Скользкие пальцы закона

Оксана Аншукова
«До чего же дичь пошла бестолковая! Я полдня за ней бегал, чтобы сфотографировать». – «Это еще мало,  теперь ты еще за ним полдня бегать будешь». – «Это почему же?»  – «А чтобы фотографию отдать».

«Каникулы в Простоквашино»


Говорят, что все тайное становится явным. Говорят, сложно обойти закон. Наверное, если стараться, оно и сложно, а вот если следовать персту его изо всех сил, закон нет-нет, да и скроется за поворотом. Он как ящерица: хвать его за хвост, только хвост в руке остался, а закон, сверкнув спинкой, уже исчез между камнями.

Наверное, эта фантастическая история – награда мне за все те шпаргалки, которые предательски выскальзывали на экзаменах; за невыученный билет, который попадался два года подряд; за весенний день, когда учительница вычислила, что я вместо школы отсиживаюсь у захворавшей подруги...

Есть такие люди (вы их, конечно, знаете), путешествуют они на электричке из пункта А в пункт Б и не хотят платить за проезд. Когда пролетает слух, что к вагону приближается бригада контролеров, они подрываются и бегут в уже «проверенный» вагон, оставляя за собой на насиженных местах мелкие личные вещи – куртки, пакеты, газеты. Говорят, что один такой «заяц» как-то застолбил сиденье собственной собакой, другом человека. Знала бы она, во что ее ценит хозяин... Что до меня, то я бы тоже, конечно, предпочла за проезд не платить, но почему-то каждый раз исправно покупаю билет в кассе или, в крайнем случае, у контролера. Планировала я так поступить и в этот раз, но не тут-то было... Ну что, косоглазые оборотни, развешивайте ваши ушки, слушайте и завидуйте!

Когда решено было покинуть дачу друзей, к поселку уже подкрался вечер и закрыл кассу платформы «73 километр» по казанскому направлению. Лелея мысли о приобретении билета в дороге, я вместе с редкими попутчиками загрузилась в подоспевшую электричку. Именно в тот вагон, где как раз шла проверка билетов – вот удача! Правда, бригада контролеров уже начала отдаляться, и я решила настигнуть их в следующем вагоне. Тем временем поезд добрался до очередной остановки, и завертелся круговорот беглых людей. Снова тронулись в путь. Я оказалась в тамбуре. Бригада контролеров на моих глазах проверила билеты у молодой парочки и отважно нырнула в гущу пассажиров. Захлопнувшиеся двери намертво перегородил охранник, который «всех впускать, никого не выпускать».

Я в нерешительности зависла у стекла и стала наблюдать за процессом проверки через щель в подмышке надзирателя. Вижу, недалеко от входа молодая сотрудница РЖД обилечивает дачников. Начинаю делать ей знаки руками, она поднимает глаза, улыбается, мол, вам чего? Жестикулирую: «Мне бы билетик до Москвы купить». Сочувственно кивает, вроде как «сейчас», отворачивается и движется дальше.

Ну, все, думаю, надо с этим что-то делать! Открываю дверь, протискиваюсь сквозь охранника и начинаю сближение с бригадой контролеров, которые снова, подобно той морковке, уплывают из-под осликова носа. Параллельно, конечно, высматривая себе свободное местечко на лавках, чтобы завершить путешествие не только законно, но и комфортно.

Пустые места, как мы помним, охраняют пакеты, журналы, бутылки с водой. Продвигаясь по вагону, застенчиво интересуюсь:
- Занято?
- Занято! – бросается вперед активная бабушка. Есть такие бабушки – явно не в курсе, чье место сейчас отстаивает, зато при деле.
- У вас занято?
- Занято здесь!
- У вас занято?
- Занято!
- Да вы что спрашиваете-то! – вмешивается дородная контролерша. – Ишь, моду взяли! Мало того, что платить не хотят, еще и мест поназанимали! Видите, что место свободное – берите и садитесь. Вот сюда, например. Тоже мне!

Под большим впечатлением, слегка оторопев, усаживаюсь у окна. Оглядываюсь – в чьем лагере я оказалась? Воображение рисует мрачные картины, как возвращается на следующей станции некий неприятный тип, устраивает сцену или, того хуже, затаивает злобу и решает разобраться со мной в ночи, в полупустой электричке... Отгоняя подальше смурные думы, горделиво достаю кошелек, выуживаю из него 150 рублей и начинаю махать ими в сторону сердобольной кондукторши, но не тут-то было... Бригада уже на выходе из вагона! Но не терять же с таким, пусть и невидимым, боем добытое местечко! Слова мои тонут в шуме лязгающих дверей, и вот мчу я «зайцем» на чужом сиденье, а под попой перекатывается чья-то бутылка газировки, напоминая о полном моем беззаконии.

***

Больше контролеров в этом поезде не было. Неприятный тип так и не появился, а бутылка оказалась собственностью моей соседки. Философская очередь у автоматической кассы «на выход» украла полчаса времени и сравняла бегунов с законопослушными. Заплатила? Все-таки заплатила. Меньше, чем следовало, но чуть больше, чем остальные. Из благодарности.

13.07.2015