Об одиночестве. Один в поле не воин

Полина Ребенина3
Джордж Байрон, английский поэт-романтик, покорил воображение всей Европы своим крайним индивидуализмом и «мрачным эгоизмом». Его произведение «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812) описывает путешествия и размышления пресыщенного молодого человека, который разочаровался в жизни, полной удовольствий и веселья, оставил Родину, своих родных и близких, и в одиночестве ищет приключений в незнакомых землях (1). В более широком смысле поэма - выражение тоски и разочарования, высокомерности и цинизма, присущего ряду молодых представителей аристократии в начале 19-го века.  Наряду с чувством пресыщения надо отметить высокий уровень их интеллекта и восприятия. ”В одиночестве я часто чувствую себя менее одиноким», - писал лорд Байрон.

Эти байроновские идеи получили быстрое распространение в литературе и философии того времени.
А.С.Пушкин «Евгений Онегин», где описаны два героя: Евгений- байронический герой, последователь Чайльд-Гаролда, пресыщенный, скучающий, полный презрения к женщинам, высокомерный, и Ленский, восторженный, пылкий, который «верил, что душа родная  соединиться с ним должна, что, безотрадно изнывая,  его вседневно ждет она.»(5). Но в конце «Евгения Онегина» А.С.Пушкин все-таки заставил своего героя страдать и любить, и таким образо излечил его от английского сплина. Уж очень сплин или хандра, понятия нерусские, не приживаются они в России.

Лермонтов описал байронического героя в Печорине «Герой нашего времени»(2). И в поэме «Демон» возвеличивает он те же идеи исключительности, одиночества, мрачности, зла.. «Печальный демон- дух изгнания...,  он сеял зло без наслаждения, нигде искусству своему, он не встречал сопротивления, и зло наскучило ему». Эти идеи были несомненно близки самому Лермонтову и перекликались с определенными сторонами его личности. В.С.Соловьев (1853-1900) - философ, поэт, публицист видел в Лермонтове прямого родоначальника того духовного настроения и того направления чувств и мыслей, а отчасти и действий,  которые для  краткости можно назвать "ницшеанством" - по имени писателя, всех ярче обозначившего это направление(6). Некоторые авторы признавали "глубокую верность основных тезисов почтенного философа" и вслед за Соловьевым обнаруживали в произведениях Лермонтова "чувственную красоту", "льстящую личным страстям" и "разлагающие тенденции, которые на руку всем сознательным или бессознательным сторонникам хаоса", хотя большинство современников подвергли высказывания Соловьева резкой критике(8).

Как сказано, вслед за поэтами и писателями эти байронические идеи получили свое обоснование и развитие в трудах некоторых известных западных философов. 
Артур Шопенгауэр (1788-1860), в своих философских трудах развил далее идеи Байрона о независимой от общества личности, и усилил их до уровня мизантропии, то есть до человеконенавистничества. Он в своих произведениях часто повторял,что «кроме идиотов на свете почти никого нет». Он получил известность как «философ пессимизма», в своих трудах он на всевозможные лады прославлял идеи независимой от общества свободной личности и воспевал одиночество. Он в частности писал:
”Выдающийся ум отдаляет его обладателя от остальных людей, их жизни и интересов, так как чем больше человек имеет в себе, тем меньше могут дать ему другие.
Человек умный будет прежде всего стремиться избежать всякого горя, добыть спокойствие и досуг; он будет искать тихой, скромной жизни, при которой бы его не трогали, а поэтому, при некотором знакомстве с так называемыми людьми, он остановит свой выбор на замкнутой жизни, а при большом уме - на полном одиночестве. Ведь, чем больше человек имеет в себе, тем меньше требуется ему извне, тем меньше могут дать ему другие люди.
...В одиночестве, где каждый предоставлен самому себе, ...человек видит свое внутреннее содержание; глупца в роскошной мантии подавляет его жалкая пустота, тогда как высокий ум оживляет и населяет своими мыслями самую невзрачную обстановку.
...Можно сказать, что человек общителен в той мере, в какой он духовно несостоятелен и вообще пошл.
...Как счастливейшая страна та, которая нуждается лишь в малом ввозе, или совсем в нем не нуждается, - так и из людей счастлив будет тот, в ком много внутренних сокровищ, и кто для развлечения требует и извне лишь немногого или ничего. Подобный "импорт" обходится дорого, порабощая нас, опасен, причиняет часто неприятности, и все же является лишь скверной заменой продуктов собственных недр. Ведь от других, вообще извне, нельзя ни в каком отношении ожидать многого. Границы того, что один может дать другому, - очень тесны : в конце концов человек всегда останется один... Самым ценным и существенным должна быть для каждого его личность. Чем полнее это достигнуто, а следовательно - чем больше источников наслаждения откроет в себе человек, - тем счастливее он будет.” И т.д., и.т.п.(9).

