Вакханки Т. Терзопулоса. Греция

Наталья Анатольевна Шлемова
      Еврипид. «Вакханки» (пер. И.Анненского) в постановке греческого режиссера Т.Терзопулоса в московском "Электротеатре Станиславский", 12.07.2015


"...я открыл книгу режиссера (Т.Терзопулоса. - Н.Ш.) и прочел:

"Актер -- в центре сцены, напротив него -- экстатический бог театра Дионис, рожденный дважды, Зевсом и Семелой. Он выражает взаимоисключающие неуловимые субстанции: мужчину и женщину, гнев и кротость, бога и животное -- находясь на грани безумия и логики, порядка и хаоса"".

                * * *

      Сразу оговорюсь, это Дневниковая заметка, а не театральная рецензия. Человек я не театральный, в театр хожу не часто. Современный театр не является предметом моих жгучих интересов. Я к нему отношусь скептически... "бесплодье умственного тупика".
      Но в данной ситуации фиксирую свои впечатления, в том числе и для читателя.

      После такого постмодернистского «возвращения Диониса» мне так захотелось в тишину, меру и гармонию Аполлона. Нет, правда, тяжелая голова от этой жутко громкой музыки/грохота (композитор Панайотис Велианитис (Греция)), от ударов хлыстом об пол и т.д., как если бы мне тирсом по голове долго и упорно стучали. (Так, очевидно, режиссер хотел пробить мою сахасрару чакру.:))  Но возникает эклектика: не сочетаются, однако, шаманские практики/техники (чем явно «болен» Т.Терзопулос) с величественной мистерией Античной трагедии. Очень жесткая эстетика у Терзопулоса, стремление к абсолютизации, агрессивные, диктаторские янские энергии. Я бы даже сказала – магическое желание подчинить волю зрителя/реципиента себе – единоличной воле режиссера. На мой взгляд, это плохо и даже опасно.  Слава богу, что сейчас в режиссуру пошли женщины. Надеюсь, будет создан противовес мужской –  воинственной режиссуре. Да, режиссерский кризис налицо.

       Теодорос Терзопулос утверждает (см. программку-буклет или рецензию на «Вакханок»: http://thr.ru/features/6017/), «…греческая трагедия живет внизу». То есть в подсознании, или на уровне инстинкта, Дионис – это якобы инстинкт. (То есть, если мы разденемся до гола и будем так ходить по мегаполису, то мы освободим в себе Диониса. Но Дионис - это прежде всего божественный Андрогин и т.д.)

       А я полагаю, что древнегреческая трагедия живет Вверху, на уровне сверхсознания, и играть ее надо Оттуда, из точки Над, из трансцендентного или мистериального опыта. Вот этого-то опыта, на мой взгляд, у Т.Терзопулоса  и нет. Поэтому он в свое время так ухватился за Аллу Демидову, которая органично несет в себе этот исконный мистериальный опыт. Я бы «посоветовала» многоуважаемому Теодоросу Терзопулосу больше и внимательнее учиться у истинного Трагика-Демидовой. Недостаточно родиться в деревне Еврипида, чтобы найти ключ к нему. Посвятительный статус необходим, чтобы работать с Античным, сакральным, материалом.  А.С. Демидова в Трагедии - точка отсчета.

        А то, что предъявляют мне в качестве «возвращения Диониса», так это десакрализация, если отчасти не профанация мистерии Древнего мира, из которой произошел Афинский театр, как ее продолжение и развитие под открытым небом Акрополя.

       Безусловно, дыхательная практика – работа диафрагмой и позвоночником, голосовая амплитуда, как в опере, – сильное место в методе Терзопулоса.  И прекрасно справляется с этим Елена Морозова – Дионис, она же – Второй вестник. Но ей помогает ее сильная женская интуиция, помноженная на развитый и гибкий интеллект, Елена – прекрасная актриса, у нее большое будущее (о ней можно прочитать здесь: http://www.elenamorozova.net/index.php/ru/; http://www.elenamorozova.net/index.php/ru/biografiya; http://syg.ma/@dmitrii-lisin/u-dievochki-byla-svoia-planieta - очень интересное интервью.  Она достигла хороших успехов в работе со звуком (тянущиеся гласные и согласные, горловое звучание/пение) на мастер-классах Терзопулоса. У Е.С.Морозовой уже сейчас вполне приличный диапазон голоса, но она еще молодая актриса, 42 года, у нее всё впереди. Главное, у Е.С. Морозовой ЕСТЬ необходимая для большого актера качественная Психическая энергия. В таких людей я верю. Аминь. Шаг и Путь, Дионис!.. Ом.   Да, гипнотическая Актриса!

