Так  велика  была  тяга  к  свету , к  знаниям. В  столице 
ампутировали  обое  по колено,  всё  одно  пошёл  на  вступительные  экзамены , с  блеском  сдав  вопреки
страданиям  был  зачислен  на  физико – математический  факультет.  Являлся  старостой  курса,  увлекался
футболом  и  даже играл  за  команду  физфака. Являлся  лидером , вожаком  комсомольской  организации,
секретарём  первичной  ячейки  института.  Управленцом  Алексей  Иванвич  стал  по  духу  времени  и  зову
сердца. Существующая  программа двадцатитысячников  призвала  деятельного,  честолюбивого  молодого
специалиста  к  проявлению  бурной  деятельности .  Когда  произошла  смена  старых  довоенных  кадров 
на  новый  приток  свежей  молодой  поросли ,  то  не  стал  отсиживаться  в  тени,  выдвинул  себя  в  канди- 
даты  на  должность  директора  и  единогласно  был  выдвинут, затем  утверждён  районо  образования .
Хозяйство  досталось  ему  хилое, убогое и  не пригодное,  но  Алексей  Иванович  поднял  его  и  из  нерен-
табельной , захирелой  единицы  вытянул  до  богатого  цветущего  хозяйства.  До  прихода  Вани  школа 
считалась  одиннадцатилетней ,  в  ней  обучался  трудный  контингент,  девизом  учреждения  являлось;
что  заслужил , то  и  получай , от  каждого  по способностям , каждому  по  потребностям.  Но, а  трудовая 
эгида  равнялась  на  методы  Макаренко, в  сущности  повторяли  методологию  поздней  педагогики  во-
енного  коммунизма.  Надо  полагать  хозяственно - административная  струнка  перевешивала  над  идея-
ми  светлого  коммунистического  образа , практическая  нота, впитанная  с  голодного  детства,  брала
112
вверх . Понятно  догматизм  Луначарского  и  Крупской   не  прижились  с  идеями  Макаренко  и  другими
поборниками  политехнического  воспитания . И  речи  не  шло  о  приятии  старых  методов   и  приёмов  в
педагогике.  Требовался  совершено  новый  подход  к  реалиям  пришедшего  времени , старое  явно  отя-
гощало  новое  поколение  и  оно  презрительно  пофыркивало  себе  в  кулак.  Приличное  время  бился 
молодой  специалист  с  замшевшей  старой  гвардией  институток  и  благородных  девиц  и  с  импозантно- 
го, женоподобного  вида  волеречивыми , жизнерадостными  старцами.  Вы  не представляете , что  проис-
ходило  на  педсоветах,  всякого  рода  педагогико - воспитательных  совещаниях. Какие  бушевали  баталии
какие  нелицеприятные  слова  обвинения  метали,  горели  в  стенах  столь  почтенного  заведения. Присут-
ствовавшие  практиканты  и  молодые  специалисты: педагоги  и  воспитателя  в  шоке  краснели,  бледнели 
от  сказанных  в  бурной  спешке  волнительных  слов  и  выражений.  Ваня  по наивности  своей  не раз слы-
шал  из  приоткрытых  дверей  эти  бурные  волевыражения  взрослых  дядей  и  теток.  Выражения  были
так  горячи  и  прямодушны ,  так  грубы  и  прямы  и  так  далеки  от  сути ,  от  факта,  от  реального  проис-   
шествия  Ч.П. ,что  мальчонка  вынужден  был  подолгу  стоять  за  дверью  чтобы  уловить  хотя - бы  саму 
суть .  Ведь  любопытство  брало  вверх  не  с  точки  подслушать , а  с  точки  чтобы  понять  как  происходит
процесс  обсуждения  и  главное  как  они  взрослые  приходят  к  какому  то  одному   решению . Ведь  они
их  выражают  всегда  одним  решением.  Пытаясь  понять  каким  образом  умное  решение  ложится  чётко
правильной  формулировкой  на  бумагу  никак  не  мог представить  этот  общий  орган  в  нормальном  ви-
де. По  правде  и  его  убеждения   бледнели  и  гасли в абсурде  грязных  слов  и  выражений , представля-
лись  нелепыми, далёкими  от  обсуждаемых  проблем. Обсуждения , споры , дебаты  кружили  вокруг  пус-
тяшного  действа  не  имеющего  никакого  отношения  к  педагогике.  Всё  произносилось  высокопарно ,
многозначительно,  в  выкриках   нетерпения   негодований  неприятия. Никакой  лояльности , уважения  к
оппоненту,  сплошной  эгоизм  и  ненависть  звучало  в  энтальпии  бифуркаций  произнесенного .  Кто  про-
шёл  эту  школу  чистилища, тот  навсегда  запомнит  твёрдую поступь  грубого, военного  коммунизма. Оно
ушло,  просочилось  внутрь  содержания  нашей  культуры; нет- нет  выплёскивается  наружу  в  форме  ста- 
рых  социалистических  отражений . Грубость  как  ржавчина  плавно  проползла  в  обиход  нашей  речи , в
традиции  обрядов  культуры , в  настоящее  реликтовое  значение  вновь  создавшейся  нации, опутав , оп-
ростав  внутреннее  назначение  содержание  его  предназначения .  Предназначения  которое  легетивно
113
предоставила  нам  природа.  Милостивый  государь, смею  Вас  заверить,  коль  дело  дело  обстоит  так,  я 
бы  не  согласился  с  Вами  и  с  Вашими  доводами, мы  довольно  приличное  время  наблюдали  за  Вами 
и   пришли  к  единому  мнению,  выводу  и  т.д.  Вот,  вот  она  благодатная  почва  будущих  толкователей    
и  стукачей.  Алексей   Иванович  был  против  такого  рода  обращений  к  делу , в  обсуждении  требовал 
факты  подтверждения ;  не  вранья, не  предположений ,  фактов  подтверждений  и  боле  ничего.  И  это 
сбивало  спесь  вдохновенного  вранья  у  многих  педагогов  старой  формации,  потому  оставшись  наеди-
не  без  пригляда  пастуха  подленько  блеяли  на  хозяина , что  де  мол  и  клевер  не  тот  и  гадок “ уход.”
