Всесоюзный ленинский

Сергей Владимирович Рыжков
____Я не отношусь к тому поколению, которое выбирает Пепси. Мои сверстники всегда считали, что прокладка - это деталь из паронита или картона, которая уплотняет стык между крышкой и корпусом, и мы хорошо помним, чем знаменателен был раньше апрель, кроме обнажения растрескавшихся после зимы дорог, луж, и скрытых под ними выбоин и ям, в которые иногда проваливался малоопытный автолюбитель по самые… фары!!! Апрель был знаменателен тем, что в этом месяце каждый год проводился Всесоюзный Ленинский Коммунистический Субботник! Смысл субботника был банален - в этот день люди на своих рабочих местах ликвидировали бардак, накопленный за год, протирали столы, стулья, двери, окна. Но самым интересным занятием на субботнике было разбрасывание снега. Снег, который в течение всей зимы дворники или лица, заменявшие их, убирали с тротуаров на газоны, клумбы и другие места, не пригодные для движения машин и пешеходов, в этот светлый день трудящиеся долбили ломами, лопатами, и разбрасывали назад - на тротуары и дорогу. Объяснялось это тем, что, дескать, в результате этого снег растает быстрее. Для чего нужен порядок на рабочем месте, мы понимали, но вот кому и для чего было нужно ускорение таяния снега оставалось большой тайной. Никто не смел спросить об этом руководство. Да и кому нужно было искать ответы на эти никчёмные вопросы, когда гораздо приятнее было скинуться по рублю или по два, взять в "Винном погребке" легкий "Агдам" по "рубль пятьдесят две" или Портвейн "Три семерки", завершить часам к 12 раскопки снега и, уединившись компанией в каком-нибудь парке на загаженной скамейке под первыми лучами ласкового весеннего солнышка, расслабиться, вдохнуть полной грудью свежий весенний воздух, поговорить о сущностях житейской суеты.
____
____На субботник я решил поехать на машине, так как после него мне предстояло не нежиться в парке под солнышком и говорить с друзьями тосты во славу всего на свете и за здоровье и счастье всех людей, а совершенно скучно и совсем не романтично ехать по делам. Гараж, где стояла моя машина, находился в пятистах метрах от дома и я был рад этому, ибо знал, что кое-кто из моих знакомых москвичей ездит в свой гараж на электричке.
____Этот гаражный квартал возник стихийно. Не все автомобилисты, жаждавшие ездить за рулем, скопившие кто сколько мог и купившие кто что мог, могли еще позволить себе кроме этого иметь капитальный гараж на законном основании. Многие, в том числе и я, разными правдами и неправдами добывали листовой металл, уголок, электроды, сварочный аппарат и варили металлические гаражи самостоятельно. Затем гараж доставлялся на подходящем транспорте к этой небольшой грязной речушке, протекавшей через весь город, название которой не всем было известно, и там, среди зарослей колючек, кустарника и гор мусора при помощи подъемного крана его устанавливали на заранее подготовленную площадку в один ряд с другими такими же "дикими" гаражами. Болотистый грунт не выдерживал этой нагрузки, гаражи перекашивались, их двери заклинивали и отказывались открываться, а открывшись, не закрывались. Обладатели гаражей периодически вооружались домкратами, рычагами, подставками и поднимали утонувшие гаражи из грунта, подкладывали под них, кто что мог, подсыпали гравий, подкладывали бетонные плиты, но гаражи все равно постепенно уходили в грунт вместе с гравием и плитами… Вокруг этих гаражей, особенно по ночам, кружились молодые люди - некоторые попить пива, некоторые наоборот… а третьи без большого труда делали подкопы под гаражи в мягком грунте и выносили из них снятые с машин аккумуляторы, генераторы, карбюраторы и прочие элементы конструкции автомобиля. Владельцы разграбленных гаражей вздыхали, сокрушались, делились своим горем с соседями по гаражу, но никто никогда не жаловался правоохранительным органам, и скоро вы поймете почему…
____
____Что интересно, здесь же, рядом с гаражами стояли индивидуальные жилые дома, в которых жили люди. Трудно было назвать это жизнью, ибо на помойке вообще то не живут. Владельцы гаражей старались завести знакомства с местными жителями и затем поддерживать эти знакомства, с "корыстной" целью - чтобы местные жители нет-нет присматривали за их сокровищами в этих разномастных железных коробках. Был и у меня такой "друг". Звали его Витёк. Я старался помочь Витьку по технической части. Например, когда он наждачной шкуркой "доводил до ума" поршни, которые почему-то не входили в цилиндры его мотоцикла, я вооружил его штангенциркулем, чтобы он мог выполнить эту работу "на должном уровне".