       Ну а в целом голоса молодых актеров, задействованных в спектакле, мне показались слабоватыми, хотя ребята и очень старались, но не хватает современной молодежи ЭНЕРГЕТИКИ, она у них такая посредственная, потому что Духовного опыта нет, Внутренний мир чрезвычайно заужен, плоскостен, либо вообще отсутствует. За душой уже много чего должно быть, чтобы браться за Античный, архетипальный, материал. И прежде всего развитый и глубокий, проницательный ум надо иметь, культуру мысли, чего в принципе нет у молодых актеров. И это настоящая беда. Они прекрасно двигаются/танцуют на сцене (отменная хореография, даже стоят на голове, акробатика - молодцы! отличная спортивная форма!), но жест их не исходит изнутри, из глубинных структур Личности, за неимением последней.

       Однако принципиальный минимализм Теодороса Терзопулоса меня подкупает, работа с телом и пространством, без декораций (хотя в "Носферату" с гробами был явный перебор - деревья жаль! - http://www.proza.ru/2015/02/26/2265 ). Я оценила сценографию, свет, изысканные костюмы и хореографию по высшему разряду. (Жаль только, что опять не обошлось без ботинок на руках и вообще, в стилистике много повторов с "Носферату".)

       Но возникает вопрос, а возможно ли вполне аутентично ставить древнюю Трагедию в пространстве камерного театра, а не под открытым небом Подковы - амфитеатра?.. Звук летит не вверх, а деструктивно обрушивается на голову зрителя, разрывая его барабанные перепонки. Ведь играть надо для Диониса – по вертикали, посылая импульс не в зал, а в Космос и тогда всё получится. Ведь Дионис – это мужское явление Афродиты… и Они не исключают друг друга, а дополняют, как аспекты одного целого, вот об этом, по-моему, забывает наш превосходный греческий режиссер. Не борьба, но абсолютное равенство, взаимодополнение должно быть между мужским-женским. Для Терзопулоса же, как мне показалось, важнее борьба, даже вражда между началами, как полярностями.

       В целом, очень мило, что в России поставили «Вакханок», что отечественный зритель повернется лицом к вечному материалу, задумается над Основами. Что философия иррационализма всё сильнее заявляет себя, как первостихия жизни и сознания. Ибо иррациональное начало первично и определяет собою мнимый рационализм мироустройства.

       Тайна Диониса - это тайна всемогущей Бездны, абсолютной Тьмы, порождающей Свет, или Аполлона.

      (По Гераклиту, Дионис тождествен Аиду.)


       В целом, "Электротеатр Станиславский" - очень хорошее место. В него хочется возвращаться. Шаг и Путь ему!

С уважением и теплом,

© Наталья Шлемова, 13.07.2015, Москва


На фото -  Елена Морозова - Дионис, сцена из спектакля «Вакханки», © Андрей
Безукладников.

* * *

P.S.
Также рекомендую читателю монографию профессора Санкт-Петербургского университета  О.В.Кулишовой. Античный театр: организация и оформление драматических представлений в Афинах V в. до н.э. - СПб: ИЦ "Гуманитарная Академия", 2014. - 320с.
_________________________

P.S. ...читать "Вакханок" (у меня перевод Ф.Ф.Зелинского) много интереснее, чем смотреть. Текст потрясает, а спектакль... .
Когда вчера начался спектакль, я подумала, а зачем вообще всё это...действие, со стойками на голове и т.д., когда есть бессмертный текст Еврипида. Зачем? Театр современный все же вторичен. У меня второй день болит голова после их дико громкой музыки. Исцелилась искусством-таки))). Простите за откровенность.

PPS. Однако спектакль все же остается в памяти, я прокручиваю его мысленно уже третий день, значит, зацепило. Всё-таки для русской сцены очень важен этот основополагающий материал и отечественным актерам он дается не легко, но, тем не менее, дается. Теодоросу Терзопулосу - мой искренний глубокий поклон!

Вот здесь, для примера, можно посмотреть запись эталонной цветаевской "Федры" в исполнении не менее эталонной Аллы Демидовой с Романом Виктюком: "Страсти по "Федре": https://vk.com/club24375783?z=video231659981_171103106

"ФЕДРА" Марины Цветаевой. Читает Алла Демидова: http://www.youtube.com/watch?v=6wCvPQSOif4&spfreload=10 (запись 1999г.)