Молодой  директор  давал  рост  инициативе  и  молодых  и  не  очень  молодых .  Приветствовал  любые
новации   и  начинания , несшие  в  себе  зёрна  экономической  прибыли .  Посудите  сами  интернат  жил
на  субвенциях  и  дотации  государства, это  базис  экономики  малого  предприятия,  организации- социал-
листической  формы , а  Алексей  Иванович  глядел  дальше,  глубже.  Не  для  себя  хотел  обогащения , для
своих  питомцев.  Педагоги  с  коммунистическим  мировоззрением  его  не  понимали, оттого  противились
наносили  вред  и  системе  образования  и  развитию становлению  нового  поколения.  Дело  обстояло так
что  на прямую  зависело  от  трудолюбия  воспитанников,  от  их навыков, от  умения  трудиться , т.к. интер-
нат  был поставлен  на  хозрасчётную  основу:  сколько  заработает , столько  и  слопает.  Никаких  альтерна-
тив  не  допускалось.  А  старая  гвардия  педагогов  и  иже  их  прихлебателей:  служащих  и   технических 
работников  не  желали  трудиться  по  новому ,  потому  как  находились  в  проекции  “ холодной  войны “
и  никак  не  могли  понять  поступи  нового  времени.  То  что  где то  там  в  Москве  от  их  имени  заявляли
принимали,  решали , здесь  в глубинке  мало  отражалось.  Здесь  на  местах  незримо  шла  холодная  вой-
на  за  каждое  место, за  каждую  нишу  под  малиновым  сводом “ КОМПАНИЗМА”. К  примеру  выпускник
по  окончанию  получал  пособие  в  сто  тридцать  шесть  рублей  для  будущего  своего обустройства  в  об-
ществе.  Даже  в  таком  малом  стояло  у “ гвардии” во языцах  и  бельмом  в  завидущих  глазках  прижива-   
лок  сладкого  рая.  Смелый  директор -  новатор  отчётливо  видел  неприязнь,  борьбу  и  неверие;   где  си- 
лой,  где  пряником  принуждал  трудиться  по  велению  и  законам  нового времени.  Где  подталкивал  но-
вые  кадры  смелее  принимать  эффективные  решения,  старые  поощрял  думать  и  мыслить  сообразно
веяниям  сегодняшней  науки , не  застаиваться  в  вещизме  по  колено  болота , как  выражался  сам. Тяжё-   
ло  было  сотрудничать  с  ним престарелым  институтским  барышням  и  благовоспитанным, застоявшимся
в  тени  образования  почтенным  деятелям  педагогики.
114
Будировал ,  пролангировал  порой  и  основательно  убеждёно  политику  пропоганды  научной  педагоги- 
ки  как  политику  моногамного  совмещённого  сотрудничества  цельного  отдельно  взятого  самостоятель-
ного  хозрасчётного  хозяйства  школы-  интерната.  Наладил  производство  так , что  воспитанники  в  мас-
терских  сами  пользовались  благами  труда,  участвовали  в  распределении.  Понятно  кому  стоял  этот
принцып  поперёк  горла , трутням  и  прихлебателям , лодырям  и  приспособленцам, болтунам  и  лгунам.
Тем  не  менее  воспитанники  выращивали  яблоки , смородину ,  разную  ягоду  и фрукты, овощи , различ-
ную  сельскохозяйственную  культуру. Плантаций  всего  было  прилично , исчислялось  в  гектарах, а посев-
ные  угодья  в  десятках  гектарах.  Хозрасчётное  хозяйство  имело  свою  механизированную  базу, ангары,
склады  и  амбары , свою  технику  в  наличии  двух  комбайнов , трех  тракторов , борон ,  плугов ,  множес-
тва  прицепных  устройств.  Весть  перечень  механизмов  и  оборудования ,  необходимого  для  ведения 
отдельного  среднего  хозяйства.  При  кормовой  базе  отращивали  крупнорогатый  скот:  коров,  бычков  и
телят,  имелась  и  тягловая  сила  в  четыре  лошади  в  телегах  и  подлежащей  к  ней  утварю,  отращивали
поголовье  свиней  и   овец . Летом  гоняли  на  пастбища  приличное  стадо  скота:  бурёнок  в  сорок  голов,
овечек  в  тридцать шесть, понятно  и  быков  и  козлов , были  даже  мелкие  пони, что  они делали  в  поле.   
