Крупные туроператоры осваивают российские курорты

Надежда Семеновская
Дмитрий Даниленко – главный редактор журнала «Горячая линия. Туризм» и портала «TourDom.ru»
Род занятий – аналитика, корпоративная журналистика

Бурные события на Украине и присоединение Крыма к России разделили жизнь туроператоров России на две половины: до апреля 2014 года и после. Туристический рынок, который стабильно развивался и рос с 1999 года, пережил жесточайший кризис, который  не преодолен до сих пор, спустя полтора года после известных событий. Тем не менее, основания хоронить туроператоров России нет оснований, как и предрекать создание тем или иным способом нового «железного занавеса».

Поворотным моментом для российской туристической отрасли стала Олимпиада-2014 года. Специально для приема гостей мероприятия, в том числе, международных делегаций в Сочи было построено множество новых гостиниц различной звездности, в том числе – отели мирового уровня, которым не стыдно принять у себя VIP-персон мирового значения. Построили даже специальный туристический район – Имеретинский. В результате номерной фонд гостиниц и пансионатов города Сочи увеличился в два раза, более чем на сорок тысяч мест.

Между тем, до конца 2013 года в России развивался в основном выездной туризм. Этому способствовали многие объективные и субъективные причины. Во-первых, в ментальности советского человека многие десятилетия возможность выехать за рубеж была отличительным знаком «выбившегося в люди». Отдых пусть и на самом дешевом, но зарубежном курорте считался куда более престижным, чем самый дорогой пансионат внутри страны. Во-вторых, после распада СССР большинство предприятий просто не могли содержать свои пионерские лагеря, пансионаты или туристические базы. Дома отдыха – а большинство из них в Советском Союзе были ведомственными – массово продавались, перепрофилировались, а то и просто закрывались и ветшали.

Между тем, туристический бизнес так устроен, что любой оператор стремится постоянно увеличивать поток клиентов. Ведь в этом бизнесе потребитель оплачивает услуги за несколько месяцев до того, как ими пользуется. На эти средства туристическая фирма не только оплачивает номера или перевозки, которые будут востребованы, возможно, уже в будущем году, но и вынуждена тратить деньги на текущие расходы – рекламу, содержание офисов, нужды иных клиентов.

Фактически, иные турфирмы занимали деньги у… самих себя, предлагая туры ниже себестоимости ради увеличения объемов продаж.
За последние пятнадцать лет в России возникло перепроизводство предложений в сфере выездного туризма. Кроме этого, уже давно разработаны и освоены наиболее перспективные направления и страны.
 
Между тем, внутренний туризм в России существовал всегда. Не все граждане имеют загранпаспорта, не все знают иностранные языки, в конце концов, не каждый желающий отдохнуть согласен на длительный авиаперелет в другую часть планеты. Всегда были люди, которые предпочитали отпуск проводить в Крыму, Краснодарском крае, Сочи, Геленджике. Привлекало отсутствие языкового барьера, проблем с оформлением документов для поездки, а отталкивал зачастую советский уровень сервиса при стоимости услуг выше, чем в недорогих отелях Турции или Египта.

Сегодня обстоятельства сложились так, что обеспечить туроператорам привлечение новых клиентов может только выход на внутренний рынок, разработка пакетных предложений разного ценового уровня для наших курортов. Катализатором этого неизбежного процесса стали санцкии, под которые попали «не слишком бедные» люди, и запрещение чиновникам и силовикам выезжать за рубеж без особого разрешения. Одни только силовики и их семьи – это несколько миллионов человек. Если они не смогут посетить любимый зарубежный курорт, они потратят (и уже тратят!) отложенные на отдых средства внутри страны.
В 2015 году уже выведены на рынок множество приличных пакетных предложений посетить наши собственные курорты. Работать на внутреннем рынке стали такие известные и уважаемые туристические фирмы, как «Библо-Глобус», Интеко-Интурист, AnexTour.

Вот пример стандартного предложения от «Библио-Глобус»: «Москва – Ессентуки, шесть ночей, отель «Плаза-Ессентуки», цена на два лица – 37 000 руб. Провести неделю в Абхазии, в отеле «Грифон-3» , пара может за 43 700 руб. AnexTour предлагает путевки в Евпаторию, в отель «Атлантика» - за 34 337 руб.
Востребованы, пусть и гораздо меньше, чем пляжный отдых в бархатный сезон на море, экологический и познавательный туризм: туры на Байкал, отдых на Селигере, экскурсии по Золотому Кольцу России. Вновь открылись туристические базы на Кавказе, в Чечне. Я лично отдыхал там  - на чистейшем горном озере.
Все больше туроператоров имеют гостиницы под управлением, выкупают и реконструируют еще советские пансионаты, бывшие пионерские лагеря.

Конечно, рано еще говорить о том, что кризис закончился, и вскоре все вернется к показателям «тучных лет». Тяжелые времена, возможно, продлятся еще долго. Тем более, что теперь банки не дают туристическим операторам кредитов, даже под высокие проценты. Но худшего сценария, который предрекали после банкротств крупных туристических компаний – «Нева-Тревел», «Лабиринт-Тревел», «Солвекс-Тревел» - удалось избежать.

С туристического рынка ушли, и будут продолжать уходить, слабые игроки. Крупным туроператорам же удалось пережить труднейшую зиму 2014 – 2015 года, оптимизироваться, сохранить деловые отношения с отельерами и авиаперевозчиками. А главное – вернуть пошатнувшееся доверие клиентов.

Беседовала Надежда Семеновская