Рассвет приходит всегда глава 2

Лариса Залевская
Глава 2

 Петрас несколько раз оглянулся назад, гадая, сумеет ли он когда-нибудь вновь отыскать место, ставшее последним пристанищем Яна, единственного родного и близкого ему человека на всём свете.
 И вдруг все те мысли и эмоции, которые умело сдерживал в нём Ян, с головой накрыли Петраса. Он судорожно сделал глубокий вздох и обхватив руками голову, со стоном повалился навзничь.  Перед глазами в бешеном вихре проносился калейдоскоп событий, которые перевернули всю его жизнь с ног на голову, заставили возненавидеть всех вокруг и в первую очередь себя самого. Самого себя больше всех! За то, что потерял. Нет, не потерял, а не смог уберечь самого главного в его жизни — его Танюшу и их нерождённого сына. Предательница память на миг вернула его в Вильнюс на год назад:
 - Петрик, Петрик мой! Что я хочу тебе сказать, милый! - голос Танюши колокольчиком зазвенел около его уха.
 - Я скоро подарю тебе сына! - Танюша зарделась и спрятала голову на груди Петраса.
 Он вскинул руки и голову к небу и что есть мочи закричал:
 - Боже !!!! Спасибо тебе! - и подхватив Танюшу на руки, он закружился вместе с ней в каком-то огненном вихре чувств и эмоций.
 - Петрик, а что мы скажем отцу? Ведь он никогда не разрешит нам сыграть свадьбу! - Танюша прикусила губу и в глазах её заблестели слёзы.
 - Солнышко моё! Скажи мне — любишь ли ты меня так же сильно, как я тебя?
 - Что же ты Петрик спрашиваешь? Знаешь и сам — люблю больше жизни.
 - Тогда всё просто, завтра я поговорю с Яном и он обвенчает нас, а потом мы сразу уедем туда, где нас никто не знает и никогда не найдёт!
Петрас не стал ждать завтрашнего дня, и, проводив Танюшу, сразу помчался к Яну, в сельский приход.

 Выслушав крестника, Ян покачал головой: - Её отец очень суровый, жестокий человек и если он узнает, вам не сдобровать! Я всегда удивлялся, откуда у такого чёрного волка, родилась такая светлая овечка! Воистину, пути Господни неисповедимы!
 - Да что же ты, Ян, Августа испугался? Скажи — поможешь ли нам с Танюшей?
 - Да, сынок, конечно помогу! А с Августом, с Божьей помощью мы как-нибудь сладим!

  Всё утро Петрас собирался в дорогу — еда, одежда... Да мало ли что нужно, чтобы начать жизнь в новых краях! Сборы были не очень долгие, и ближе к обеду Петрас был уже готов. До условленной встречи с Танюшей оставалось совсем немного времени и Петрас, нацепив катомку с вещами на плечо, отправился  к городской ратуше за своей любимой. Время тянулось невыносимо долго, но всё же  Танюша так и не появилась. Не пришла. Петрас метался вокруг ратуши, боясь, что они с Танюшей разминулись. Щемящая тоска скрутила его грудь, а вокруг головы обвился огненный обруч. Солнце начало клониться к западу, первые сумерки стали заполнять городскую площадь. Откуда-то ветер донёс протяжный колокольный стон. Петрас встал и решительно направился в сторону Танюшиного дома. Не доходя до ограды, он услышал истеричный женский крик, злые мужские голоса и бешенный лай собак.  Заглянув в калитку, он увидел жуткую картину — на крыльце большого дома сидела Морта — бабка Танюши. Она с криком «Танюша моя! Девочка ненаглядная! Что ты наделала!!» - рвала на себе волосы. Рядом кричали друг на друга какие-то мужчины, среди которых Петрас увидел отца и двух старших братьев Танюши.  Распахнув со стуком калитку, Петрас шагнул вперёд:
 - Морта, что случилось? Где Танюша?
  Увидев его, Морта завыла ещё громче. На голос Петраса отец и братья Танюши обернулись.
  При виде молодого человека глаза Августа налились кровью.
 - Явился, убивец!! Ты! Ты! Червь проклятый! Как посмел коснуться её??? Опозорил мою дочь! Убью гада!, - Август с криком кинулся на парня, но Петрас успел выставить вперёд свой кулак, на который и наткнулся Август. Как подкошенный он рухнул к ногам Петраса. Братья Танюши, избивая и пинная,  с двух сторон навалились на него. Вырвавшись, Петрас опять кинулся к Морте:
 - Где Танюша?
  Морта подняла на него бесцветные глаза: « В петлю залезла. Как отец про позор её узнал, так и накинула себе петлю на шею.»
Петрас попятился назад и наткнулся на одного из братьев Танюши. Тот замахнулся на него поленом: « Ты не только сестру, ты и отца моего.... Убью!!!!»  Последнее, что он увидел , это разъярённая толпа с палками и камнями, несущаяся в его сторону.

  … Когда Петрас открыл глаза, было раннее утро. Ян, увидев, что он очнулся, поднёс к его губам стакан с прохладной водой.
 - Петрик, ты узнаешь меня, сынок?
 - Да, Ян, конечно. Где я? То есть, где это мы? В твоём приходе?
 - Нет. Прихода больше нет. Он сгорел.
 - Как сгорел? А что было?
 - Ты что-нибудь помнишь?
 Петрас попытался сесть на кровати. Всё тело болело, как одна незаживающая рана. На руках и ногах были видны шрамы и кровоподтёки.
 - Да. Танюша..........
 
 - Я расскажу тебе то, что сам смог узнать. Август как-то узнал, что Танюша ждёт ребёнка и вы собираетесь бежать. Запер её в сарае и сказал, что сначала убьет тебя, а потом и её за такой позор.
А когда служанка принесла ей обед — она висела в петле. Но её здесь не хоронили, сказали увезли в Польшу на родину, так что Танюшу твою никто не видел и никто толком ничего не знает. Когда толпа под руководством братьев принялась избивать тебя, это увидел мой послушник Алёша и прибежал сказать мне. Когда я туда добрался, они уже выкинули тебя  за ворота, видимо решив, что ты уже умер. Я взял дроги и привёз тебя в приход. Но кто-то из прихожан передал братьям, что ты выжил и они ночью подожги приход. Мы с Алёшей еле успели тебя вытащить.
 - А сколько мы уже здесь?
 - Ты почти месяц был без сознания. Среди моих прихожанок есть старая травница Аглая. Алёша привёл её по моей просьбе, она и спасла тебя. Но нам нужно уходить. Когда приход сгорел там не нашли наших останков, поэтому нас с тобой повсюду ищут. Ведь Август-то тоже в тот день отдал Богу душу, и братья поклялись найти тебя и предать самой жестокой смерти.

  …. Петрас очнулся и с удивление огляделся вокруг.  Всполохи памяти постепенно отпускали его и он задышал ровно и спокойно. Оглянувшись в последний раз, Петрас встал и направился в сторону дороги, на которой слышался скрип телеги и неторопливый мужской разговор.