Марш в новогоднюю ночь

Александр Муровицкий
Ноль часов и две минуты 1 января 1995 года. Звонок телефона. Голос телефонистки Ольги Еременко:
-Товарищ подполковник! Еще раз с Новым годом! Соединяю Вас с командиром.
- Хорошо, - ответил я и после короткого ожидания услышал голос Юрия Павловича Ковалева – командира нашей 147 отдельной спасательной бригады Войск Гражданской обороны МЧС России, расквартированной в поселке Сатис Дивеевского района Нижегородской области рядом со знаменитым городом Арзамас-16.
- Зайдите ко мне домой, - сказал командир и на этом разговор закончился.
- Есть, - ответил я, понимая, что командир празднует Новый год, а я – ответственный по бригаде и нужно решить какие-то вопросы.

Караул и дежурных я уже поздравил с Новым годом, поэтому, сказал дежурному, что выхожу за территорию части и пошел.

Дом командира располагался рядом с КПП метрах в пятидесяти. Подойдя к дому, увидел командира, его жену и детей.
- О! Александр Иванович! С Новым годом! – почти в один голос поздравили меня Юрий Павлович и Людмила.
- Заходите в дом! – жена командира пригласила нас с командиром в дом, где уже стоял немного «сокращенный» праздничный стол.
- Ну, за 1995-й, - провозгласил Юрий Павлович, - Пусть он будет счастливым для нас всех и исполнятся все желания.

Мы подняли рюмки с коньяком, чокнулись и выпили. Закусили.
- Пошли, покурим, - командир пригласил на улицу.
Мы вышли, командир закурил. Я в тот период еще  не курил, но это длилось не долго, через два года я уже "дымил как паровоз".

- Теперь о делах! Тут такое дело, замполит! Шифровка получена аккурат накануне Нового года. Я не стал никого поднимать, понимая, что это бесполезно, но…. Приказано, с получением данного распоряжения поднять сводный мобильный отряд бригады в установленном составе, оснастить необходимым оборудованием и материально-техническими средствами и к 12 часам уже сегодня совершить марш в Воронеж. Там будет создан объединенный отряд ЦРЦ, который выдвинется в Толстой Юрт, где формируется группировка МЧС в Чеченской республике. Там сейчас уже идут боевые действия по захвату Грозного.  Идет штурм. Людей от столов праздничных отрывать не будем, но в 6 часов утра – объявим сбор и начнем подготовку СМО. Молева Александра Васильевича, который является командиром отряда, я уже предупредил.

Утром, дал команду дежурному на оповещение, оправил автобусы за контрактниками, которые проживали на территории трех районов Нижегородской области. Стали готовить технику и имущество и ждать прибытие личного состава. Можно, конечно было отправить «срочников» в эту командировку, но шифровка строго требовала сформировать отряд исключительно из военнослужащих, проходящих службу по контракту.

Ну, вот и контрактники прибыли. Построили и… ужаснулись. Все контрактники, как один были в состоянии сильного алкогольного опьянения… А ведь основная масса из них были водителями или механиками водителями. То есть ни о каком марше речи не могло быть. А время уже 9 часов, еще три часа и колона должна тронуться.

На втором этаже казармы, где размещался пункт приема личного состава, расположили контрактников с приказом «всем спать». Закрыли казарму на ключ и продолжили подготовку техники и снаряжения.

В 12 часов отправили шифровку о том, что колонна благополучно миновала исходный пункт и выдвинулась в указанный район. Но колонна мирно спала… Это мы так - командование думали… Когда же зашли в казарму, то выяснили, что контрактники были пьянее прежнего.

Нужно пояснить про наших контрактников. Это вынужденная ситуация, сложившаяся в Нижегородской губернии заставила их стать профессиональными военными, а так они – скотники, пастухи, трактористы, механизаторы широкого профиля, дояры и так далее по всем сельскохозяйственным профессиям.
Можно, что угодно говорить о ныне  покойном Борисе Ефимовиче Немцове, но сельское хозяйство Нижегородской губернии он развалил быстро и основательно. И наши контрактники были тому подтверждением.