____В общем, как говорится, "мыши кололись, плакали, но продолжали жрать кактус!" Жизнь в этом районе города если и не кипела, то булькала. Жильцы жили, а автомобилисты ездили на машинах.
____К гаражам я приближался в приподнятом праздничном настроении. Небо было чистым, воздух неподвижным, тепла еще не было, но чувствовалось, что очень скоро оно буквально нагрянет! Но что-то мне показалось необычным, что-то встревожило меня! Я не мог понять что случилось, но что-то в подсознании вздрогнуло и насторожилось. В какой-то момент мне показалось, что дорога, идущая к гаражам, как-то необычно чиста! "Субботник у них тут уже прошел, что ли?" - подумал я. Навесные замки моего гаража, так же как и у соседей были закрыты железными коробками, чтобы злоумышленнику было трудно "работать" с замком. Такие же трудности испытывал и я, с той лишь разницей, что у меня в руках были "родные" ключи от замков, а не отмычки.
____Вставить ключ в замок не глядя, привычным движением не получилось. Разного рода "шевеления" ключом ни к чему не привели. Ключ не лез в замок. Ложиться на землю в чистом плаще, чтобы посмотреть под коробку и понять в чем там дело, не хотелось и я, озадаченный таким исходом, решил идти на субботник пешком, а потом уже, после субботника, разбираться с замками.
____
____Субботник прошел по классическому сценарию. Точно как рабочий на заводском конвейере без эмоций, как-то отрешенно и почти не глядя, хладнокровно устанавливает железку в узел, досылает её до упора и потом так же невозмутимо затягивает крепеж - мы протерли столы, стулья и окна, раздолбили весь снег и раскидали его по тротуарам и по дороге, выслушивая из окон некоторых проезжавших мимо автомобилей тирады из грубых слов, хорошо знакомых любому автомобилисту, шахтеру, колхознику, да и вообще, просто русскому человеку. Пригревшее солнце и физический труд разгорячили меня, и с субботника я шел, расстегнув плащ. И вдруг в голову пришла мысль: "А не лед ли был в личинке замка? Откуда ему там быть? Ведь замок накрыт коробкой. Но уж очень похоже! Если так, то сейчас лед растаял, и ключ должен войти в замок".
____Мой второй приход к гаражам был более результативным. Я заметил, что дорога чиста, потому что весь мусор с неё сметен неизвестным пока для меня ветром, или потоком воды. Мусор, трава, палки, щепки - всё было прибито к забору слева от дороги. Тут же я увидел, что через все гаражи проходит "ватерлиния"! - грязномаслянистый след на уровне чуть выше метра от земли. С тревожным предчувствием достаю ключи. Так и есть, ключ легко вошел в оба замка, и я открыл дверь…
____Боже мой!!! Что это??? Как ураган разметал по гаражу все бочки, канистры, банки, коробки. Всё мокрое, машина мокрая! Что это? Что за звук? Как будто зуммер какой-то жалобно зудит. Реле! Это реле где-то!!!… Открываю капот, на поверхности 6СТ-55 Тюменского завода ровный слой жидкой грязи! Достаю инструмент - все ключи схватила ржавчина. Снимаю клемму с аккумулятора - звук зуммера исчезает.