Имелась  собственная  пасека  и  свинарник  в  пятьдесят  три  головы, в  подсобном  хозяйстве  имелось  то-
же  и  свинарник  и  крольчатник  и  опять же  сад  и  огород  в  яблонях  и  вишнях, про  смородину , малину
умолчу  и  опять- же  маленькая  пасека  при  самом  интернате.  Обожал  директор  пчёлок ,  говаривал  са-
мый  трудолюбивый  старательный  труженик , при  случае  приводил  их  в  пример , стыдя интернатовских
лодырей , говорунов  и  нехочюх .  Нам  не  гоже  стоять  и  ждать  милостыню  у  природы,  надо  брать,  вы-
ращивать , создавать  самим,  участвовать  в  процессе ,  учиться  и  работать  не  покладая  рук  во  имя  бу-
дущего   процветания  своего  дома , интернат – это  Ваш  родной  дом . Верно  видел  со своего  голодного 
довоенного  детства,  очень  можно  построить  комячейку  в  отдельно  огороженном  хозяйстве,  в  целом-
же  на  огромных  просторах  объединенного  союза  никак.  Понимая  особенность   созданного   условия 
максимально  пользовал  её.  Понимал, время  придёт  другое, нахрапистое , смурное, сплавное, знал,  был
учён  не  дурак;  за  бурным  движением  табак. В  поезде  есть  остановка,  слезут  на  ней  пусть  неловко;
все  те  кому  не  с  руки,  карманы  у  них,  сундуки,  с  прошлого  века  пусты ;  души  за  то  так  чисты,  смот-
рят  вперёд  на  холмы;  чистое , светлое  братство  в  бога  не  верует  в  царствие;  верует  в  слабость  вож -   
ей,  думают  свой  без  пажей,  борется  видим  не зря,  не  для  себя,  для  Тебя;  глупый,  эх  глупый   
115
народ,  учен  не  так  за  подлог;  принял  свинью  на  корму , тонет  я  им  помогу.  Алексей  Иванович  вся- 
чески  как  мог  обучал, наставлял  и  молодых  и  тянущихся  к  новому  правилам мудрости  жизни. Несмот-
ря  на молодость  люди  тянулись  к  нему,  внимали , прислушивались  к  нему . Каждый  в  своём  времени 
бог  или  подобно  ему  жизнь  свою  строит  сполна,  кузница  славой  полна,  всё  от  огня,  от  огня .  Каза-
лось  школа  не  являлась  кузницей  молодых  кадров, но  у  него  постоянно  забирали  им  выпестованные
молодые  кадры,  в  другие  отрасли  народного  хозяйства.  Молодые  инициативные  педагоги  и  хозяйст-
веники  необходимы  специализированному  хозяйству,  а  их  как  корова  языком  слизывает. Ремеслянно-
подсобное  хозяйство  было  немаленьким,  по  обороту  валового  оборота  производимого  продукт: в  мя-
се,  в  корнеплодах,  в  пшенице,  во  ржи,  в  молоке,  сборе  ягод, и  производства  столярной  продукции
равнялось  пожалуй  с  доходами  крупного  успешного  колхоза.  И  всё  хозяйство  велось  самостоятельно,
c  участием  средних,  старших  классов.  По  сути  являлось  сродни  бывших  колоний  молодёжи  в  период
становления  молодой  социалистической  республики.  Вы очевидно  помните  подобные  хозяйства: Мака-   
ренко - коммуны,  Дзерджинского – распределители  ,  восстановители   несовершеннолетних,  Крупской -
женские  гимназии  с  практикой  швейного  производства  и  другие. А  ведь  это  были  ростки  созидатель- 
ного, свободного  труда, там  зарождалось  новое  отношение  к  потреблению, к  распределению  добытых
благ.  Вы  представляете , что  было  бы  если  бы  довели  до  конца ;  всё компоненты  органически  впита-   
лись  бы  в  нравственный  порядок  общественной  жизни,  не  надо  думать  о  предстоящих  губительных 
извращениях  постсоветской  экономики  и  нравственный  потенциал органически  развивался  бы  предре-
шённо  в  ногу  со  временем.  В  настоящее  время  выглядит  всё  по иному, как бы  Вы не хотели, всё  одно
придётся  вернутся  к  старому , к  истокам ;  к  верному  артельному  отношению  производства  и  распре-
деления  благ  и  продуктов,  как  бы  Вы  не  умилялись  сегодняшней  поступи  экономического  роста  от-
дельной  группки  ловчил,  всё  равно  придётся  вернуться  к  первоначальным  истокам.  Не  важно  каких 
форм  мы  будем  придерживаться ,  важно  отношение  к  труду  и  его  распределению  всех  участников;
Директор  это  понимал , отчётливо  видел  на  примере  продолжительного  ведения  хозяйства  пришёл  к 
однозначному  выводу ; надо  правильно  трудиться  и  верно  распределять  добытые  блага  и  богатства
Всё  начитается  с  себя, со своего  внутреннего  отношения  и  боле  никаких  отговорок  и  теорий. Если соз-
дал, то  в  общину,  если  много  создали  тоже  в  общину,  распределяет  эта- же  община,  при  чём  тут  го-
