Мои приёмы сочинения стихов

Николай Зеленин
Моё  знакомство  с  поэтами  и  их  творчеством  навело  меня  на  мысль:  а  не попробовать  ли  мне  писать  стихи.  Обзавёлся  я  некоторой  методической  литературой  местных  авторов,  уяснил   для  себя  чем  отличается  ямб  от  хорея  и  т.д.,  ознакомился  с  так  называемыми  «тропами»,  рифмами я  вновь  обратился  к  творчеству  наших  классиков:  А.С.  Пушкину, С.А. Есенину,  Н.А. Некрасову,  Орловских  поэтов – А.С. Логвинову,  В.М.  Катанову,  В.П. Дронникову, Ермакову  В.А.  и  др. Немаловажную  роль  в  этом  деле  сыграл  товарищ  по  работе,  выпускник  литературного  факультета  Орловского  пединститута  Супонев  Алексей  Николаевич.  Я  понял,  что  это  дело  далеко  не  из  лёгких.  Во-первых, поэт  должен  быть  сам  высококультурным  человеком,  он должен  обладать  огромным багажом  знаний  во  многих  отраслях  и,  особенно  в  культуре,  искусстве,  философии,  знать  хорошо  жизнь  во  всех  её  проявлениях,  обладать  широким  кругозором,  большим  запасом  слов;  во-вторых,  уметь  образно  выражать  свои  мысли,  применяя  метафоры,  сравнения,  подбирать  рифмы,  соблюдать  единый  ритм  стиха  и,  конечно,  раскрыть  тему  с  окончательным  авторским выводом.  Всё  должно  быть  выражено  художественно!!! 
Некоторые  начинающие  поэты  иногда  говорят:  «У  меня  стихи  порой  прямо  лезут  из  головы  на  бумагу,  только  успевай  записывать;  другие  -  сажусь  за  стол  и  пишу».  Поэтому  у  них  и  получаются  стихи  на  подобие  этих:  «Осень,  осень  отдыхает,  вся  природа  ждёт  весны,  тихо,  тихо  засыпает  и  прихода  ждёт  зимы».  Всё  перепутано, много  повторов, нет  последовательности  мыслей,  нет  красоты  строк.  Наверное,  было  б  лучше хотя бы  так:  «День  осенний  убывает,  раньше  спать  ложимся  мы,  вся  природа  засыпает  и  прихода  ждёт  зимы». Или  другое  стихотворение,  которое  называется  «Демография»:  «Здоровье  нации – умножить  племя.  Банк  данных  есть – пойду,  сдам  семя»???  Здесь  поэзией  не  пахнет.
Начинал  и я  писать  стихи.  Они  были  весьма  корявы  и  напичканы  наивными  мыслями,  в  них  не  всегда  соблюдались общепринятые  приёмы  конструкции  стиха.  Поэтому  я  когда  то  в  своём  первом  сборнике  стихов  написал:  «Я  себя  поэтом  не  считаю,  в  лирика  я  тогу  не  ряжусь.  Просто  я  стишата  сочиняю,  тем  за  праздник  разума  борюсь.  Пусть  они  не  ярких  звёзд  сиянье,  но  я  в  них  стремился  показать  глубину  души  переживанья,  нежным  чувствам  должное  отдать». Не  стихи  они  были, а  стишата. Тем  не  менее, моя  рука  тянулась  к  перу,  перо – к  бумаге и продолжался  процесс сочинения, при  этом вырабатывалась  своя  концепция  стихосложения.  Было  время,  когда  я  садился  и  писал,  писал,  писал.  Так,  сравнительно  быстро,  за  два  дня,  была  написана  поэма-легенда  «Анфиса»  в  сто  сорок  четверостишей.  Писал  я  её  не  сидя  в  удобном  месте  за  чистым  столом,  а  в тесном  коридоре,  где  в  качестве  стола  был  деревянный  ящик,  стул  же  заменял  другой  ящик, но  поменьше. Правда,  когда  искал  нужную строку  или  слово,  то  курил.  Помогало.
А  теперь  я  не  могу  писать  так  быстро. Во-первых,  долго  подхожу  к  подбору  темы,  затем  определяюсь  в  размере  стиха,  начале  повествования,  главной  его  части  и  завершении.  Всегда  для  меня  было  и  остаётся нелёгким  делом – найти  первую  строку.  Она  задаёт  ритм  стиху и  предопределяет  его содержание.  В  поиске  нужных  строк,  отдельного  слова  исписываю  кипы  бумаги.
