Шахта

Николай Зеленин
Всё  меньше  становится  людей,  которые  хоть  как  то  знают  что  такое  шахта.  А  ведь  шахта – это  целое,  довольно  сложное  в  технологическом  отношении  предприятие,  добывающее  уголь.
Времена  меняются.  Олигархов  в  настоящее  время  в  погоне за  прибылью  не  очень -  то  интересует  добыча  угля,  прежде  считающимся  «настоящим  хлебом  для  промышленности».  Отрасль  и  в  Советское  время  была  многозатратная  и  не  позволяющая  создавать  прибыль.  Хоть  она  была  в  целом  убыточной,  но  страна  не  шла  на  поклон  зарубежным  странам,  где  можно  было  на  выгодных  началах  выторговать  это  ценное  топливо,  а  продолжала  развивать  свою  отрасль.  Более  того,  для  шахтёров  и их  семей  создавались  надлежащие   социальные  и  бытовые  условия.  Труд  шахтёров  поощрялся,  воспевался  в  песнях  и  кинофильмах.  Поэтому  к  середине  30-х  годов  прошлого  столетия  в  связи  с  возрастающей  потребностью  в  угле  для  получившей  развитие  тяжёлой  промышленности,  люди,  особенно  мужчины,  со  всех  сторон  устремились  на  Донбасс,  на  Уральские  и  Сибирские  угольные  шахты.  Страна  к началу  60-х  годов  уже  добывала  около  700  млн  тонн  угля  в  год  и  этого  вполне  хватало  и  для  промышленности  и  для  других  целей  (топливо,  тепловые  электростанции,  синтез  и  др.)
Сейчас  другие  времена.  На  смену  углю  всё  больше  приходят  нефть,  газ.  Добывать  эти  виды  энергетического  материала  намного  легче,  чем  уголь,  а  при  эксплуатации  в  результате  химических  превращений  можно  получить  большее  количество  наименований  полимеров.  В  итоге,  шахты  стали  сворачивать  свою  работу  и  закрываться,  как  неперспективные.  Так  были  закрыты  более  десяти  шахт  в  городе  Стаханов  и близ  него.  Не  обошла  беда  и  шахту  им.  Ильича,  которая  добывала  4.5 тыс.  тонн  коксующегося  угля  в  сутки.  Тысячи  шахтёров  имели  работу  и  средства  для  жизни.  Не  бедствовал  и  обслуживающий  персонал шахты.  Стабильно  работали  и  вспомогательные службы города: коммунальные,  строительные,  бытовые,  медицинские  и  образовательные  учреждения.  Теперь  же,  на  месте  некогда  мощнейшего  шахтного  комплекса,  занимающего  более 10  гектаров  земли, --  ровная  площадка,  зарастающая  разнотравьем  и  бурьяном.  И  не  только  эта  шахта  закрыта,  закрыта  и  шахта  «Центральная Ирмино»,  на  которой  в  1935 году  Алексей  Стаханов,  на  основе  прогрессивной  формы  организации  труда  поставил  рекорд  по  добыче  угля.
В  какой  то  мере  справедливо  то,  что  на  смену  углю  приходят  новые  виды  топлива.  Ведь  добыча  угля – это  тяжелая,  весьма  опасная  и  вредная  для  здоровья  работа.  Тяжёлая  потому,  что  большинство  шахтёрских  операций  приходится  выполнять  вручную.  Опасность  заключается  в  том,  что  в  любой  момент  шахтёр  может  быть  подвержен  непредсказуемым  бедствиям,  а  это -  обвалы,  внезапный  выброс  газа  метана,  заводнение,  нарушение  режима  вентиляции  и  т.д.  Вредная  для  здоровья:  горнорабочий  находится  под  воздействием  постоянно  выделяющегося  газа  метана,  хотя  шахта  в  целом  вентилируется,  но  в  ряде  рабочих  мест  вентиляция  недостаточная  (забой,  глухие  выработки  и  т.д.);  шахтёру  приходится  работать  в  условиях  запыления  рабочих  мест,  когда  угольная  или  каменная  пыль,  находясь  во  взвешенном  состоянии,  вдыхается  человеком,  от  чего  появляются профзаболевания  силикоз  и  антрокоз.   Кроме  этого,  повышенная  влажность  внутришахтного  воздуха,  наличие  тяжёлого  физического  труда  вызывают  и  другие  заболевания:  ортриты,  ревматизмы,  туберкулёз.  Но  людей  эти  обстоятельства  не  пугали.  Романтика  труда,  патриотизм  шагали  впереди  всех  трудностей.  Захотелось  горняком  стать  и  мне.
-- Что - то  я  тебе  преподаю  науку  из  области  «ликбеза».