сударство;  напротив  оно  обязано  защитить  законность  распределения  благ  этой  общины, но  если
116
противится , ставит  препоны , пришла  пора  значит  поменять  управление  государства- ибо  государство
содержит  сам  народ . У  государства  Алексей  Иванович  не просил, не  клянчил  как  сегодня на  прокорм
на  содержание. Навязали  правители  новую  политику   экономики  и  хозяйствования. Бросили  развивать 
содержание  внутренних  ресурсов,  кинулись  расширять,  укрупнять,  объединять,  сливать  в  одно  пусть
очень  недоразвитое, но  большое, дух  захватывает  объединение.  Большого  то  ума  не  надо  сжатый  ку-
лак – ударная  сила,  да  в  постройке  надо  созидать,  не  пробивать.  Что  нам  стоит  дом  построить,  сооб-
ща  одолеем  Мы  врага.  Не  врага побеждать  надо,  а  невежество,  чревоугодие , да  гордыню;  вязкую ,
ускользающую, невидимую  неуправляемую  человеком  в  себе  для  других  cубъективную часть живот- 
ного  мира.Таким  образом  соеденив  во  едино  в  кулак  все ресурсы  Великой  объединённой  страны  да-
дим  как  в  песне  поём  последний  и  решительный  бой  Кому? Загранице. Так  они  живут  по  своим  пра-
вилам, нами не  писанным.  Алексей  Иванович  и передовое  поколение  мыслящих  новаторов  были  яры-
ми  сторонниками  справедливого  свободного  труда  и  его  распределения, но  наверху  думали,  решали 
и  поступали  по  своему . Оно  и  сейчас  происходит  по  своему.  Его  натиск,  волю  и  способность  талант-
ливого  хозяйственника  нещадно  эксплуатировала  правящая  партия  власти.  Не  понимая  в  ведении  хо-
ствавания  взвалили  на горящего  человека  такую  ношу, что всемером  не  осилить.  Мысль  веками ноше- 
на,  проверена  временем  ушедших  столетий;  нанять  сильного  человека , дело  вытянет,  там  его  и  под
корень,  было  Вашим ,  станет  нашим.  По  сути  гражданская  война  являла  большую  перераспредели -
тельную  компанию, допущенную  народом  и  властью. Люди  ОТНИМАЛИ  ДРУГ  У  ДРУГА  имущество, зо-
лото ,  власть. Алексей  Иванович  был  болен  светлой  болезнью  большого ,  справедливого  человека, не
видел  под  ногами  субъективного  сражения  среднего  человека;  cчитал  себя  выше, умнее,  талантливее
всей  массы  серых  людей . Вместе  с  тем  тронутый  синдромом  популизма ,  овеянный  в  лучах  власти  и
славы  возомнил  на  персону  большие  права  и  возможности,  а  партия  того  не  терпела.  То  система, то
человек.  Партия  незримо  в  лице  стукачей  из  районо  следила  за  его  образным   творчеством ,  внима- 
тельно  собирая  компромат  и  ниглеже. Новатор же , не  ведая  шёл  нетореной  дорогой  вперёд  и  в  впе-
рёд. Где посредством  пряника,  да  кнута, где  средством  народной  стирки, шитья  да  протирки; все  сред- 
ства  в  походе  хороши,  лишь - бы не  развелись  кусачие  вши.  Какой  с  него  Великий  педагог, ему  впору
колхозом  управлять. Решил  подправить  воспитательный  процесс, принялся  после  погрома  старой  гвар-
дии  поспорить  с  остатком  женского “ корпуса” и  одним  почтенным  химиком - орденоносцем         
117
по  поводу  режима  и  присвоения  дружине  имени  А. Матросова.  Он  ратовал  за  имя  Матросова,  кол-
леги  за  право  называться  именем  О. Кошевого. Донбасс  не  нужен  нам,  что  там  творилось,  зачем  нам
тёмные  застенки, Гесстапо  и  его  традиции; для  нас  мари  звериный  опыт  не  годится; я  здесь  директор
мне  видней, нам  не  нужён  дурной  пример.  Мы  не  военная  страна, их  опыт  нам  что  сатана;  пусть пи-
во  пьют  и  баб  е—т ;  детей  своих  не отдадим  на  развращенье,  что  там  в  Донбассе  было  позабудьте, 
игралась  кровь  у  молодёжи , население  в  хомуте;  я  знаю, что  такое  угольный  забой  и  труд  шахтёр -   
ский  вовсе  не детский травостой;  душком  попахивает с  штольни, подальше от  Олега  Кошевого  изволь-
те.  Да  он  герой,  но  детям  то  зачем  те  ужасы  напоминать  с  огнём;  ТАК  не  пойдёт, Акпарс   зовёт, ухо- 
дит  в  горы  с  правдою  в  народ.  Смел  и  прям  в  речах , недосягаем  как  высоченный   рост  в  два  ноль 
два  метра,  широк  в  плечах,  рукой  мастак ;  играл  за  центрового,  в  баскетболе,  в  волейболе,  любил
играть  в  футбол ;  но  бегать  не  мастак, напоминаю  ног  не  было,  ходил  преодолевая  боль  за  так. Не
курил, не  выпивал,  каждый  день  проживал  с  пользой  для  общества,  для  порученного  дела  и  как счи- 
тал  для  питомцев.  Вся  жизнь  его  борьба  и самоотречение  и  это  не  слова ; это  на  самом  деле  проис-
