Становление характера

Наталья Гололедица
Как создать персонажа с правдоподобным характером?

ПЕРВЫЙ СПОСОБ
Выскажу одну истину, которая присуща каждому характеру, каждой личности, каждому человеку вообще: человек всегда заботится только о себе.
Поэтому все замкнутые считают, что они ранимые и гениальные, а вовсе не бесчувственные и жестокие; все напряженно-аффективные искренне верят в свою невинность, правильность и оригинальность, а неустойчивые думают, что они никому не причиняют вреда. Любой альтруизм – это проявление эгоизма, а любое “признание в своей неправоте” – это обман.
И Ваши персонажи, будь они хоть злодеи, хоть герои, хоть второстепенные помощнички, считают, что всегда поступают правильно. Поэтому, если каждый поступок Вашего персонажа будет подчинен его эгоизму, он станет правдоподобным.

ВТОРОЙ СПОСОБ
Выбрать характер из любой существующей типологии. Для этого надо просто погуглить “типы характеров”.
Я придерживаюсь системы Гиппенрейтер – она близка к Бруно, но умеет объяснить все популярным языком.
Это так просто, что я думаю, как бы статью не удалили.

ТРЕТИЙ СПОСОБ
Можно, обходясь без всяких типологий, взяться за большую пятерку.

Есть пять признаков:
экстраверсия
доброжелательность
добросовестность
эмоциональная стабильность
открытость опыту

И Вы, придумывая персонажа, просто ставите “да/нет” в этих пунктах. Экстраверт или интроверт? Доброжелательный, улыбчивый, приятный в общении – или скрытный, неулыбчивый, необщительный брюзга? Добросовестный трудолюб – или ленивый пофигист? Эмоционально стабильный (хорошо сопротивляется негативу, не рыдает по поводу и без) – или нестабильный (невроз, плохое настроение, “черный человек”)? Любит пробовать что-то новое – или придерживается консервативных взглядов?
Вот и правдоподобный персонаж!

ЧЕТВЕРТЫЙ СПОСОБ
Создание характера с нуля.

На характер в основном влияют 3 вещи:
- Гены
- Среда, в которой растет человек
- Самовоспитание

Гены
Януш Корчак писал о разной реакции младенцев на укол: одни ревут, как резанные, другие даже испугаться не успеют, третьи улыбаются врачу… Гены, де-факто, определяют тот самый заюзанный темперамент, т.е силу/слабость, уравновешенность/неуравновешенность. Гены – это то самое “от осинки не родятся апельсинки” и “яблочко от яблони”.

Поэтому, создавая персонажа, не лишним будет вспомнить о его наследственности. Какими были по характеру родители героя? Вспомните Андрея Болконского – Вам не кажется, что он многое позаимствовал от своего черствого, строгого, серьезного отца?.. Да и Марья недалеко улетела со своей резкостью в суждениях (Наташа – шлюха!) и трудолюбием.

Гены определяют свойства нервной системы, анатомо-морфологические признаки и психодинамические свойства темперамента.

ЕСЛИ ОБА РОДИТЕЛЯ И ПЯТЕРО ДЕДОВ ВАШЕГО ПЕРСОНАЖА - КРИКЛИВЫЕ СОБАКЕВИЧИ, ТО И ОН С ВЕРОЯТНОСТЬЮ В 99.99999% БУДЕТ КРИКЛИВЫЙ СОБАКЕВИЧ

Среда воспитания
Все до единой привычки прививают ребенку те, на кого он смотрит. Чаще всего – родители. Дитя слушает глазами; как бы родители ни говорили “не воруй” - если ребенок видит, как они тайком драпают яблочко на рынке, он станет им подражать. Если няня будет курить – ребенок также будет курить. Если отец кричит на мать, отпрыск тоже станет кричать на мать. И на жену потом.

Кошки приучают котят к лотку, а родители направляют детей на жизненный путь. Это очень легко: если в детстве персонажа было насилие, совершаемое авторитетным лицом – родителем, то он начинает думать, что это нормально/хорошо/так нужно делать. Импритинг.

Вам не казалось, что образ Оливера Твиста… немножко сентиментальный? Слишком сентиментальный? Оливер рос в самых поганых условиях на свете (хуже только свалка в Нигерии), однако он - добрый, ранимый сиротка с душой нараспашку. Характер реалистичный? Думаю, это риторический вопрос.

Среда обитания определяет направленность личности, социальную роль и опыт.

ЕСЛИ ВАШ ПЕРСОНАЖ – СЫН ПРОФЕССОРА, ОН НЕ СТАНЕТ ПИСАТЬ В ЛИФТЕ. РАЗВЕ ЧТО ОДЫ.

Самовоспитание
В отличие от двух предыдущих пунктов, самовоспитание – это способ самостоятельно повлиять на свой характер. Корень “сам” как бы намекает.

В определенный момент мы начинаем замечать свои недостатки. Согласно первому правилу, указанному мной, мы эти недостатки всё равно любим; но иногда, если мораль, ценностные ориентиры и сила воли позволяют – мы пытаемся себя изменить.

Если бы все напряженно-аффективные пытались бы хоть изредка “фильтровать базар” и сдерживать свои мозговыносные порывы, если бы замкнутые начали бы присматриваться к окружающим и признавать, что “чужие” – ничуть не хуже, если бы тревожные занялись поднятием своей самооценки, а гипертимы заставили бы себя доделать что-то до конца – жить стало бы намного легче!