 Вот,  как  я  писал  стихотворение  «Юноша,  влюблённый  в  Сахалин»:
По  когда  то  услышанному разговору  я  начал  разрабатывать план- схему  стиха:  «Некий паренёк, родившийся  и  проживший  до  юношеского  возраста  на  Сахалине,  познал  все  прелести  природы  этого  края  и  полюбил его,  как  свою  малую  Родину.  Но  с  возрастом  он  стал  думать  о  своём  будущем:  или  оставаться  на  своей  малой  Родине, или  уехать  куда  то,  где  можно  будет  дать  стране   чего  то  большего,  да  и  самому  подняться  в  жизни.   Соблазнился  и  уехал,  а  куда? -  На  крайний  север,  на  прииски  драгоценных  металлов. Там  не  просто  было  жить,  но  он  не роптал,  ибо  знал  куда  ехал.  Проработав  на  севере   определённое  время  и,  добившись  некоторых  успехов,  он  возвратился  на  свой  родной  остров.
Итак,  тема  и  схематично  содержание  стиха  определены.  Теперь  надо  дать ему поэтическую  окраску.  При  этом  думаю  учесть:  первое,  чтоб  в  нём  звучали  нежные  помыслы,  выраженные  не  менее нежными  словами;  второе, чтоб  оно  понравилось  читателю  как  с  патриотической  так  и  нравственной  стороны;  третье,  как  можно  меньше  надо  лить  воды  в  содержание  стиха,  и  четвёртое,  без  романтики -  это  не  стих.
Я  решил в  начале  стиха  вкратце  затронуть  душу  читателя  красотой  природы  острова  Сахалин,  где  живут наши  люди,  обустраивая  его.  И  вот  что  получилось:  «Славься  Сахалинское  приморье
Разноцветьем  трав,  костром  рябин…»
Пел  разгульным  басом  на  приволье
Юноша,  влюблённый  в  Сахалин.
Стихотворение  начинается  восторженно,  выдержаны  ритм,  рифма,  использовано  сравнение  (Разгульным  басом).
Но  юноша  ищет  себя,  где  ему  как  можно  выгоднее  приложить  свои  силы. Ему  стало  жить  на  острове  тесновато. Он  замечает, что, даже  птицы,  ищут  для  гнездовья  лучшие  места  и  у  него  зарождаются  добрые  мысли:  куда - то  надо уехать.  Начинаю  искать  образы:  как  вместить в  короткое  четверостишье его  намерения  уехать,  обосновать  их  и  всё,  чтоб  было  поэтично. Можно  было  бы  написать  так:  «Остров  для  меня  стал  тесноватым,  мне  б  куда  подальше  убежать,  слышал,  что Якутск  алмазами  богатый,  вот  бы  мне  туда  себя  послать…»  или  по-другому.  Вариантов  очень  много. Первая  строка,  на  мой  взгляд,  не  отвечает  романтическому  духу  задуманного  стихотворения. Надо найти что  то  образное.  Вспомнилось:  «Тучи  над  городом  встали…» -  слова  из  песни. И  я  решил,  что  надо  душевную  тоску  юноши  увязать  с  тучами,  нависшими  над  островом.  Но  «тучи»  мне  показалось  в  данном  случае немного  грубовато,  надо  заменить словом  с  более  нежным,  лёгким  звучанием.  Значит – «облака». Но,  надо  соблюсти  ритм  стиха,  чтобы  вписаться  в  выбранный  размер. И  так  получилась  первая  строка:
«Облака  над  островом  повисли»
Теперь  надо  обосновать  стремление  юноши  найти  себя. И  он  приходит  к  выводу,  что  надо  счастье  искать  где  то  на  стороне. Стал  искать  нужную  строку.  Не  сразу  она  пришла,  и  получилась: «Взмыл  соблазном  журавлиный  клин», т.е.  птицы,  как  бы  провоцируют,  соблазняют  юношу   на  поиск  счастья.  Легче  было  найти  третью  и  четвёртую  строки,  главное  при  этом  было,  чтобы  не  выскочить  из  строки:
«Вдаль  влекли  заманчивые  мысли…
Позади  остался  Сахалин».
Здесь  мне  удалось  образно, в лёгких тонах,  подойти  к  содержанию  четверостишья,   вопросам  и  ритма,  и  рифмы,  и  метафор.
Хорошо.  Юноша  убывает,  а  как  его  товарищи  на  это  реагируют?  Они,  естественно, не  без  грусти провожают его  и желают  ему  беречь  себя.  Грустит  и   природа. Все  эти  мысли  надо  вобрать  в  единое  четверостишье  и  чтоб  оно  душу  согревало.  В  поисках  лучших  вариантов,  вылившихся  в  уйму  исписанных бумаг,  получилось:
«Уезжая,  слышал  назиданье,
Чтоб  хранил  Господь  от  разных  бед,
И  ему  берёзка  на  прощанье,
Будто  мать  платком,  взмахнула  вслед».
Мне  удалось  образно  изложить  мысли  и  украсить  строки  метафорами  и сравнениями,  упомянув  о  Родине-матери.