ходило  на  глазах  Вани . Мальчик  считал  его  недосягаемой  вершиной ,  равнялся  на  него  в  самом  ма- 
лом, считал  его  чистейшим  человеком;  боясь  и  уважая  издали  благоволил  к  нему, внимательно  прис-
лушиваясь  к  его  мудрым  изречениям.  Теперь- то  понятна  начинка , твёрдости  духа, его  стойкость, уме-   
ние  преодолевать  неимоверные  лишения  и  трудности .  Теперь- то  понятна  твёрдость  противостояния,
откуда  черпал  стойкость  бессеребрянника  и  природную  скромность. Во  истину  правда  все герои  скро-
мны  и  просты,  никогда  в  жизни  они  не  требуют  платы,  ибо  это  претит  их  устоям  чести.  Так – то  до-
рогие  мои  земляки,  и  сотой  доли  не востребована  участь  на  право  достойного  их  проживания.
Вспомните  многие  сотни  забытых  фамилий,  напомню  в  книге  про  Островского,  про  Мересьева,  про
Бонивура,  про  Гастелло;  им  так  легко  их  память  в  окно  к  нам  постучалась  для  жизни; Ваня-же  слом-
лен,  пошёл  на  раскат,  жизнь  его  в  правде  таится .   
 … Иногда  в  хорошем  расположении духа  на  подъёме  настроения  становился  необычайно  шедр,  пора-
жая  доверчивостью  правдой  наивной  веры  в  будущее  лучшее  время. И  он  оказался  отчасти  прав, вы-   
ходит  не  фантазировал ближайшее  будущее. Во  истину  прав, истинен  всяк  человек,  уверовав  в лучшее 
время,  в  лучшее  будущее, потому  как  верно  оно  и  есть  первым  произнесено  слово - идея. За ним сле-
дует  дело  благое, нужное. Очевидно  оно  назрело,  приобрело  характер  материального  естества. 
118
Заметим,  Алексей  Иванович  до  мозга  костей  был  атеистом  и  опирался  только  на  научные  данные,
беззаветно  любил  свою  вторую  Мари - эл,  преклонялся  перед  матушкой  природой,  восторгался  ею  и
хорошими  талантливыми   людьми. На  собраниях  выражался  сжато, по  возможности  афоризмами  Козь-
мы  Пруткова,  питал  слабость  к  русскому  народному  сленгу  и  фольклору.  В  пылу  раздражении  дохо-
дил  до  истерических  нот ,  мог  часами  распекать  весь  выстроенный  коллектив  на  линейке  по случаю,    
событию  Ч.П.  либо  будучи  в  плохом  расположении  духа. При  этом  выбирал  такие  афоризмы  от  кото-   
рых  у  женской  половины  выпадал  осадок  и  свербило  в  дыхание.  Пацаны - же  от  удовольствия  оскла-
бясь  хмыкали  да  цокали  языками,  расслабляясь  в  удовольствии  музыки  ушей.  В  такой  момент  они
прощали  его  прямоту  и  грубость  в  обращении,  ибо  директор  выражал  их  затаенные  чаяния  и  непод-
дельный  интерес, не ведая  продвигал  их  мужскую самость  и  эгоизм. Солидарно, уважаемый  трепетный
ный   читатель  не смею  произнести  эти  образно  великие  выражения и  афоризмы. Да что мы  скромные, 
дотошный  писаки,  сам  король  афоризмов  и  метких  выражений  Ярослав  Гашек  в “ Мистер  Питкен  в
тылу  врага “пожалуй  не  смог - бы  выразится  предметнее , хлестче  большого  знатока  простого , обшир-
ного  языка. Ещё  продолжительное  время  половина  заведения  жалось  по  стенке,  подобно  заводным , 
деревянным  куклам  у  коих  вытянули  нутро, не  своими  голосами  здоровались  с  ним ; при этом  что-то
торкало  им  в  нутро,  помимо  своей  воли  производили  нелепые  движения  и  пируэты.  Девочки  присе-
дали,  женщины  делали  забытые  поклоны,  при  этом  те  и  эти  открывали  и  закрывали  непроизвольно
рты  и  глаза  и  старательно  выпучив  накрашенные  рты  и  глаза  несуразно  шлёпали ,  хлопали  ими.  Ти-
хие,  флегматичные  дети:  мальчики  и  девочки  вжимаясь  в  стенку  прятали  своё  тело  в  её  плоскости  и
задом  на  цыпочках  пятясь, прятали  его  в  ближайшее  укрытие.  Лучше  за  дверь,  бегом  прочь  на  край- 
ний  случай  на  цыпочках  растворялись  в  тишине  длиннющих  коридоров  в  надежде ,  что  слон  Моську
не  заметит . Словом  и  делом ;  шабаш  смеху  и  играм,  атас ! ; в  проёме  коридора  появился  тигр  и  мо-   
ментально  тишина ,  как  будто смеха  не  было  с  утра,  все  разбежались  кто  куда;  игра  это  и  не  игра,
какая  тишина, какая  лепота!!! Тишина  предвестник  бури,  Алексей  Иванович  по  ходу  чувствовал , пере-
борьщил  в процессе очистки  подчинённого персонала, контингента ; верно  со  стороны  выглядит  этаким 
толстокожим,  неуклюжим  слоном. Как  всякому  честному  прямому  человеку  ему  становилось  стыдно,
не  по  себе, но  что  поделаешь  приходиться  идти  на жертвы. Ради  большого дела  на  что  не  пойдёшь!!!
