Шекспир. Сонет 121. Финал любовной истории

Александр Скальв
Сонет 121

Сонет 121. Поэт узнал о шпионах, нанятых Другом, чтобы отследить любовные встречи Поэта с Возлюбленной. Сентябрь 1600.

Так мерзким много лучше быть, чем слыть,
Как за дела не наши нас хулят,
И праведных услад не упустить,
Не нам присущих, а – на прочих взгляд.
Зачем глазам во лжи, чужим совсем,
Приветствовать крови моей игру?
Шпионам слабым слабости, зачем,
Звать злом моим, хоть их добром зову?
Нет! Я – такой, как есть, а мера их –
Причислить сверху мне своих измен;
Но я – прямой, хоть скос у них самих;
Мои деянья их не стоят цен,
   Пока всеобщим кажется им зло,
   Мол, в нас во всех господствует оно.


Сонет 121. Оригинальный текст
'Tis better to be vile than vile esteemed,
When not to be receives reproach of being,
And the just pleasure lost, which is so deemed
Not by our feeling but by others' seeing.
For why should others' false adulterate eyes
Give salutation to my sportive blood?
Or on my frailties why are frailer spies,
Which in their wills count bad what I think good?
No, I am that I am, and they that level
At my abuses reckon up their own;
I may be straight though they themselves be bevel;
By their rank thoughts my deeds must not be shown,
Unless this general evil they maintain:
All men are bad and in their badness reign.


Сонет 121. Продолжает и развивает мысль предыдущего сонета 120 о том, что судить о чужих грехах можно только в мере своих собственных.  Это ещё один аргумент самооправдания перед другом и встречного обвинения ему в не безгрешности. 
  Кроме того, поэт здесь отвергает все огульные обвинения в свой адрес – «как за дела не наши нас хулят».  В сонете присутствует намёк на «чужие фальшивые глаза», что ещё раз подтверждает информацию сонета 109 о неких сплетнях или подмётных письмах другу, которыми теперь поэт возмущается, как в сонете 109 просил не верить сплетням. Это также подтверждает, что покаяние в своих грехах в сонетах 117-119 было только уловкой поэта перед не конкретными, огульными обвинениями друга. Как только в сонете 120 обвинение стало конкретным, поэт тут же прекратил всякое покаяние и продолжает эту линию в сонете 121. Но отношения с другом не восстановлены и настроение сонета отнюдь не благодушно.
 
Подводя итог, запомним, что череда сонетов 113-121 имеет два периода разных настроений: благодушный (сонеты 113-115) и конфликтный (сонеты 116-121).

Сонет 121. Финал любовной истории.


Обновлённый анализ: Вдохновение реальностью.
https://skallv.ru/

 
Шекспир. Сонет 153. Холод в огненном взгляде. http://www.proza.ru/2015/09/03/767
Шекспир. Сонет 152. Последний сонет возлюбленной. http://www.proza.ru/2015/08/31/1137