Виктор Ефремов. Подвиги героев - в века!

Наши Гениальные Матери
Опубликовано с разрешения автора. Оригинал: http://www.proza.ru/2014/01/11/2086

Отрывок из биографии моей  мамы.
                ………………………………………………
 
                Мама моя, Сомкина Лидия Васильевна, кроме основной работы – учителя истории (окончила Ростовский государственный университет, на курсе обучалась с Щербицким, впоследствии -  первым секретарём ЦК КПСС Украины, где по её рассказам, он к ней проявлял юношеский, студенческий интерес, влюбился что ли?) Но, она предпочла моего отца, Ивана, с которым встретилась на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны. Он, молодой, с геройско-казацким взглядом, с верхнего Дона, она с нижнего, станицы Грушевской, что описана в романе Шолохова «Тихий Дон»; молоденькая, в шофёрско-офицерской гимнастёрке, на полуторке, возила снаряды по горным ущельям и дорогам, с Турции по ленд-лизу, для наших войск – в 1945 году расписались.
                Так вот, мама выполняла ещё и общественную работу – была председателем Новочеркасского  городского совета по охране памятников. Как помню, отец,  сначала на мотоцикле Урал, затем на  401 Москвиче, далее на Запорожце, с моей мамой, запасались шанцевым инструментом, песком и другим инвентарём, довольно часто мотались по всей, почти что Ростовской области и, обихаживали захоронения героев двух последних войн. И так, в течении многих десятков лет.
            Затем, она рассаживала нас, троих мальчуган, сыновей своих, и с любовью, рассказывала различные истории – подвиги и военные будни павших бойцов. Нам это было страшно интересно. Часто, рассказы сопровождались показом монографий, собранных в большой альбом истории, где были запечатлены с родственниками, погибшие воины с их довоенными снимками. Затем мы, все вместе, составляли отчёт о проделанной работе. Писали  письма семьям погибших, где сообщали им: где погиб, что ещё необходимо сделать, для улучшения захоронений?
               Часто у нас в доме останавливались семьи этих бойцов: они нам рассказывали, какие-либо уточняющие детали из их биографий, показывали фотографии и треугольники-письма с фронта и извещениями о подвиге воина.  Мы слушали их и часто плакали. Как много было горя, и как быстро всё забывается – только близкие знают об этом, и в уголках своих сердец хранят память о погибших. Один альбом до сих пор храню у себя дома, как реликвию, часто его рассматриваю, стараюсь всем, особенно двум дочкам и пяти внукам, привить гордость за ратные дела моих земляков, которые сложили головы за тяжёлую победу.
           Так, что, неправ был, один наш знакомый семьи, фронтовик-тыловик, который часто мне говорил: - никогда не садись на головной танк, иди за ним, что толку в том, что они погибли? А, я ему в противовес: - кто же пойдёт первым, всем не спрятаться за крепкую броню, кто-то же должен принять удар на себя, и может даже погибнуть? Но он, всё упрямо толдонил: - ну где же они сейчас, где?  А я, вот, стою перед тобой, живой, и подымаю рюмку за победу.
 
             Пафосно, как будто, но как-то, по предательски, что ли, все эти разговоры, о первых, сознательно бросивших всё, для того, чтобы мы жили сейчас, и иногда вспоминали их, как порыв души, как подвиг простого человека, ради счастья других,  в ущерб себе. А ведь он, герой погибший, мог бы спрятаться за танк – но совесть и честь, не позволили ему это сделать.
 
        Так, пусть живёт в нас, память о них, молитесь за убиенных, люди! А что сейчас творится с захоронениями павших?  Приведу отрывок из моего стихотворения: «Вы что, забыли, с кем вы были?» - это напоминание людям, про памятники «Воинам-освободителям», ведь - каждый мог быть, на их месте. Но мы живём, а их нет, да ещё и оскверняют священную память о них.

                Я, страшно, наглых презираю,
                И, ненавижу их давно;
                И, как не кормишь волчью стаю -
                Куснуть готовы, всё равно.
 
                Идёт искуственный отбор:
                Кто посильней, тот выживает;
                А, кто врагу, не дал отпор -
                Тот, послабей, тот погибает.
 
                Вот, так и в жизни: кто хитрей -
                Кусок, побольше урывает,
                А тот, который - подобрей:
                Щи, постные - "лаптём" хлебает.
 
                Чем дальше, от войны народ,
                Тем, чаще - забывает беды;
                И, только, низменный "урод",
                Смог позабыть итог Победы.
 
                К кому я пафосно взываю?
                "Дельцам успешным", говорю:
                С вас маску лжи - слегка, срываю -
                Урок, про память, повторю:
 
                Вы, что - забыли, про нацизм,
                Иль, сердцу вам, милей маммона?
                Нюрнберг, давно судил фашизм;
                Людская боль, вам - незнакома?!
 
                Иль, это власть, даёт всем знать:
                Что, так и будет всяк, и с каждым,
                Кто хочет голову поднять,
                Каким бы, ни был, ты отважным?
               
                P.S.
                .......
               

                Эх, брат-солдат, вот жизнь настала:
                Ты, пол-Европы прошагал;
                Снесут с позором, с пьедестала,
                За что, тогда – ты жизнь отдал?!
 
                9.05.11.