Национальная идея, ау, где ты? Да я здесь, с тобой

Вадим Егоров
   Прислушиваюсь к разговору:
  - Была бы у нас, как раньше, национальная идея, жили хорошо;
  - Да, тогда стремились к коммунизму, а сейчас к чему?
   Ответа не последовало.


   И тут    озаряет мысль: так  сегодня в России и создаются условия реализации: » от каждого - по способностям,  каждому - по потребностям». Только наивный или с прежней ментальностью может верить в сказки про «ковер – самолет» и «скатерть – самобранку». Нынче   повышать возможности – не риторика, а насущная необходимость.


   Подогрел желание затронуть весьма непростую тему и  разговор с учительницей,  коллегой  мамы. « Один мудрый человек, которого я   уважаю, - говорила она, - видит причину развала прежней жизни в нарушении закона борьбы за существование. Как же так,- с горячностью пыталась она доказать, - ведь это важнейшее наше завоевание, когда не нужно было ни с кем бороться, а  значит, беспокоиться о завтрашнем дне: после учебы наверняка работа, заболел - тут же бюллетень. Говорят, что за рубежом довольны жизнью, - продолжала учительница, - но ведь там  живут в долг и поэтому  под гнетом страха – а вдруг не расплачусь!»


   Я хорошо понимаю ее душевное состояние. У меня  трепетное отношение к учительской братии. Нередко охватывает щемящее чувство  душевной боли, страха за их благополучие, здоровье и даже жизнь. Считаю, что они сегодня, как в бою на передовой! Надо оперативно отвечать на вызовы времени, вопросы учеников. Раздумывать некогда, когда на тебя устремлены десятки пар глаз и ушей, задающих иной раз вопросы, на которые и умудренные  взрослые не могут ответить.


   Так где же правда, в чем причины случившегося с нами? Почему не были созданы условия реализации так ласкающей слух привлекательной идеи? Сразу скажу, что главные причины вижу не в политике, экономике, а в человеческом факторе. В начале 20 – го века были поставлены под сомнение данные нам Матушкой – природой, Господом законы формирования и развития качеств личности, необходимых для счастливой жизни. Веками люди стремились к  свободе, справедливости и приходили…к революциям с бессмысленным кровопролитием. Жестковато, но метко высказался писатель А.Франс: «Безумием революции было желание водворить добродетель на Земле. Когда хотят сделать людей  ответственными, великодушными, то неизбежно приходят к желанию перебить их всех».


    Очевидно, надо создать условия формирования у человека нравственных черт личности, помогающих жить в обществе и удовлетворять не только биологические, но и социальные потребности. При этом  должен действовать естественный закон природы: борьба за существование или выживание. У нас же поколениями он был нарушен. Попробую доказать.


   С начала жизни любое существо в животном мире нуждается в поддержке родителей. Они прививают навыки, привычки в соответствии с заложенными инстинктами. Но со временем родители отходят от малыша, приучив самому заботиться о себе. У человека бывает по – другому. Мать и реже – отец могут всю жизнь находиться  с ребенком: кормить, одевать, удовлетворять другие потребности, не воспитав способность к самостоятельным действиям. И это происходит , когда у родителя нет знаний, навыков правильного воспитания. И когда обществом не созданы условия  стимула, мотивации самому обеспечивать благополучие.


   У нас в прошлом имели место и то, и другое. Известно, что нравственное воспитание основано на семейных традициях, переходящих из поколения в поколение. В России базой, основой было православие. Религиозными корнями, фундаментом являлась христианская мораль: 10 заповедей, включая, не убей, не лги и т. д. В 1917г в связи с исключением религии  прервана связь поколений, и роль воспитателя вместо семьи взяло на себя государство. Но как, например, учитель может с учетом индивидуальности - а только тогда будет результат, сформировать нужные черты характера  у 30 – 40 учеников?


   Далее. Государство взяло на себя важнейшую задачу трудоустройства. Однако,  ограничивало заработок, что приводило к снижению стимула трудиться качественно, проявлять инициативу. Система распределения благ рождала образ врага - тебе дали на 10 руб  больше, а почему не мне? Она же приводила к росту чиновников, коррупции. Коллективная собственность вела к обезличке и уводила от индивидуальной ответственности. Появилось общество инфантильных людей со слабой способностью  мыслить самостоятельно. И что, на мой взгляд, самое  нужное для развития человека, его самореализации, пропало стремление рефлексировать, то – есть оценивать себя: кто я, мои возможности, интересы, способности. Понятно, что без самооценки, внутреннего анализа невозможно добиться успеха ни в работе, ни в личной, семейной жизни.


   Сегодня начинают создаваться условия самостоятельного жизнеобеспечения. Однако, реализовать их крайне трудно. Так же, как заставить ответственно трудиться взрослого, избалованного в детстве, привыкшему к слову » ДАЙ», вместо «НА». Будет протест, истерика, переходящие в капризы – требования. А если не выполняются – асоциальное поведение,  за ним – криминал. Что нередко сегодня и наблюдаем.


   Когда нет страха и есть уверенность в завтрашнем дне? При постоянной опеке – этот случай, и к чему он приводит, мы рассмотрели. И когда у него сформированы качества Личности. Приведу пример. Ко мне обратился молодой человек .Он хотел сменить вид деятельности – скучно, нет творчества.Да и зарплата не устраивала. Я помог составить и реализовать план трудоустройства. Кстати, слово «идея» в словаре С.И.Ожегова есть: «мысль, намерение, план». В него входили: оценка интересов, склонностей, личностных и профессиональных качеств. Подбор видов (не один!) деятельности. Поиск работодателя и подготовка к встрече с ним. Читатель скажет: "Долго, нудно, а я хочу «здесь и сейчас!». Отвечу, что его понимаю - надо же кормить себя и помогать родителям. Поэтому  парень  устроился на временную работу (почтальоном, уборщиком территории, брал работу на дом). Такую, чтобы оставалось время для поиска постоянной.


   Что обеспечило  успех? После тестирования он осознал, что придется заняться главным: укрепить иммунитет, то – есть здоровье (был нарушен биологический ритм организма), повысить эмоционально – волевую устойчивость (она во многих профессиограммах ), обратить внимание на слабую организацию, дисциплину.


    Как - то  встретил его на автобусной остановке. Разговорились. Узнал, что собирается завести семью. Я одобрил. Дом, близкие – надежный тыл в сложных условиях жизни. Пока снимает комнату, но оформил кредит на хорошую мебель.


  - А Вы не боитесь, что не расплатитесь, нет чувства страха? – спросил я его.
  - А я уверен в себе, понял, что могу больше, чем могу, - сказал он, и я был доволен ответом. Вот так своеобразно прозвучало высказывание о победе над собой. Еще в 5 – м веке до н.э. чудесно подмечено Платоном: » Самая лучшая победа – покорить себя. Быть покоренным – постыдней и ниже всего».


   Конечно, в жизни могут быть и случайные факторы. Но у волевого, целеустремленного, а это и есть самостоятельность, они сведены к минимуму. Ответственность, коммуникабельность (умение ладить с людьми), здоровый образ жизни и будут  гарантией доверия. Парню потому и дали кредит без проволочек, что он сумел доказать свою состоятельность. За рубежом многие пользуются системой кредитования и не испытывают чувства страха.


    Мы  обретем уверенность, добьемся успеха, когда признаем необходимость вскрытия резервов организма – они есть у каждого, проведем свою внутреннюю реформу. Тогда каждая семья, а значит и государство, будет конкурентоспособным. Это и есть национальная идея, о чем неоднократно высказывался наш президент.