119
А  положенице - то  складывалось  скверное. По  методу  Люльпанского , молчаливого  бунта ,  когда  низы
не  хотели , верха  не  могли  и  этим  воспользовалась  выжидающая, подлая  серая  середина, которая  вы-
жидая  промашки  врага, пристально  сторожила  слабинку , скверня  ударила  подленько  в  спину  шутя.
   … Ах,  Алексей  Иванович,  дорогой  Алексей  Иванович ,  искал ты  себе  помощников,  создавал  сподвиж-
ников,  одинаково  мыслящих,  понимающих,  осознающих , что  только  человеческие  качества  в  совокуп-
ности  идей  Макаренко ,  Дзержинского ,  Крупской  и  Луначарского  приведут  к  верному  результату.  И 
мыслил  немного  однобоко,  со своего  роста - колокольни.  Педагогика  воспитания  это  лишь  малая часть
становления  человека , принята  лишь  в  границах  обусловленных  значений  и  понятна  лишь  роду  чело-
веческому ,  всего  остального-же  безгранично  больше  и  оно  властвует  и  это  беспорно  как  то , что  МЫ 
СУЩЕСТВУЕМ . В  малом  своём  исчислении  она  всего  лишь  составная  часть  в  необходимой  науке  поз-
нания  человека.  Именно  общество  в  государстве  создаёт  систему  образования  и  осуществляет  как  в
инкубаторе  нужные,  необходимые   кадровые  перестановки ,  применяет  соответствующую  методику .
Это - же  система  и  Вы  многоуважаемый,  многотрудный  Алексей  Иванович  присвоили  себе  функции 
системы.  Понятно  желание  как  можно  быстрее ,  экономичнее  словно  в  математике  прийти  к  общему
знаменателю. Система  состоит  из  частей,  частиц , песка , людей  и  это  неотрывно  связано  в  среде. Всю
в  жизни  и  в  среде  всё  пропускается  горя  в  ионизации, в  огне. Другого нет  мир  материален , свет во 
тьме  и  человечек  греет  сны  крупицей  опыта  к  заре. В  движении  жизни  всё  пропускается  через  гар-
нило  проверок , ошибок -  такова  аксиома  кривой  линии  вектора  движения  времени  в  абстрактном
пространстве. Что  приемлемо  в  науках, не  приемлемо   опосредственной  жизнью.  В  переходной  пери-
од  социально- общественного  движения  русского  объединённого  государства ! СССР была  и  будет  фун-
кционировать  система  контроля  строгих  запретов ( заветов ) старых  по  новому  поставленных  законов,
иже методик  пед.аксиом  и постулатов. Поздно, но пришло обновление  волною  веяний  нового  времени.