-- Вы,  сударь,  мне  много  говорили  о  шахте,  что  я,  наверное,  смог бы  защитить  диплом  на  горного  мастера.  Расскажите  Лучше  что -  ни будь  из  шахтёрских  будней.
--Это  в  корне  меняет  дело, -- тогда  слушай.
До  сих  пор  не  без  содрогания вспоминаю  некоторые  эпизоды  моей  шахтёрской  практики.  Утвердил  меня  начальник  участка  Малыхин  дублёром  горного  мастера,  поскольку  я  уже  проходил  практику  на  шахте,  имею  хорошую  теоретическую  подготовку  и  готовлюсь  к  защите  диплома  горного  техника.  Так  вот,  тот же  самый  Бараксанов,  который  стал  теперь  уже  моим  подчинённым,  решил  меня  после  смены провести  к  стволу  не  тем  путём,  который  был  официально  утверждён  главным  инженером  шахты:  откаточный  штрек длиной около  трёхсот  метров,  людской  ходок  под  наклоном  около  30  градусов  и  длиной  добрых  250 метров,  вентиляционный  штрек  пятого  горизонта  -- те  же  триста  метров.  Пешком  по  горизонтальным  выработкам  идти  ещё   « куда  не  шло»,  а  вот  подниматься  по  наклонной,  да  если  ты  уже  в  конце  смены  уставший,  удовольствие  не  из  лучших. Конечно,  в  перспективе  этот  ходок должен  будет  оборудован  подъёмной  установкой,  а  пока  - так.  И  вот,  видимо,  из  лучших  побуждений  ко  мне,  в  отсутствие  горного  мастера,  который  на  меня  возложил  ряд  обязанностей,  Вячеслав  предложил  мне  выйти  к  стволу  кратчайшим  путём.
--Чем  наматывать  лишние  расстояния  по  штрекам  и  усталому  карабкаться  по  ходку,  давай,  пойдём к  стволу  по  короткому  пути,  по  бремсбергу,  и  выйдем  прямо  к  стволу.  Этот  путь  не  все  знают.
--Слушай,  Слава,  я  не  имею  права  идти  на нарушение  Правил  безопасности  и  тебе  запрещаю  это  делать,  так  как  я  за  тебя  отвечаю,  ведь  бремсберг  ещё  ни  чем  не  оборудован.
--Мы  до  Вас  там  ходили  и  с  горным  мастером,  и  механиком  и  - ничего.
-- А  если  что  случится,  мне  несдобровать:  рассчитают  не  отработав  положенного  срока да  ещё  как  за  нарушение  Правил  безопасности, - продолжал  стоять  на  своём  я.
--  Не  разжалуют  и  не  выгонят  с  работы. За  то  Вы  познаете  истинное  наслаждение  от  шахтёрской  выдумки  и  смекалки.  А  если  что,  то  всё  я  возьму  на  себя, – уговаривал  меня  Бараксанов.
--Нет,  мне  нельзя  работать  руководителем,--  с  огорчением произнёс  я.--   Не могу  командовать.  Поддаюсь  на  уговоры.  Пошли.
Вячеслав  понял,  что  я  согласился,  продолжал  утешать  меня:  «Вы  не  волнуйтесь, смотрите,  что  я  буду  делать,  то  делайте  и  Вы.  Конечно,  надо  будет  действовать  смело,  быстро  и  уверенно».
Прошли  мы, не  прошли,  а  проползли  по  бремсбергу,  скользя  и  спотыкаясь  об  уступы  породы,  остатки  не  выбранного  угля,  держась  за  стойки  крепления.  Иду,  а  сам  думаю:  «Пока  всё  идёт  нормально:  на  каске  светильник  хорошо  освещает  путь,  сбоку -  самоспасатель,  громыхая  «путешествует»  по  спине,  а  на  поясе – аккумуляторная  батарея,  которая  ещё  в  первую  практику  оставила  след  на  ягодице  в  виде  ожёга».  Ползли  мы  ползли  и  подобрались  к  щели  высотой  около  30-35  сантиметров.
--И  куда  ты  меня  привёл? – спрашиваю
--А  Вы  не волнуйтесь.  Лезьте за  мной.
