Мертвые души

Николай Мельников 3
    В текстильном техникуме, где учатся и работают в большинстве своем представительницы прекрасного пола, среди преподавателей лишь трое мужчин. Глеб Николаевич – самый старший из этой троицы, в прошлом военный летчик, а в последние пару лет – преподаватель основ безопасности жизнедеятельности, обожаемый дамами бальзаковского возраста, один из любимых студентками педагогов, на занятиях которого практически невозможно получить двойку, и человек с тонким чувством юмора. Василий Иванович – преподает историю и экономику, пережил уже трех директоров техникума, считает, что на отлично предмет может усвоить только Бог, на четыре – он сам, а знания студентов могут быть удовлетворительными или неудовлетворительными, весьма остр на язык и нестеснителен в выражениях, считает, что скромность – это его второе после гениальности качество. Виктор Алексеевич – самый младший из мужчин техникума, любит физику и часто тщетно пытается привить эту любовь своим подопечным, не идет на компромиссы, а потому – вне конкуренции по количеству хвостистов.
     Чтобы благосостояние учительской братии росло, а качество преподавания непрерывно улучшалось, государство регулярно повышает оклады работникам бюджетной сферы, но не всем и не намного, а по чуть-чуть, не забывая при этом, конечно, строго контролировать конечные результаты работы. На очередном педсовете директор объявляет, что повышение зарплат в очередной раз будет в виде начисления премий за качество работы. На недоуменные вопросы педагогов о показателях этого качества дается четкий ответ: двоек у студентов должно быть как можно меньше, а хороших оценок – как можно больше.
     Виктор Алексеевич сразу понял, что в ближайшие годы финансовое благополучие ему не грозит. Василий Иванович решил, что свою роль в улучшении показателей студентов сыграет инфляция, и просто стал оценивать ответы более высокими баллами. А у Глеба Николаевича показатели качества были и без того на уровне, не было только их последующего количественного улучшения.
     На итоговом педсовете далеко не всем педагогам удалось убедить руководство техникума в том, что они достойны повышения зарплаты в виде выплаты небольшой, но все же премии. Когда пришел черед Глеба Николаевича поведать о своих успехах в прошедшем учебном году, бывший летчик встал, уверенной походкой вышел к кафедре, игравшей роль трибуны, и углубился в цифры собственных достижений, подтверждая мнение руководства о том, что нам «есть еще куда расти». На дежурный вопрос директора о проценте успевающих по предмету студентов, преподаватель с улыбкой, но на полном серьезе ответил:
     - Успеваемость по преподаваемому мной предмету за текущий год составила 103%.
     Лица присутствующих выразили глубокое недоумение. Директор перестала одобрительно кивать докладчику, но сама интересующий всех вопрос задать не рискнула, а попросила это сделать завуча. Та несколько неуверенно переадресовала его педагогу:
     - Вы уверены, что успеваемость по предмету может быть больше 100%?
     - Абсолютно! – Без тени сомнения и с неизменной улыбкой произнес Глеб Николаевич.
     - Как такое может быть? – Включилась в разговор директор.
     - Очень просто! – Ответил педагог, - Я выставил оценки по предмету и тем студентам, которые были отчислены в течение года.
     Вопросов к столь успешному преподавателю больше не было. Заседание закончилось на оптимистичной ноте. Возможно, директор хотела бы сообщить, что отчисленных студентов оценивать не нужно, но не желала вспоминать конфуз, случившийся год назад, когда она сама выставила весьма неплохие оценки нескольким студенткам, которые не только не ходили на занятия, а уже жили в это время совсем в другом регионе.