Уроки домоводства

Ник Верман
... вымышлены. ... случайны.


Отца не стало, когда я еще учился в школе. Поэтому отцовских советов мне было давать некому. Мама, как могла, старалась заменить его,  в душевных беседах объясняя каким, по ее мнению, должен быть мужчина и почему.
Я любил эти беседы. Они были не душеспасительными, а просто дружескими, и воспринимались не как наставления, а как интересные рассказы.

В жизни мама тоже была верна объясняемым мне принципам.
Так она объясняла, что никогда не надо лезть первому, но если на тебя пошли с кулаками нужно отбиваться изо всех сил. Бить отчаянно, на поражение. Не обращая внимания на боль и страх. Пусть знают, что со мной лучше не связываться!

Совет пригодился.
Перейдя в новую школу, я, как и все новички на какое-то время стал объектом повышенного внимания, и ухитрился вызвать неудовольствие первого местного драчуна. Слово за слово, и мы сцепились, как два дворовых кота.

Потом маму вызвали в школу.
Нас с моим недавним оппонентом поставили у доски, и мы стояли рядком, одинаково побитые и насупившиеся, а родители и учительница учинили «разборки между собой».

В основном, выступала противная сторона, визгливо выливая возмущение на мою голову – я де ее сыночку нос разбил вкровь. Я даже и не знал, что у женщин бывают такие голоса.

Мама молчала.
Когда Валькина мать выпустив пары наконец умолкла, моя подошла к нам с Валькой и спросила:

- Кто первый начал?

Мы молчали. Она оглядела нас обоих, и снова спросила:

- Кто ударил первый?

- Я…- нехотя, но, надо отдать должное, честно признал Валька.

- Пошли сын, ты все сделал правильно. – сказала мама, и, кивнув учительнице направилась к выходу.

Наверное, она тоже боялась за меня, как и все матери боятся за своих детей, но тогда…
…тогда я шел за ней с чувством восторженной гордости и за свою правоту, и за то, что у меня такая мама.
Больше меня не трогали, а с Валькой мы даже подружились.


Потом подросла сестра, и мама стала также вести беседы и с ней.
Я прислушивался, по возможности. Было очень интересно.
И так сложилось, что когда я переехал и стал жить отдельно, ее советы очень пригодились мне в налаживании этого самого незамысловатого быта в моей новой, самостоятельной жизни.


СОВЕТ ПЕРВЫЙ:

Как только сестра пошла в первый класс, в ее обязанности стало входить подметание пола.
Вспоминая себя в этом возрасте, хочу сказать, что мне в первом классе было поручено чистить обувь. Отец тогда был еще жив, и мы вместе частенько располагались на полу в коридоре, и он рассказывал, за какой обувью как нужно ухаживать.

А сестре поручили подметать полы, торжественно посвятив в ранг «подметальщика». По случаю посвящение было организовано праздничное чаепитие с тортом.
Сестра своей новой должностью очень гордилась. Ей дали власть. И она без зазрения совести пользовалась ею, в процессе подметания гоняя нас шваброй из угла в угол. И мы гонялись. А что делать? У кого швабра – тот и прав!
Где-то со второго класса, достигнув должного уровня мастерства сестра получила право еще и на влажную уборку, вкупе с правом использовать меня в качестве рабочей силы для подачи ведра с водой.

Каждое право закреплялось соответствующим сертификатом, выдаваемым, само собой, в торжественной обстановке.

Позже, когда сестра подросла, мама уже по-взрослому объясняла ей:
- Привыкать к уборке в доме нужно с привычки держать в чистоте пол. Когда ты моешь пол – ты автоматически убираешь все, что на нем валяется потому, что оно тебе мешает.
А дальше - на контрасте начинаешь замечать пыль и вещи, валяющиеся на других поверхностях.
Ну а тут по аналогии: вытираешь пыль с полки и каждый раз вынужден переставлять все то, что на этой полке находится. В конце концов, приходишь к естественному выводу, что лучше бы на ней вообще ничего не стояло, да и полки этой лучше бы вообще не было.


СОВЕТ ВТОРОЙ:

Следующую обязанность сестра получила классе, наверное, в третьем.
Это была обязанность мыть посуду.

Не личную – тарелку, ложку, вилку и чашку должен был каждый мыть за собой сам. Маме прислугой быть было некогда. Ей нужно было нас кормить.

Так вот, а сестра наделялась обязанностью мыть посуду общего пользования, и, вкупе с этим ей давалось право контролировать мытье личной посуды «другими членами нашей общины».
Если кто-то забывал вымыть за собой, пусть даже чайную ложку, она имела право наложить на отступника штраф – заставить мыть все остальное.
Надо ли говорить, что сестра, как коршун кружила над раковиной после обеда и ужина, пока я убирал за собой посуду!