В то же время личность самого Шопенгауэра была весьма противоречивой. Он отличался резкостью суждений, был крайне честолюбив и мнителен. Был старым холостяком, здоровье ставил на первое место, отличался недоверием к людям и крайней подозрительностью.  Известно, что Шопенгауэр не находил общего языка даже с собственной матерью и та вынуждена была показать ему на дверь «из-за невозможности совместной жизни». Но мать Шопенгауэра благодаря своему обаянию и таланту общения смогла создать в Веймаре литературный салон, который посещал с удовольствием даже Гете. В своем письме сыну она писала: «Твои бесконечные споры, твои вечные жалобы на глупость мира и на ничтожество человека мешают мне спать по ночам и давят меня точно кошмар». Шопенгауэр был вынужден снимать квартиру. Известно, что профессор философии Шопенгауэр из-за незначительного конфликта жестоко избил женщину, квартировавшую в том же доме, настолько жестоко, что по суду выплачивал ей ежемесячную компенсацию за нанесенные увечья в течение 20 лет, вплоть до самой ее смерти. Временами Шопенгауэра охватывал по разным поводам страх: то он бежит из Неаполя из страха перед оспой; то покидает Верону из опасения, что ему подсунули отравленный нюхательный табак; то спит с оружием в руках и прячет в потайные углы ценные вещи из страха перед грабителями. В роду Шопенгауэров были довольно часто случаи безумия и причиной смерти его отца многие считали самоубийство, когда он прыгнул с чердака в канал в приступе сумасшествия (4).

Филосовские взгляды Шопенгауэра оказали влияние на многих известных мыслителей, включая Фридриха Ницше, Рихарда Вагнера, Людвига Витгенштейна, Эрвина Шрёдингера, Альберта Эйнштейна,Зигмунда Фрейда, Отто Ранка, Карла Юнга, Льва Толстого и Хорхе Луиса Борхеса.

Л.Н.Толстой в 60-х годах 19-го века изучал Шопенгауэра и был увлечен его учением, но в то же время его собственные взгляды в корне отличались от взглядов последнего. Толстой писал: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей- это самоубийство», или «счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок» (7).

Идеи Шопенгауэра продолжил Фридрих Ницше (1844-1900) – немецкий философ и филолог, ярчайший пропагандист индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма (3). По мнению Ницше, человек – это «болезнь Земли», он мимолетен, он «в своей основе есть нечто ошибочное». Но нужно создать подлинного, нового человека – «сверхчеловека», который давал бы цель, был бы победителем «бытия и ничто» и являлся бы честным, в первую очередь перед самим собой. Настоящее же величие человека в том, что он мост, а не цель. Ницше писал: «Человек – это канат, протянутый между животными и сверхчеловеком».  Большое внимание Ницше уделяет такому явлению своего времени, как нигилизм. Его Ницше называет "до конца продуманной логикой наших великих ценностей и идеалов", ибо он есть "оборотная сторона долгой и никогда не прекращающейся борьбы европейского человека за освобождение от власти духовных и социальных авторитетов.