А теперь представьте сельхозрабочего, которого ограничили в употреблении спиртного, надев на него военную форму… Вот, так и здесь получилось. Каким-то образом, кто-то, через окна передал спиртное в казарму, ну и «контрактеры» немного «поправились», приведя себя в еще худшее состояние.
Стали выбирать наиболее трезвых и в парк, мороз и движение сделают свое дело, а также вызвали дополнительно людей…

Наконец, где-то к 18.00 колонну машин построили, люди тоже стояли «на готове». Команда «по машинам» и вперед…

Проходя вдоль колонны, вижу, что водитель экскаватора ЭОВ-4421 (1) поднимаясь на подножку падает, потом встает и опять – падает… Подхожу ближе – водитель пьян! Старшим машины едет старший сержант, тоже водитель, но без автомобиля (автомобиль получит по месту назначения), решение тут же…
- Товарищ старший сержант! – говорю, - Принять управление автомобилем.
- Не имею права! - говорит, -  Категория только «В»…

Чувствую, начинает сержант зарываться, а было на чем! Как потом выяснилось: его сестра была  замужем за начальником отдела кадров бригады. Чего в такую командировку снарядили тогда, непонятно.

- Право я тебе даю, приказываю принять управление, -  и под козырек. - Идут военные действия, за невыполнение приказа – под трибунал! – говорю ему и делаю решительное лицо.

Нехотя сержант забирается на ступеньку и в кабину, штатного водителя заталкиваю тоже в кабину. И машу – «вперед!». Слышу из кабины голос сержант: «Вы за это ответите!»
- Отвечу! Конечно, отвечу! Обязательно отвечу! - кричу в ответ. И когда экскаватор трогается, облегченно вздыхаю.

Колонна тронулась. Все мы вздохнули. Зашли к командир, присели за столом.  И тут Юрий Павлович и говорит:
- Ох, и получим мы за эту колонну!
Начали размышлять по этому поводу:
- Система первого доклада, товарищ полковник! - говорю, -  Доложено – колонна пошла, во время? Во время. Связи с колонной нет – нет! Привалы, обеды, ремонты будут – будут! Расстояние почти шестьсот километров. В составе есть бронетехника, хоть и на трейлере МАЗ – 537 (2) -  ИМР (3), значит уже смешанная колонна, а скорость движения смешанных колонн 25-30 километров в час. Значит, идти, не останавливаясь девятнадцать часов. Вот давайте рассчитаем, колонна, вышедшая в 12 часов, еще и половину пути не прошла…. Так что, всё нормально будет….

Мы уже собирались уходить домой, как забежал запыхавшийся дежурный…
- Товарищ полковник! Там, в Теньгушево (4), ИМР в реку упал… колонна стоит. Подполковник Молев у меня на проводе, связь плохая.
Я следом за командиром в дежурку…

Командир:
- Как там, что случилось?
Ему что-то говорит Александр Васильевич.
- Понятно. Все живы? …Понятно. Поднять ИМР сами сможете?.... Ясно. Всё ясно! Александр Васильевич! Колонне продолжить движение, трейлер с ИМР вас догонит. В крайнем случае самостоятельно дойдет до Воронежа, я проинструктирую. Скажете, была поломка – отстал.  Звоните мне по возможности через каждые 2-3 часа. Всё! Вперед! Удачи!

И уже обращаясь ко мне:
- Я ж говорил…, еще получим! Пошли Александр Иванович, решать кроссворд будем.

Зайдя в кабинет, сели за стол. Командир и говорит:
- Час от часу не легче. ИМР с трейлером слетел в Теньгушево с дороги и упал в реку Ведяжа. В трейлере разбито стекло, у водителя сломаны ребра, у механика водителя и оператора ИМР порезы лица осколками стекла, сейчас они в районной больнице Теньгушева. Это, кстати, уже не Нижегородская область, а Мордовия. Главное – все живы!
- Да, это самое главное, а железо – это восстановимо, - согласился я.