Позже мама объясняла, что ощущение чистоты на кухне, вкупе с чистым полом, достигается, в первую очередь за счет отсутствия грязной посуды. Ни при каких обстоятельствах грязная посуда не должна стоять на столе, или лежать в раковине, если на кухне никого нет. И сама раковина всегда должна быть идеально чистой.

Переехав жить в коммуналку, я ощутил всю ценность этого совета:
Когда Димка машинально оставил в раковине стакан из под пива – обе мои соседки, глубоко-пенсионного возраста, посчитали своим долгом незамедлительно постучать в мою дверь, и указать на оное безобразие.

Да, а у меня приблизительно в том же возрасте появился сертификат на вынесение из квартиры мусора. Ну и права соответствующие, по контролю остальных: не убрала фантик от конфеты или сломанную вещь какую в мусорку – вносишь сама!
На улицу!
К мусорной машине, которая ходит по часам!
Вместе со всем остальным мусором!


СОВЕТ ТРЕТИЙ:

Очередной обязанностью, до которой мы с сестрой друг за другом  доросли классу к пятому, было мытье ванны и туалета.
Сначала мы это дело делали по очереди с мамой, а когда сестра подросла – с сестрой.

Задача была не из легких.
Не потому, что делать это было сложно, а потому, что сложно было себя заставить. Дело, в некотором роде учило смирению, а делая его по очереди мы хорошо замечали погрешности друг друга. У меня было больше опыта, зато сестра была более скрупулезной.

Сестре мама объясняла потом, что туалет – это лицо хозяйки. Зайдешь – и сразу все понятно.

Ну а в коммуналке я, как и положено, драял это «лицо» по очереди с моими бабками в жестком графике, а уезжая, предупреждал их о моем отсутствии заблаговременно и чуть ли не в письменной форме.


СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ:

На это дело сертификатов не выдавалось.
Это каждый должен был делать сам.
Заключалось это дело в классификации и уборке вещей. Вот именно так – в классификации и уборке.

Вещи всегда делились на:
Нужные и ненужные,
Чистые и грязные,
Целые и сломанные,
Свои и чужие.

Все первое убиралось по местам, а со вторым поступалось по обстоятельствам: ненужное – выкидывалось, грязное – чистилось и стиралось, ломаное – чинилось или выбрасывалось, чужое – с гневными воплями запускалось в собственника.

За чистоту традиционно отвечали женщины, а по поводу ломаных вещей мама со временем стала испрашивать совета у меня – нельзя ли их починить, а то выкидывать жалко, вроде как память!  Надо ли говорить, что я из кожи вон лез, чтобы «проявить мужчину». Рылся в Интернете, даже в библиотеку ходил за умными советами.

Получалось не всегда. Но, попытка не пытка, и я теперь умею склеивать массу разнообразных вещей, безотлагательно менять лампочки и забивать гвозди, устранять засоры в раковинах и даже чинить зонтики!

Да, а вещи и дальше делились по группам и размещались там, где размещалась и вся группа.  Игрушки - в ящиках под кроватью, тетради - в столе, книги  - в книжном шкафу, одежда – в одежном.

В одежном шкафу производилось строгое ранжирование по ящикам и полкам:
Все носки жили в одном ящике, белье в другом, шарфы, шапки и перчатки – в третьем, и т.д.
Насколько аккуратно они были там разложены, маму абсолютно не интересовало. Это было личное дело каждого. Главное, чтобы их в любой момент можно было найти.
Да, ну а глаженые вещи, само собой, висели на плечиках.

Шкафы у нас с сестрой были разные – у каждого свой. А вот комната была общей, и валяющаяся вещь с возмущенными воплями незамедлительно запускалась в хозяина. Не расслабишься!

Мама говорила нам, что по тому, что делается у человека в комнате, можно определить, что у него в голове. А признаваться в том что у тебя в голове отвратительный бардак – ни мне, ни сестре не хотелось.
Да и мама это дело контролировала.
Во-первых, в доме был ящик потерянных вещей, где, зазевавшись, мы, могли найти вперемешку грязные носки, шапки, ботинки, тетради, недоеденные в школе бутерброды и прочее…
А во-вторых – собираясь гулять или в кино право на выход ты получал, только если в комнате было чисто.


СОВЕТ ПЯТЫЙ:

В общем-то, это последний совет по домоводству.
Сестре мама объясняла много чего еще: как готовить, как содержать одежду в порядке, как правильно распределять едовой бюджет, чтобы в течении всего месяца есть одинаково вкусно и полезно, да при этом еще и разнообразно.
Но это было чисто женское.
Я в это не лез, хотя слушать, иногда, было очень интересно.

Так вот, последний совет такой – нужно чаще принимать у себя гостей. Друзей, родственников, однокашников, коллег: людей, к которым хорошо относишься. Повод роли не играет, он может быть чисто символическим и не требовать каких-то вселенских приготовлений.

А вот в доме, в котором часто бывают желанные гости - порядок поддерживается сам собой.
А еще, в таком доме жить веселее!
Правда?