Восемнадцатый верблюд

Сергей Бурлаченко
        Придумать новое очень трудно. Жизнь наша заточена под повторы. Повторяются восходы и заходы, зимы и вёсны, будни и праздники, огорчения и радости. В искусстве та же история. Как говорил Иосиф Бродский, в русской литературе столько гениальных произведений, что любое новое, хочешь не хочешь, если не повторяет, то отзывается на старое. И так куда не кинь свой взор: музыка, балет, живопись, театр. Не говоря уже о кино. Оно вообще рекордсмен по производству близнецов.

        Называется это «ремейк» - новое кино по старому сюжету. Есть и более продвинутая форма. Телевидение покупает идею у той или иной компании и снимает свой вариант истории. Более всего популярна классика. Десятки Гамлетов, Ромео и Джульетт, Наташ Ростовых и Анн Карениных приходят в наш дом с телеэкрана. Особенной любовью пользуются знаменитые сыщики: комиссары Мегре, мисс Марпл, Эркюли Пуаро.  Наш телеканал «Перец» решил с 13 июля повторить показ детективного сериала 2012 года производства «Метод Фрейда» (режиссёр Михаил Вайнберг).   Лето - время повторов, тут причина производственная. Но как сериал похож на то, что уже было у англичан! «Шерлок» - помните? С актёром Камбербетчем в заглавной роли? Потрясающая интуиция, никотиновый пластырь и синдром Аспергера (погружённость в свою идею и ограниченный интерес занятий, что в целом похоже на аутизм). Связь с великим сыщиком Конан Дойля прямая. У классического Холмса дедукция, скрипка, трубка и чуть-чуть кокаина.  Великие способности и крупица порока, императив английской (викторианской) культуры.

        Герой российского «Метода Фрейда», психолог Роман Фрейдин - прямая аллюзия на Шерлока-Камбербетча. М. Вайнберг  абсолютно точно выбрал исполнителя роли героя своего сериала. Его играет Иван Охлобыстин - наш приколист, абсурдист, «центровой» и слегка эксгибиционист. Собственно, таков и созданный им на экране Фрейдин.   Его преимущество - сразу видеть дно человека за эмоциями, поступками, словами, мыслями. Сверхинтуиция! Порок - лёгкий и притягательный! Фрейдин сногсшибательно играет в покер. То есть с точки зрения идеи и режиссуры то, что должно понравиться массовому зрителю (и особенно канала «Перец», тагет-группа которого - люди 20-40 лет), отобрано великолепно. По сюжету Фрейдин-Охлобыстин, следуя просьбе своего приятеля-прокурора, зачисляется консультантом в следственный отдел прокуратуры к молодой и красивой    Анне Кораблиной (артистка Наталия Антонова).   Её отдел то и дело спотыкается на расследовании очередного преступления, начальство недовольно молодой и красивой нач. след. отдела - ей нужен добровольный помощник (улавливаете связь с частным детективом Холмсом? От государства ни пенса, только ради торжества  справедливости!). И Фрейдин начинает свою искромётную деятельность.  Кораблина и три её подчиненных: два следователя-молодых человека и стажёр-девушка -   само собой, путаются в показаниях свидетелей и подозреваемых, не видят очевидного, лажают по полной программе и ходят на работу подшучивать друг над другом, менять воду в аквариуме на подоконнике, ходить в столовую на обед и говорить по мобильным телефонам. Фрейдин не таков. Он сидит на кресле в углу, крутит на пальце восточный омулет для медитаций, смотрит-смотрит, слушает-слушает - а потом как выскочит, как выпрыгнет, уставится в глаза одному, наорёт на другого, посмеётся над третьим - и все «колются» как спелые орешки. Ясно, что Аня влюбляется в Рому, преступления раскрываются на раз, нач. отдела спасена, в стране порядок, у психолога чудесная машина, прекрасная квартира, вагон денег, доброты, пофигизма   etc. Новая поездка в любимую и нестареющую страну грёз.  Так что сериал мне понравился, честное слово!

        Есть восточная притча. Отец оставил трём сыновьям 17 верблюдов в наследство. Старшему - вторую часть, среднему - третью, младшему - девятую. А они так не делятся. Ехал мимо бедуин, присоединил к 17 верблюдам своего - и поделилось. Старшему - девять, среднему - шесть, младшему - два. Всего - 17. А бедуин забрал своего верблюда и поехал дальше.  Вот вам и метод Фрейда.