И,  вот, юноша  прибыл  на  крайний  Север.  Что  его  там  ожидало  при  морозе  под  60 градусов? Конечно,  трудности.  Но  он  знал  куда  ехал,  потому  безропотно  трудился  там,  где  его  труд  приносил  пользу.  И,  чтобы  выразить  всё  это,  пришлось  тоже  исписать  кипу  бумаг.  Первое  предложение  «Крайний  Север  холодами  встретил…»  как  будто  простое,  а  мне  пришлось  перекопать  сотню  вариантов,  чтобы  придти  к  нему, на  мой  взгляд,  подходящему варианту.  Далее… «Там  прожить совсем  не  просто  так» -  то  же  кажущаяся  простота,  но  её  надо было  найти,  перебрав  в  голове  уйму  вариантов. Возможно,  что  это  не  самый  лучший  из вариантов,  но  я  остановился  на  этом.  А  вот  к  следующим  двум  строкам  подошёл  скоро,  потому  что  в  молодости  занимался  туризмом  и  сложность  жизни сравнил с  тяжестью  увесистого  рюкзака,  от  которого после  двадцати- пяти километрового  маршрута на  плечах  появляются довольно -  таки  яркие  полосы.  В  итоге  получилось такое  четверостишье:
«Дальний  Север  холодами  встретил,
Там  прожить  совсем  не  просто  так!
И  рубцами  плечи  ярко  метил
Жизни  той  увесистый  рюкзак».
Думаю,  что  здесь  удачно  применены  и  метафоры,  и сравнения, и  рифма,  и ритм  стихотворения,  и  образность.
И  вот  истёк  срок  пребывания  юноши  на  Крайнем  Севере. Достигнуты  засветившиеся  яркой  звездой  успехи,  что  требуется  отразить  в  яркой  форме  в  стихотворении.  Если  смотреть  на  это просто,  то  можно  представить  на  суд  читателю  следующие  строки:  «Но  истёк  мой  срок  здесь  пребыванья,  на  работе я,  как  все,  горел.  Часто  я  при  солнечном  сиянье,  остров  вспоминая,  песни  пел».  Это – проза  и,  притом,  корявая.  Нет  романтики,  нет  образности,  нет  восторженности  и  радости.  После  некоторых  раздумий,  прикидок,  порчи нескольких  листов  бумаги  получились  такие  строки:
«Но  прошли года – итог  старанья,
В  буднях  трудовых  огнём  горя…
В  небе,  словно  в  бархатном  сиянье,
Занялась  вишнёвая  заря».
И  юноша  от  радости,  от  чувства  исполненного  долга  запел,  вспомнив  былую  молодость.
«Он  запел  с  душой  и  обаяньем
В  тундре  средь  заснеженных  равнин,
В  горделиво – бодром  состоянье
Юноша,  влюблённый  в  Сахалин».
И  он,  оставаясь  верным  своей  малой  Родине,  продолжал,  восхваляя  остров  Сахалин,  как  благодатный для  людей край,  петь,  предвкушая  скорое  возвращение  к  родным  и  друзьям.
«Песнь  лилась  через  моря  и горы,
Будто  пел  её  квартет  мужчин:
«Благодатней  на  земном  просторе
Нет  земли,  чем  остров  Сахалин».
Пытливый  читатель  может  проверить  стройность  конструкции  стиха,  соблюдение  ритма  и  возможность  переложения  его  на  музыку.
  Отвечаю.  Возьмём  последнее  четверостишье.  В  нём  первая  строка  имеет  10  слогов,  вторая – 9,  третья -10,  четвёртая – 9.  Не  трудитесь  считать:  в  других  четверостишьях – такая  же  картина.
Ударения:  первая  строка – на  третьем  слоге  в  начале стрки и  на  предпоследнем – в  конце  строки;
Вторая  строка – на  первом  слоге  в  начале  строки  и  на  последнем  - в  конце  строки;
В третьей  строке – ударения, как  в первой, в   четвёртой – как во второй.
  Не стоит  утруждать  себя  проверкой  чередования  гласных  звуков  внутри  строк. Там  всё  верно.
Применяемые  рифмы  лишены  шаблона  и  повторения,  глагольные  рифмы  отсутствуют.  Часто  употребляемое  слово  «Сахалин»,  рифмуется  со  словами: «рябин»,  «равнин», «мужчин»,  «клин».  Слово:  «приморье»- рифмуется  со  словом  «приволье», -- «повисли» – «мысли»,  «назиданье» – «прощанье», «бед» – «вслед»,  «встретил» – «метил»,  «старанье» – «сиянье»,  «так» – «рюкзак»,  «горы» – «просторы».
Вот  такое  получилось стихотворение.  Оно  без  изменений  может  быть  положено на  музыку. 
Это – не  единственный  вариант.  Другой  автор  смог  написать  его,  возможно,  по – другому,  ещё  изящнее. Пожалуйста!
Если  мои  подходы  к  сочинению  стихотворения  будут  кем  либо  использованы,  тот  ничего  не  потеряет,  а, наоборот,  приобретёт  навык  сочинительства стихов  и  откроет  для  себя  путь  к  совершенству,  которому  нет  предела.