На  собрании  партактива  поставили  на  вид , слегка  по  отчески  журили,  вопрос  о  власти  в  воздухе  за- 
вис;  не  по  нраву  районным  активистам , неукротимый  дух  вуме- марийца;  в  речах,  в  раскате  голоса 
послышался  исток , бунтующей  акпарсовой  традиции  поток.  Знакомая  метода,  на  современый  лад  хо-
лодненькой  водичкой  из  ушат,  облили  Ваныча  ретфунккционеры  из  Роно. - Нам  с высоты  видней, для
школы  Вы  “холдей” кино  крутить  Вам  не  позволим;  живёт  страна  в  натяг,  у  Вас - же  всё  нисштяг,  как
120
это  э.э.  и  мама  не  горюй.  Нам  местный  нужен  спец,  считать  коров , овец,  бухгалтер  главный  нужен,
другие  вторят дружно . Покрылся  краской  враз - раз; сжал  в  дыни  кулаки - два; стал  мысленно  считать
простые  числа  счёта.  Наскок  души  ушёл,  ход  мысли  не  прошёл,  да  математика  анализом  сильна ; с
повинной  головой ,  прикинувшись  овсой  как  в  старину  мурзы  платили  дань  бакши  как  в  давние   го- 
да,  согнув  спину  в  осла, повину  голову  меч  не  сечёт. – А дам я Вам  на  курултай, Хаким  подпишет  хол-
могорский  рай;  в  анализ  молнией  наряд, построил  мысли  на  подряд; пора  об  этом  всем  сказать. Зап-
летающимся  голосом  в  надрыве  словно  прощаясь  как  с  самим  дорогим ,  близким  сердцу  существом
сообщил  что  виноват  оторвался  от  нужд  и  чаяний  народных;  хотел  как  лучше,  потому  и  собирал, ум-
ножал,  выращивал  да  хлопотал  для  нужд  деточек  сирых,  обездоленных .  По  поводу  состояния  моего
нарощенного  хозяйства ,  скоммунячилось  конечно  изрядно,  но  на  то  оно  и  коммунистическое  хозяй-
ство,  что  санксионированно  государством  и  документы  в  порядке.  И  если  партия  скажет,  да  я  как 
материальныо – ответственное  лицо  готов  после  соответствующего  решения  списать  в  счёт  бедствую-
щего района  выделить  племенного  быка ”Хряпа” и  пару  племенных  коров  холмогорской  породы. Лица
у  районных  руководителей  вначале  в  дрёме туч,  просветлели .  -  На  чужой  да  каравай ,  шире  рот  да
разевай: нам , ням , нам – ну  а  ты  Алексей  Иванович,  ступай , мы  тут  коллегиально  решим,  документы
загодя  подготавливай , спеши , твоё  счастье,  да  поторапливайся  заверили  коллегия  Все  хором . Глаза
блеснули  у  бакши.  Спустя  первым  делом  уволил  безжалостно  балласт  прошлого ,  поменял  всю  бух-
галтерию  и  техперсонал:  кладовщиков,  поваров , кастелянш,  завучей  и  старших  воспитателей .  Шуму 
много  стояло,  нареканий,  кляуз  да  всякой  грязи.  Которых  нужных  оставил,  но  понизил , добавил  де-
нежку  существенно ;  меньше  власти ,  больше  сласти. Волна  реформаций  докатилась и  до  общеобразо-
вательных  учреждений  такого  типа.  Упразднили  их  статус ,  стала  девятилетней – неполной  общеобра-
зовательной  средней  школой- интернат. Возвращаясь   к  судьбе  Вани  заметим  новшество  пришлось  по
духу  не  только  ему  одному. Очевидно  многие  варились  в  чужом  малиновом  гарниле. Что  им  коровы,
овцы,  быки;  кто  протянет  дружбу  руки, кто  просто  пожалеет,  обнимет.  Ушла  Матрёна  Юрьевна  давно
в  соседнее  Роно , Людмила  Фёдоровна  всё  одно  косится  и  хранит  наказ,  что  в  памяти  мальчишки 
сохранился.  Интересный  случай  произошёл  помимо , наконец  мама  приехала  впервые. Ванюша  неска-
занно  обрадовался, мама  в  сердцах  прижала  к себе,  заплакала .  Ваня  тоже  не  сдержал  слёзы,  можно
121
на  время  открыть  свои чувства.  Что  он  мог сказать  своей  матери,  что  Вы  меня  бросили, выяснять  за-   
чем , что  не  имеют  на  то  права  и  оснований. Сам  тоже  не  посмел  пойти  на  такой  шаг,  увидев  её от-
ношение  и  слёзы  понял  ей  тоже  нелегко.  Простил  видя  искреннюю  любовь  к  нему  и  привязанность .
Не  всё  просто, на  то  видно  есть  причины  и  одна  из  них  бедность,  убогость  образа  жизни  внутренне-
го  содержания. Силы  любви  свеча  горела  в  пламени  светлой  радости,  неугасимо  отражалась  в  глазах   
матери  и  сына, это  успокаивало, обнадёжило,  полнило  душу  светом  лучезарного  счастья. Да  что  толку
не  заменишь,  не  измеришь  гордыню  положительным  сегодняшним  импульсом, всё  одно  на  душе  не-
чисто;  сейчас  ей  хорошо , а  завтра  каково? С  первых – же  минут,  ловил  себя  Ваня  на  том , что стыдно
идти  рядом  с  мамой, понимая,  не  хорошо  поступает,  да  ничего  не смог  с  этим  поделать. Эк  его  вело 
коробило,  внутри  червячок  оскорбленного  себялюбия  достоинства  жгуче  пожирал  забытую  материнс-
кую  любовь , восставал  половинкой  попранного  честолюбия.  Изподлобья  вглядывался  на  лица  прохо-
дящих  мимо, ужасался  их  презрительным  отражениям  равнодушных  выражений. Мальчишка  в  возрас- 
те, когда  большое  значение  имеет  внешний  образ важность  человека  и  его  достатка.  Мать - же играла
на  руку  незримому  врагу, она  уедет,  ему  оставаться, отвечать  за  простоту  и  сыромятность,  хвастать-то
нечем.  Краснеть  да  оправдываться, по  жизни  питать   чувства  неловкости  и  стеснения. Хватает  достато-
чно  вывесок  и  бирок, ему  их в  край  в  не мочь, тащить  ещё  и  пришлый  груз. Он  точно  знает  не  такой
молве  плевать,  махнёт  рукой;  навалит  полные  штаны ,  попробуй  их,  во  двор  мечты , он  точно  знает
он  другой, внутри  огонь  горит  чудной  и  хочется  ему  в  полёте, творить, кричать, что, но  такой- то. Мать
вызвали  на  педсовет,  родитель  приехала  издалека;  есть  повод  посовещаться ,  поговорить   да  пооб -
щаться  в  язык  отчёт  произвести, на  местном  уровне  свести , что  меры  приняты  и  он, такой – же маль-
чик  как  и  все.  Что на  беседе  было,  сплыло,  поговорили - позабыли;  всё  в  меру, скрытен  не  простой,   
противоречив ,  махнул  рукой  и  на  учёбу  и  на  школу;  читает  книжки  под  луной.  Посмотрим  дальше,
что из  Вани, получаться  ли  ладны  валенки; хулить не  будем, непростой, характер  сложенный  несложно.