____Какой ужас! Кошмар! Две трехлитровых банки с отработавшим маслом опрокинуты, масло везде! На стенах гаража, на верстаке, на машине, в салоне на сиденьях! "Ватерлиния" прошла через кнопку звукового сигнала на руле…
____У ворот появляется Витёк.
____- Витёк! Родной! Что случилось? Что это?
____Витёк, дом которого пострадал не меньше, чем моё хозяйство, трагичным голосом вводит меня в курс:
____- Тут… чё позавчера было! Телевизоры плавали по улице… Мы… тока успели выскочить на пригорок… и всё! Как хлынуло… так и смело всё…
____Получалось, что прозевал я это стихийное бедствие и не уберег своё движимое имущество. Но дальнейший рассказ Витька, "изучавшего" вчера этот вопрос вместе с другими пострадавшими жильцами и автовладельцами в кабинетах разных начальников, привел меня к мысли, что всё это не стихийное бедствие, а результат разгильдяйства, головотяпства, безграмотности и безответственности наших руководителей "на местах" - традиционная причина многих наших бед и несчастий!
____В результате значительного и раннего потепления началось интенсивное таяние снега на возвышенностях. Талые воды наполнили до предела естественные и искусственные водоемы. На одном из таких озер сложилась тревожная ситуация. Уровень воды достиг "самой предельной" отметки и нависла угроза переполнения озера и затопления одной из шахт. А шахта - это уголь, а уголь - это деньги, это прибыль, это зарплата, это, в конце концов, благополучное и комфортное пребывание на посту для многих руководителей. Руководители - тоже люди и нервы у них не железные. И вот, один из них отдает приказ - взорвать дамбу и спустить воду на поселок в пойме реки с мало кому известным названием!

____***
____Из картера двигателя я слил почти ведро воды, потом пошло масло. Из коробки вылилось около трех литров воды, потом пошло масло. В первую очередь я унес домой стартер и аккумулятор для промывки, сушки и реанимации. Что может понимать двухлетний ребенок? Понял! Всё понял мой золотой! Выслушав мой рассказ о том, что случилось, обнял меня за ноги и заплакал.
____Месяц понадобился мне, чтобы разобрать всё, промыть, просушить и поставить на место, выстирать и просушить сиденья, обшивку и ковры. Через месяц я опять поехал!!!
____
____Ну и что? Вы полагаете, что на этом всё закончилось? Ошибаетесь! Наши руководители, дав маху и запятнав себя спуском воды на поселок, решили доказать всем, что мыслительная деятельность им вовсе не чужда, и они могут не только "утрясти" все последствия затопления, но и… (держитесь за стул) извлечь прибыль из трагедии! Как? А очень просто! Упреждая судебные иски от автовладельцев, направили в "дикие гаражи" участкового милиционера с пачкой бланков, который начал штрафовать всех подряд за установку гаража в неположенном месте. А не хочешь штраф платить, поинтересуемся документиками на гараж! Где взял? Быть оштрафованным посчастливилось и мне. Теперь вам понятно, почему мы не жаловались правоохранительным органам на факты воровства в гаражах?
____
____Это гадкое слово НЕ ПОЛОЖЕНО. Сколько мерзких ассоциаций вызывает оно в сознании простого русского человека. А что тогда ПОЛОЖЕНО? Что? Раз ЭТО не положено, дайте альтернативу! Но не фантастическую или белыми нитками пришитую, а реальную, доступную. Ведь если человеку НАДО жить по человечески, то он всё равно БУДЕТ стремиться к этому, а вы своим НЕ ПОЛОЖЕНО, не предлагая ему альтернативы, ставите его в безвыходное положение и толкаете на преступный путь!
____А мы снег долбим на субботнике, чтобы он быстрее таял, не думая о том, куда потом потечет эта вода. Мы выбираем себе руководителей, они нас топят и берут с нас деньги за то, что мы страдаем.
____Господи… видишь ли ты нас… детей твоих неразумных… или уже махнул рукой и забыл?…
-----------------------------------

© Goliaf, 2001 г.