Документальный фильм - Репетиция цветаевской "Федры" в постановке Р.Виктюка на Таганке(1989):
http://www.demidova.ru/theatre/fedra/

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

      Теодорос Терзопулос: «Я приспособил «Вакханок» к современной России»

Греческий режиссер — о первом спектакле «Электротеатра «Станиславский» и о том, как ощутить ужас трагедии, ходя по раскаленным углям

"Спектаклем «Вакханки» по пьесе Еврипида в постановке Теодороса Терзопулоса открылся «Электротеатр «Станиславский». Греческий режиссер рассказал корреспонденту «Известий» о разрушенной гармонии между логикой и инстинктами, о советской и современной Москве, а также о путешествии к местам вакханок и хождении по углям.

— 30 лет назад трагедией «Вакханки» вы открыли свой афинский театр «Аттис», на днях этой же пьесой начали историю «Электротеатра «Станиславский». Эта пьеса символична для вас?

— Мы живем в мире, где над всем властвует логика. Я имею в виду не аполлоническую логику, в которой заключен свет, а ту, что притупляет чувства, уничтожает способность воспринимать нутром и предугадывать будущее, лишает нашу жизнь радости. Эта логика охватывает все сферы нашей жизни, политику в том числе, вот почему наше общество оказалось в тупике. Можно ли изменить ситуацию? Да — по крайней мере, в театре: нужно только привести бога, который поможет восстановить баланс, то есть Диониса. Этот бог — один из главных персонажей у Еврипида. Миру, где разрушена гармония между логикой и чувственной, инстинктивной сферой, Дионис необходим.

— Я не нашел сведений о постановках «Вакханок» в других российских театрах. О советском театре и говорить не приходится.

— Понятно, почему «Вакханки» не пришлись бы ко двору в советские времена. Как и во времена Франко или Муссолини. Ведь это глубоко политическая пьеса, в которой к тому же много чувственности, телесности, эротизма. В спектакле у меня есть такое воплощение власти: основатель Фив Кадм (актер Олег Бажанов. — «Известия») лежит в реанимации, окруженный сосудами с кровью. Власть умеет пить кровь людей и потому никогда не умирает.

— С точки зрения театрального метода эстетика «Вакханок» вам тоже близка?

— Проблема спонтанных проявлений психики, поставленная Еврипидом, волнует меня как режиссера. Я много лет занимаюсь вопросом тела в театре, исследую, как в теле рождается энергия. Для меня она не сосредоточена в области головы, как в психологическом театре, а разлита по всему телу. В моем театре очень важны те проявления человеческой природы, которые возникают не по приказу мозга. Я много работал с Аллой Демидовой и понял, что она — тот редкий тип актера, который ищет свой звук глубоко в теле. Тогда слово рождается естественно, само собой. Актеры «Электротеатра «Станиславский» поняли меня — и молодежь, и зрелые мастера. Они смогли войти в абсурд, в состояние, где реальность не может быть понята логически. Это состояние очень важно для трагедии.

— Ставя трагедию Еврипида впервые, вы отправились с греческими актерами в путешествие по местам мифологических вакханок, были на горе Киферон, упоминаемой в пьесе.

— Тогда я и прочувствовал, что это глубоко религиозная трагедия. Я присутствовал при разных ритуалах, например анастенариях, включающих хождение по раскаленным углям. Сам я тоже ходил по углям. Это позволило мне ощутить священный ужас трагедии и ее экстремальность.

— Вы ставили на античных стадионах и в крошечных залах, на лоне природы и в старинных многоярусных театрах. Велико ли влияние пространства на содержание ваших спектаклей?

— Пространство определяет почти всё: частоты актерской энергии, ритм, пластику. В репертуаре моего театра есть спектакль «Иокаста», где только двое исполнителей — актриса София Хилл и я. Он идет в маленьком помещении, зрители сидят рядом с нами, и они физически ощущают актерскую вибрацию. Тут очень важен внутренний процесс, который вовсе не требует внешнего закрепления — эффектных мизансцен, например. А вот когда я ставил «Конец игры» Беккета в Александринском театре, понял, что линия рампы не позволит вибрациям дойти до публики, и сделал акцент на изобразительном ряде. Что касается «Вакханкок», зал «Электротеатра» — самое малое пространство, которое возможно в трагедии. Меньше уже нельзя. Трагедии нужен простор. На тысячу, нет, на десять тысяч зрителей! Как в Эпидавре!

— Во многих спектаклях вы участвуете лично. Почему?

— Да, я часто нахожусь внутри спектакля и импровизирую вместе с актерами. Мне хочется, чтобы мои спектакли оставались открытым уроком, упражнением перед зрителем. Одна постановка с участием Аллы Демидовой так и называлась — «Гамлет-урок». Признаюсь вам, я всегда хочу быть не только режиссером, но и педагогом.

Месяц назад в Пекине я режиссировал прямо на глазах зрителей, и в один момент мне нужно было обратиться к ним с текстом. Об этом все знали, но я стал развивать свою речь, импровизировать и пришел к политическим высказываниям. В зале началось безумие.