-Ты  говоришь  ему  как  будто,  он  в  сторону  глядит  сердито  и  шёпот  ненависти  в  нём  как  будто  дол-
жен  что-то  в  долг,  отдать  ему  без  лишних  слов  как  будто  подвиг  совершил, шипит , что  нету  больше 
его  сил;  Вот  Вы  мамаша  объясните, за  что  такая  нам  обида, Мы , что  бросали  на  дрова,  мы  что кида- 
ли  на  года; что  там  случилося  скажите, быть  может  мы  поможем  Ване  болезнь  негодования - обмана
122
преодолеть,  забыть,  лечить.  Что  говорилось  мамой ,  какие  нашла  она  слова  не  знал , не  ведал  что
сообщила  про  него  в  беседе  с  педсоветом,  какие  заклинания , пожелания , замечания.  Но  что- то  луч-   
шее  качнулось  в  его  сторону,  как  будто  кто-то  ангельской  рукой отогнал  тяжёлую  завесу туч.  Учителя, 
воспитателя  стали  пристальнее  смотреть  в  него,  привлекать,  пробовать  с  ним  сотрудничать,  стали  по-
ручать  различные  задания.  Мать  приехала  с  подарками,  привезла  вязаные  ею  варежки, носки , вален-
ки, скатанные  отцом,  гостинец  из  пряников,  печенья ,  дешёвых  карамелек  и  семечек.  Обычный  набор
среднего  достатка   людей.  Привезла  яблоки  с  сада. Её  поместили  в  специальную  комнату  для  гостей,
Ванька  все  три  дня  находился  с  ней  и  был  счастлив. Как  в  зоне,  не  правда- ли.  С  ней  вновь  ощутил
себя  частицей  семьи , взлетел  духом  и  вообще  почувствовал  не  ущербным,  покинутым  как ране  паца-
ном . Мама  любила  гулять  по  интернату, проявила  удивительную   способность  к  участию  жизни интер-
ната, беседовала  с  завучами  и  особенно  с  директором  Алексеем  Ивановичем.  Вдвоём  они  обсуждали
общие  темы  на  интересующие  их  вопросы .  Говорили  часами долго  на  своём   марийском,  с  азартом   
жестокулируя  иногда  переходя  к  пантониме. Видно  нашли  затрагивающие  их  души  волнующие  темы.
Ваня  стоя  поодаль  с  интересом  наблюдал  за  их действиями,  слышал  отрывками  разговор  не  касался
его  поведения,  они  с  жаром  заядлых  политиков  вели  полемику  про  государство ,  про  власть,  про  то   
как  можно  построить  нормальные  человеческие  отношения  и  между  людьми  и  между  государством
и  народом.  В  начале  ничего  непонимающий  подросток  не  поверил  ушам – его  мама  такая недалёкая
в  его  понятии  так  точно  и  верно  излагает  суть  устранения  проблем  в  воспитании  поколения  и  суть
преемственности  прав  и  закона  между  народом  и  властью  государства.  Это  новая  до  селе  черта  по-
разила  Ваньку,  что  не только  он  обладает  трезвым ,  расчётливым  умом  и  мама  туда - же,  нескрывае-
мая  гордость  охватила  мальца .  Надо же  наравне  общается  с  самим  директором; с  ним  и  маститые   
учителя  побаивались  спорить,  а  в  утверждениях  пасовали,  а  какая – то  неграмотная  мариечка  беседу-   
ет  наравне ,  да  ещё  как! Схлестнулись  две  огненные  головы,  горячо , с  жаром  доказывая  друг- другу
первозданные  истины, принципы  и  заветы  прошлого  и  настоящего;  в нетерпении  перебивая  друг- дру-
жку,  смеясь  однако  совершенно  о  другом  или  это  показалось  мальчонке.  Говорили,  говорили , всё
никак  не  могли  наговорится. Со  стороны  казалось  встретились  два  закадычных  друга, никак  не  могли
расстаться . В  последствие  мама  сказала  Ваньке - Держись  за  него, настоящий  он  человек,  не  обманет,
123