Вот что пишет Ницше об одиночестве: «Чтобы жить в одиночестве, надо быть животным или богом, говорит Аристотель. Не хватает третьего случая: надо быть и тем и другим и философом.»  Сестра Ницше уверяла Гитлера, что он и есть тот, кого имел в виду брат, когда говорил об ubermensch (сверхчеловеке). Антидемократизм ницшеанства ярко проявляется  в противопоставлении сверхчеловека толпе как деление людей на "низших" и "высших", рабов и господ. Надо помнить, что  Ницше страдал с 17-летнего возраста мучительными головными болями и в возрвсте 45 лет был помещен в психиатрическую больницу по причине тяжелого психического расстройства.

Где же лежит истина, в индивидуализме или же в коллективизме? Очевидно, и здесь как во многих вопросах нужно найти золотую середину. В России традиционно этот спор всегда решался в пользу коллективизма, который считался тесно связанным с гуманизмом, в отличие от эгоцентрического индивидуализма. Но есть возражения, которые утверждают, что возведенный во всеобщую норму коллективизм разрушает в человеке личность, навязывая ему конформистское поведение (овцы в стаде), превращает его в винтик общественного механизма().

Но ведь и существование сильного своевольного индивидуума, презирающего с коллективную волю приводит к все нарастающей изоляции, и в конечном итоге к одиночеству, демонизму. И нередко заканчивается, как мы видели на вышеприведенных примерах, паранойей и психическими расстройствами. Вместе такие эгоцентрические личности сосуществовать не могут, такая попытка приводит к полной анархии, хаосу.

Однако коллектив индивидуальностей, сплоченных единой сильной идеей, приводит к неожиданному результату- сила такого объединения может быть безгранична. Примером может быть  революция 1917 года, когда небольшая по численности группа большевиков, объединенных великой идеей, захватила власть в огромной империи и претендовала на мировое господство. Сила коллектива ярких индивидуальностей, сплоченных одной идеей поистине велика! Или посмотрите на защитников Донбасса! Собрались вместе совершенно разные люди, не только жители Юго-Востока Украины, но и добровольцы из других стран мира, и они все сражаются под флагом Новороссии, за право жить независимо и свободно, жить согласно своим понятиям и убеждениям. И они, подуодетые, плохо вооруженные люди, часто совершенно разные по происхождению, но объединенные одной прекрасной идеей, одерживают победу за победой над регулярными воинскими подразделениями! В начале казалось это совершенно невозможным и все со страхом ждали, что Новороссия падет - через месяц или два, максимум продержится еще полгода. Но она оказалась непобедима.

То есть, по-видимому, права неприхотливая песенка о «листе на ветру», желтый осенний лист, не подпитываемый древесными соками унесет в неизвестность первый же порыв ветра. Но огромная неизведанная сила таится в дереве, покрытом зеленой весенней листвой, и такое дерево выстоит и принесет невиданные плоды!

Список литературы:

1. Байрон, Д. Г. Паломничество Чайльд-Гарольда. Перевод В. Левика,
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2. М., Правда, 1981 г.
2. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Сочинения в двух томах. Том второй, М., Правда, 1990.
3. Некрасова Е. Н. Фридрих Ницше: поэт, мыслитель, пророк. М., МФТИ, 2007, 160 с.
4. Перцев А.В. А.Шопенгауэр: жизнь философа и философия жизни. 15.11.2004,
http://anthropology.ru/
5. Пушкин, А. С. Евгений Онегин, Полное собрание сочинений, том 5, 1978, с. 5—184.
6. Соловьев В.С. Лермонтов. М., "Современник", 1990.
7. Толстой Л.Н. Цитаты. Афоризмы.cpsy.ru/cit1236.htm.
8. Федоров Н. Ф. Философия общего дела: Статьи, мысли и письма. М., 1913, том 2, с. 122—126.
9. Шопенгауер А. Цитаты. Мир цитаты.http://www.mircitaty.com/schopenhauer.htm.