Времена меняются...

Евгения Евтушенко 2
Однажды, отдыхая в Крыму,  мы зашли в картинную галерею на выставку местных художников.  В нескольких залах  были представлены разнообразные полотна – конечно, море, то спокойное, то бурное, штормящее. Ночная набережная со множеством праздничных огней. Красивые виды  наполненного солнцем  приморского города. Все это радовало глаз.

Но особенно привлек портрет современной женщины. В маленькой изящной шляпке, с вуалью, опускающейся на лицо. Пухлые губы, по-детски чуть курносый нос, румяные щеки говорили о ее молодости. Но внимание приковывало не это, а прищуренные глаза, их выражение. Это были глаза женщины, познавшей жизнь.
 
- Интересный портрет. Какая стервозность  в этих глазах! - заметил мой спутник.
Оценка была, может, и резкая, но точная. Казалось, этот взгляд неотступно следил за мной, стремился проникнуть в меня,  показать  свою силу. И превосходство.

Картина не отпускала. Стало немного не по себе.  Впечатление было настолько сильным, что не хотелось  так сразу расстаться с этим портретом. Вопреки правилам, тайком его сфотографировала.

Как и знаменитая картина Крамского, портрет назывался «Неизвестная». Но это была незнакомка нашего времени.

Я мысленно сравнивала их. У «Неизвестной» Крамского на лице гордая, неприступная надменность.  Она  в   антураже богатой кареты, шелков, кружев и бархата.   Непросто быть любовницей императора Александра  Второго.
 
А у этой, современной незнакомки? Что за судьба? 
Явно не простая.  Она  красива.  Претенциозна, но одета небогато.  Маленький рот с яркими, чувственными губами.  Но какие глаза! Какой говорящий прищур!  Мимо не пройдешь, не отпускает.

  Вспоминается Марина Цветаева:
«…Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят…»

Да, юные девы так не глядят. И взгляд, готовый не к обороне даже, а скорее к нападению. Лучше обойти стороной…

Характер – это судьба. И испытание. Она уже прошла  его,  получила урок жизни. Но не сломлена.  Ее глаза говорят:  «Мне – получать и выигрывать. И даже если проиграю, то на время, есть силы все начать сначала и победить».

 Да, сейчас стечение обстоятельств, какой-то случай расстроил ее планы и расчеты. Судьба капризна, своевольна, зла. Но она справится.

Какой будет ее  роль в спектакле жизни? Что предназначено ей?
Мне кажется, что роль будет главной, она не будет в массовке . Она добьется своего. Судьба еще будет благосклонна к ней. Потому что она – волевая и сильная. Успевшая многое познать. Плохо  будет тому, кто попытается ей помешать.   Сметет.
 
Я вновь вспоминаю портрет Крамского.    Да, у той внешне надменный, но спокойный и   открытый взгляд, за которым скрывается  грусть женщины, терпеливо ждущей, что ее ждет впереди. 

А здесь - совсем другая красота. Красота  насторожившейся   пантеры, готовой к прыжку…

Разные времена,  разные люди.  И разные судьбы.

В древнем Риме говорили: Tempora mutantur et nos mutamur in illis. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.