Командир тут же распорядился вызвать зампотеха бригады Владимира Михайловича Болтова, который, как оказалось, был еще в парке и разбирался с оставшейся техникой.
- Значит так, Александр Иванович! Давай, садись на машину и поехал в Теньгушево. Разберись там с людьми, как они себя чувствуют, что с ИМР и звони мне. А я следом за тобой отправлю Болтова с эвакогруппой. Самое главное – смотрите людей не поморозьте, мороз за тридцать!

Сел в УАЗ-469 и поехал. Путь по заснеженной, но прочищенной грейдером дороге был не далеким всего километров сорок пять. За полтора часа доехали.

А улетели они с дороги в реку элементарно: перед рекой дорога резко поворачивала вправо на мост, тяжелая машина, да еще с «танком» на платформе, на скользкой дороге не затормозила и пошла прямо в реку, кабина ударилась в дерево. От удара ИМР слетел с тележки и перевернулся. Теперь лежал «гусянками» вверх. Не смотря на вечер и мороз, вокруг собралась толпа зевак, но Молев договорился с местной милицией и патруль охранял технику. 

В больнице врачи оставили только прапорщика –  водителя с переломами двух ребер от удара о рулевое колесо. Двух «имээровцев» с порезанными лицами и руками я забрал с собой. Поехал в милицию и позвонив командиру доложил обстановку.

Вернулся к мосту. Стал ждать эвакогруппу.
Мимо меня проехал трейлер с ИМРом на платформе.
«Быстро, - подумал я, - сориентировался Михалыч (Болтов) и отправил вдогонку технику».
Потом подъехал сам Владимир Михайлович, подошла техника и закрутилась работа.

Я, как пехотный офицер, знаком с эвакуационными мероприятиями, но зимой, в сильный мороз, на обледеневшей дороге, на берегу реки, усаженной деревьями, с трудом представлял, как всё будет происходить. Но… Несколько часов заняли подготовительные мероприятия. Развернули «полиспасты»(5). Закрепляли тросы на деревьях. Потянули. Несколько тросов порвалось, два дерева выкорчевали. Все конструкции пришлось по новой развертывать.
 
А тем временем, наступило уже 2 января. 1995 год шел своим ходом, а мы не замечали этого хода, нужно было выполнить задачу. В конце – концов, к середине ночи вся техника была вытащена и, как не странно, завелась. Даже стекло в МАЗ вставили, правда, временно, но водителя нужно было от ледяного ветра защитить.
 Колонна техники во главе с УАЗом зампотеха  медленно двинулась в направлении части.

А я на УАЗе поехал быстрее. Через какое-то время  выяснилось, что прихватило печку в машине. Водитель мне и говорит:
- Давайте, товарищ подполковник, заедем в Нарышкино, это по дороге, в мастерской, в теплом боксе и сделаем. А так – замерзнем по дороге.

Заехали в Нарышкино. Водитель завез меня к себе домой, вернее -домой к его деду, где он жил, а сам поехал ремонтировать машину.

Добротный дом с подклетью, на высоком фундаменте, с огромными летними сенями и небольшой теплой горницей с русской печью посередине.
Дед разбудил бабку. Моментально был накрыт стол: горячая лапша с курицей из печки, сало толщиной, как и положено, с ладонь кузнеца, соленые огурцы, капуста, хлеб.

пока накрывали на стол, позвонил дежурному по бригаде, доложил, что о поломке машины и задержке в возвращении. 

Дед вытащил бутылку самогона и поставил «малиновские» стаканы.
- Давай, - говорит, - сынок за Новый год! За здоровье и чтобы не было войны!
Не стал я его расстраивать в том, что война уже идет и наша бригада отправила своих бойцов на эту войну. Выпили, закусили…. Поговорили о жизни... Дед - фронтовик, сетовал на то, что развалилось по настоянию высших начальников местное сельское хозяйство, что народ перестал работать и стремится к лёгким деньгам. Рад был старик, что внук на военной службе и на хорошем счету.