Я вообще стараюсь откликаться на конкретные условия. Одну и ту же пьесу я совершенно по-разному ставлю в Греции, в Германии и в Колумбии с индейцами. Ставя в Москве, я приспосабливал трагедию к современной России.

— А чем отличается современная Россия от страны, в которой вы оказались в 1989 году, когда впервые приехали на гастроли в СССР со своим театром «Аттис»?

— Помню, это было в Театре на Таганке, показывали мы, кстати, «Вакханок». Очень многое изменилось с тех пор. Сейчас Москва напоминает мне Нью-Йорк, здесь всё начинается на больших скоростях и на таких же скоростях и заканчивается. Здесь безумное движение, постоянное беспокойство, все хотят что-то делать, творить.

Я надеюсь, что в вашем театре возникнет то, что станет точкой отсчета. Раньше точками отсчета были спектакли Юрия Любимова, Анатолия Эфроса, Анатолия Васильева, Петра Фоменко. Я пытался найти нечто подобное в современном ландшафте, но пока не нашел. Вот спрашиваю про одного режиссера: «Это он сейчас определяет процесс?» Мне отвечают: «Да, но он не столь уж самобытен, очень напоминает немецких режиссеров». «А вот этот?» — спрашиваю я. — «А этот напоминает американцев». Мне очень хотелось бы, чтобы вся новая информация, которая вторгается к вам с Запада, была бы воспринята с точки зрения ваших традиций, переработана вашей энергией. Тем более что русские театральные традиции очень значимы. В своих поисках я обращаюсь не только к древнему — античному или азиатскому — театру, но и к достижениям российских авангардистов, для меня очень важны конструктивизм и супрематизм.

Тенденция разрыва со своими корнями повсеместна. Вот я приезжаю на встречу с европейской театральной молодежью, прошу: «Расскажите мне о Тадеуше Канторе», — и никто о нем не знает! Я меньше всего хотел бы казаться археологом от театра, я всегда стремился к модернизации. Но убежден: мы не можем жить без корней, иначе нас вырвут и разотрут в пыль".

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/582522#ixzz3QeTqZQnK

Original: http://izvestiacontent.ru/media/3/news/2015/02/582522..
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

   P.S. Мистерия Духа... слово "мистерия" затрепали, а ни кто толком не знает, что это такое. У меня Ямвлих стоит "Египетские мистерии", но даже Он, Посвященный, едва приоткрывает завесу.

Трагедия - не шаманизм - это атавизм, и не хождение по углям.)) Это уж точно. Это катарсис, это преображение, духовная трансформация, перелом во Внутренней жизни, вскрывающий Внутреннего человека. Это - просветление! а не механика.

Собственно, Трагедия - это Посвящение.
* * *
К феномену Мистерии читайте в 3-ем томе «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской – великого Посвященного.
Мистерия – тайный религиозный обряд, к участие в котором допускались только посвященные.  ….алгоритм мистерии – подготовка, очищение, испытание, принятие на путь Ученичества, видЕние божественного света, слияние с Божеством – заключительный акт Мистерии.
* * *

NB! См.: Еврипид. "ПЛАЧ МЕДЕИ О ДЕТЯХ", В ИСПОЛНЕНИИ АЛЛЫ ДЕМИДОВОЙ: https://vk.com/im?sel=98643889&z=video98643889_171427865;
NB! Алла Демидова. Монологи древнегреческих трагедий, "Tristia"… Дельфы 2000 ("Федра", "Электра", "Медея"): http://www.youtube.com/watch?v=ocBwhYjwrbo

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

    Из дневника:

...беда нашего безвременья, что в театре (см. "Вакханки" в Электротеатре) катарсис подменен кайфом. Так сами актеры определяют: "...какой кайф", - говорят они, испытывая удовольствие от игры.
Но мне не нужен их кайф, мне нужен Катарсис, который может достичь и сообщить зрителю сегодня только А.С.Демидова на русской сцене. Актриса-катарсис, Твоя мистерия светла! (Да Елена Камбурова в "Антигоне".)

И уж ни как энергетика не зависит от возраста, это заблуждение. 70-80-летние дают фору 30-40-летним, это установленный факт: как-то Басилашвили, Фрейндлих, Камбурова, Тараторкин и др.

Современный театр - астрален, психичен, нет выхода на Ментальный план, а мы поднимаемся на него, если идем в ногу с космической эволюцией. Потому продолжаю слушать и смотреть только то, что несет в себе высокую и умную, огненную Психическую энергию.

23.09.2015.
Н. Шлемова