 Меня  аж  пробрал  озноб.  Лезть  в   эту  щель,  а  там  она  наверное  ещё  меньше,  а  я  высоты  не  боюсь,  а  тесноту  не  выношу. Мне  стало  страшно  и  я  уж  решил  возвращаться  назад,  а  Он:  «Что,  сдрейфил,  а  ещё  в  шахтёры  пришёл.  Надо  привыкать  и  не  к  таким  поворотам  судьбы!  Лезь  за  мной! – уже  командным  тоном  высказался  мой  помощник  и  как  крот,  распластавшись  по  каменной  поверхности  почвы,  двигая  и  руками,  и  ногами,  пополз  в  эту  зияющую  кромешной темнотой  неизвестность  и  скрылся.  Думаю:  раз  Славик  уполз,  значит  и  я  пролезу. Чего  это  мне проявлять  малодушие перед  рядовым  слесарем?  Я  собрался,  глубоко вдохнул, сказав себе для  храбрости,  как  некогда  в  студенческие  годы,  когда  приходилось  употребить  спирт, «фу, гуси  улетели» и  пополз,  так  же  разгребая и  цепляясь  за то,  что  попадёт,  и  руками,  и  ногами,  не  позволяя  страшным  мыслям  приходить  на  ум.  Эти  15 -20  метров  злосчастной  щели я  форсировал  за  какое то   мгновение,  пока  не  догнал  своего   напарника.  Тот  уже  стоял  во  весь  рост  в  довольно  просторной  выработке  и, увидя  меня  взбодрённым,  улыбнулся,  похлопав  меня  по  плечу.
--Молодец!  А  теперь  полезем  вверх,  держась  за  стойки.  Не  бойтесь,  действуйте:  уверенней  ставьте  ноги и  надёжнее,  желательно,  двумя  руками  держитесь  за  стойки.   Пусть  вас  не  пугает,  что  вода  попадёт  в  сапоги  и  за  воротник – в  бане  отмоемся, - продолжал  любезные  наставления  Вячеслав.
--Чтоб  тебя  жиром  окатило!  Откуда  же  ты  взялся  на  мою  голову  такой  шустрый?  Только  и  делаешь,  чтоб  меня  поставить  в  затруднительное  положение,  граничащее  с  нарушением  Правил  безопасности, - ворчал  я,  передвигаясь вверх  по  выработке.
--Не  бойтесь,  я  никому  не  скажу,  что  мы  здесь  шли,  а  вот  и  ствол.  Осталось  преодолеть  вот  этот  завал  и  мы  -  у  клети.
Сказав  это,  Вячеслав  застегнул  верх  куртки,  поправил  головной  светильник и,  устремив  руки  вперёд,  врезался,  как  будто  нырнул  в  воду,  в  рыхлую  сыпучую  массу  угля,  из  под  которой  мелкими  ручейками  текла  по  почве  вода.  Я  стоял  и  в  негодовании  произнёс:  «Вот  чёрт  меня    связал  с  этим  авантюристом!» Но  передо  мной  выбора  не  было – надо  ползти.  Очередной  раз  от  страха  по  телу  пробежали  мурашки.  Поборов  страх,  я  застегнул  верх  куртки,  поправил  головной  светильник,  чертыхнулся  и,  как  Вячеслав,  нырнул  в  эту  блёстками  покрытую  от  моего  светильника чёрную  массу.  Я  полз,  не  открывая  глаз  (а  зачем  их  открывать,  ведь  кругом – кромешная  тьма), как  крот  или  другая  какая  то  тварь,  типа  медведки.  Я  делал  движения и руками,  и  ногами,  имитируя  движения  пловца  брасом.  Было,  признаться,  страшно.  Страх  усиливался  от  незнания  как  долго  «плыть»,  но  в  молодом  организме  сил  было  вдоволь  и  я,  почти  не  дыша,  стремительно  карабкался  к  заветной  свободе.  Работая  в  таком  темпе,  мне  удалось  догнать  напарника  и  даже  схватить  его  за  ногу:  мол,  знай  наших!  Но  он,  видимо,  поняв,  что  я  рядом,  ускорил  темп  и  ушёл  вперёд…  И  вот  последние  пять-шесть  гребков  и  передо  мной -  просторная  горная  выработка.  Здесь  весь  сияющий  от  радости  стоит  мой  «авантюрист»  и  с  распростёртыми  объятиями  встречает  меня.  Всё  его  лицо  и  руки  были  от  угля  чёрными.  Такие  же,  наверное, были  и  мои.
Над  нами  громыхали  проходящие  составы  вагонеток,  слышалась разговорная  речь  шахтёров.  Рядом  был  ствол.
--Теперь  давайте  присядем,- сказал  Славик  и  плюхнулся  прямо на  здесь  же  лежащий  бугорком  уголь.
 -- Давай!
--Вы  знаете, будущий  командир  производства,  я  выполнял  задания  начальника  участка  узнать:  вы – трусливый  или  смелый,-- улыбаясь,  произнёс  Вячеслав.
--И  что  же  ты  ему  доложишь?
--Скажу:  нормальный.
--Засранец  ты,  Вячеслав!