Во время беседы почувствовал, как я устал. Спал то еще в прошлом году, в ночь с 30 на 31 декабря, а на дворе уже утро 2 января… Да и от стариковского взгляда это не ускользнуло...

- Вижу, сынок устал ты. Поспи - маленько. Когда Ляксей машину сделает – приедет. Тогда и поедешь.

Лег на кровать и провалился в глубокий сон.


Проснулся я под теплым одеялом. В горнице пахло яичницей  на сале и липовым чаем. Водитель с дедом  уже сидели за столом.
- Хотели уже будить тебя командир, - сказал дед, - а ты вот сам проснулся. Что значит кадровый военный – всё чувствует.

Как оказалось, проспал я всего четыре часа. Водитель приехал вскорости, после того,  как я заснул, поэтому тоже успел отдохнуть.

Вернулись в часть. Доложил командиру.

Так начинался 1995 год. Так начиналось участие МЧС России в событиях на Северном Кавказе, а конкретно в боевых действиях в Чеченской Республике. Но это уже другая история.

1. ЭОВ-4421 – Войсковой экскаватор предназначен для отрывки котлованов и траншей при выполнении земляных работ по фортификационному оборудованию позиций, районов сосредоточения войск, командных пунктов. На колесной базе КРАЗ-255Б, позднее КРАЗ – 260. Масса- 20 тонн. Экипаж – 2 человека. (http://www.saper.etel.ru/texnica/ex-44.html).

2.МАЗ-537 — военный четырёхосный седельный тягач производства Минского автомобильного завода с 1963 года. Тягач предназначен для перевозки грузов массой до 50 т на полуприцепах ЧМЗАП-9990, ЧМЗАП-5247Г и др. На автомобиле установлен 12-цилиндровый дизельный двигатель Д-12А-525А(на танке Т-34 почти такой же), расположенный за кабиной. Предусмотрен предпусковой подогреватель двигателя. Трансмиссия — гидромеханическая, с гидротрансформатором и планетарной трёхступенчатой коробкой передач. Рулевой механизм с гидроусилителем. Управляемые две передние оси. Кабина рядная 4-местная, двухдверная, с круглым люком в крыше и независимым отопителем. ( https://ru.wikipedia.org/wiki)


3.ИМР - Инженерная машина разграждения— армейская машина, предназначенная для прокладки дорог по пересечённой местности, в лесу и городских завалах, для отрывки и засыпки котлованов. Принята на вооружение в 1969 году. Экипаж ИМР составляют два человека: механик-водитель и командир-оператор. Имеет броневой корпус и башню.   В качестве базы используется шасси среднего танка Т-55. Корпус машины герметичен и имеет противоатомную защиту.( https://ru.wikipedia.org/wiki)


4.Теньгу;шево  — Село в Республике Мордовия, расположенное на правом берегу реки Мокша в месте впадения в неё речки Ведяжа, в 216 километрах от Саранска. Административный центр Теньгушевского района. (https://ru.wikipedia.org/wiki)

5.Полиспаст - грузоподъёмное устройство, состоящее из нескольких групп блоков, собранных в обоймы, последовательно огибаемых канатом. Полиспаст предназначен для увеличения силы, прилагаемой для перемещения груза. Название произошло от греческого Polyspaston, что означает "натягиваемый многими канатами". Принцип действия основан на использовании действия рычага или блока. Выигрываем в силе — проигрываем в расстоянии.
Используется полиспаст во многих случаях, где необходимо используя минимум приспособлений и ограниченное количество силы (как правило, силы собственных рук), поднять или переместить тяжелый груз, обеспечить натяжение веревки и т.п. В ходу подобные устройства у туристов и скалолазов, спасателей, промышленных альпинистов. (http://howitworks.iknowit.ru/paper1144.html)