Решение заняться самовоспитанием приходит не сразу (а иной раз и вовсе не приходит), но сам процесс довольно прост. Жил-был человек, который вечно горевал. Взял он канцелярскую резинку, надел на руку, стал бить себя этой резинкой всякий раз, когда думал о плохом – и, о чудо, он оптимист! Примерно так это делается.

Самовоспитание может повлиять на силу воли, привычки человека, а также сгладить негативные стороны его характера и сделать его более приятным в общении.

ЕСЛИ ВАШ ПЕРСОНАЖ ИЗБИВАЕТ СЕБЯ ПЛЕТЬЮ ЗА КАЖДОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ, ОН СКОРО СТАНЕТ АГНЦЕМ БОЖИИМ

Рассмотрим на реальных примерах связь трёх составляющих:

Пример №1.
Жил-был мальчик. У него была не очень хорошая мать: она била сына за недержание мочи, неприкрыто водила к себе хахалей, много и громко ругалась. Пугала малыша страшными историями о каннибализме. Есть версия, что мальчик своими глазами видел, как его мать насиловали нацисты. А отец у него был “предатель родины”, и общество осуждало их семью. (детское потрясение + отсутствие самовоспитания + гены с напряженным характером)

И что мы получаем? Чикатило: пятьдесят с лишним жертв, психическое нездоровье 100 lvl.

Пример №2.
Жил-был мальчик Ваня, который на четвертом году жизни потерял отца, а на восьмом – мать. Рос Ваня среди чужих людей, которые обращались с ним, как с отходами. Его любимую няню прогнали, лучшего друга – обругали и послали вслед за няней.

При этом Ваня находился в полном подчинении жестоких людей, которые манипулировали им, как хотели – то баловали, то запугивали; он не мог ни на ком выместить свою злость и стал робким, замкнутым, необщительным, крайне недоверчивым – словом, совсем не знал ласки. Мальчик, как часто бывает в таких случаях, засел за книги и стал много читать. (детское потрясение + отсутствие самовоспитания + гены с напряженным характером)

Повзрослев, парень стал проявлять не лучшие свои стороны (скормил дядю собакам, например) и начал потихоньку вырываться из власти “хозяев”. Правда, будучи не слишком уверенным в себе, он нашел себе других “соратников”, которые говорили ему, что делать – и получилась Избранная рада.

После венчания на царство у Иоанна наступило значительное улучшение характера: он взял бразды правления в свои руки, чем-то рулил, и, пусть даже стесненный боярами, отлично правил. Кроме того, он нашел себе жену, да не просто бабу для потех, а любовь всей жизни – очень добрую, кроткую, верующую девушку с приятным, спокойным характером и удивительной красотой. Анастасия положительно влияла на Ивана: успокаивала, задабривала, психологические раны штопала.

Но тут наступает вторичный кризис: Анастасия, отравленная боярами, умирает. Царь пускается во все тяжкие, срывается с цепи, включает берсерк-мод и совершает всё, за что мы его помним: дикие гонения, опричнину, жестокие казни, распутство и т.д.

Пример №3.
Петя рос в довольно напряженной обстановке. Когда ему было десять лет, ближайших людей зарезали на его глазах – устроили прямо-таки дикую мочиловку с кучей жертв и насилия.
После этого Петя становится сам не свой – не в ту сторону развивается, так скажем. Мало того, что у него возникают какие-то эпилептические приступы неврозного характера с воплями, тиком и пусканием слюней, так он еще и “горячий парень” – порывистый, крикливый, рьяный.

Обстановка при дворе становится еще хуже, отец давно помер, мать – тихая, спокойная, сама немного не в себе – и Петины пороки растут, как на дрожжах. Будучи довольно беспризорным и, пожалуй, никому не нужным ребенком, он тешит себя, как хочет. Вымещает желание повелевать, создавая потешное войско.

Петя вырос, а детские травмы всё при нем. Стоило ему услышать слово “стрельцы” в донесении приближенного (когда Софья хотела устроить еще один переворот), Пётр, можно сказать, в одних трусах (или даже без трусов) вскочил на коня и глубокой ночью драпанул прочь так, что только подковы сверкали.

А уж в третий раз он всех стрельцов – мы помним картину – истерзал. Одну часть убил, другую замучил пытками, третью сослал к хакасам на куличики.
Итак, по простому рецепту (детское потрясение + отсутствие самовоспитания + гены с напряженным характером) готов человек с извращенной психикой, который легко может:
- прицепить трупы к окну старшей сестры и оставить их там на пару месяцев;
- морозным зимним днем посадить на кол любовника жены и заставить даму на это смотреть;
- отрезать голову любовнику второй жены, заспиртовать ее и оставить у дамы в будуаре;
- вести крайне распутный образ жизни;
- рулить страной, выводить её на новый уровень путем бессистемных, но очень энергичных реформ.

Соответственно, если соединить “хорошие” гены, счастливое детство и постоянное стремление к самоулучшению – получится герой, а если сопоставить “плохие” гены, счастливое детство и отсутствие самовоспитания – выйдет что-то наподобие обаятельного эгоиста или спокойного подлеца.

Таким образом, мы можем видеть, как складывается характер в реальной жизни. Всё, что Вам надо сделать - подставить в формулу данные Вашего персонажа, и Вы поймёте, какой у него характер - заодно и историю придумаете.
Удачи!