Импортозамещение внутренний туризм в России стал д

Надежда Семеновская
Ломидзе Майя Арчиловна
Майя Ломидзе - исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР). Ранее (до 2008 года) работала исполнительным директором газеты "Туринфо".
Род занятий: туризм

ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ В РОССИИ СТАЛ ДОСТУПНЕЕ ПОЕЗДОК  ЗА ГРАНИЦУ

Все двадцать четыре года после падению железного занавеса российский туризм активно развивался:  туроператоры осваивали новые направления выездного туризма, разработали предложения на любой вкус и кошелек. Граждане России получили возможность побывать на любом континенте, в самых экзотических странах. Казалось, что туристическим компаниям и их клиентам ничто не угрожает. И вдруг – украинский Майдан 2013/2014 года, колоссальное дипломатическое давление США и Запада, которому подвергается Россия, экономические санкции, падение рубля…

Все это привело к очень глубокому, системному кризису в сфере туризма. Резкое снижение продаж путевок за рубеж началось уже в апреле 2014 года. «Просели» даже вполне доступные по цене и популярные у широких слоев населения безвизовые направления: Турция, Египет, Таиланд, Куба, Доминикана, Объединенные Арабские Эмираты. Разорились несколько крупных, богатый и известных туристических фирм: «Нева», «Нева-Тревел», «Лабиринт Тревел», «Солвекс Тревел». Конечно же, практически ушли с рынка компании второго эшелона – слабые и небогатые операторы. Ведь спрос на зарубежный отдых сократился наполовину.

Уже первое банкротство «Невы», которое последовало год назад, 16 июля 2014 года, вызвало и в профессиональном сообществе туроператоров, и в прессе настоящую истерику. А история с клиентами компании «Лабиринт», которых пришлось вывозить из чужой страны с помощью «Турпомощи» - специального негосударственного фонда, призванного оказывать поддержку как игрокам туристического рынка, так и их клиентов, в случае непредвиденных обстоятельств. Напомню, что существует «Турпомощь» исключительно на средства туристических компаний, государству не пришлось потратить на эвакуацию неудачливых гостей зарубежных курортов ни копейки бюджетных средств.
Разумеется, подобные истории испорченного отпуска, которые широко освещались в прессе, уж никак не способствовало росту клиентов у туроператоров. Люди испытали справедливое недоверие к туристическим фирмам.

Сегодня, спустя год, должна с удовольствием отметить, что все туристический бизнес в России не только не перестал существовать, но и продолжает развиваться в новых экономических и политических реалиях. Более того, качество услуг в сфере туризма стало выше.

Устояли и сохранили доверие клиентов не самые богатые и известные туроператоры, а самые профессиональные. И самые порядочные.
Туристический бизнес – один из самых рискованных в сфере услуг. Это связано со спецификой профессии, где не только клиент всего платит вперед, но и оператор закупает оптом, за шесть – восемь месяцев до начала высокого сезона на том или ином направлении, услуги переводчиков, экскурсоводов, бронирует номера в гостиницах.

Например, некий туроператор может заранее выкупить у деловых партнеров сто пятьдесят номеров в отеле в Египте, одноместных и двухместных, со скидкой 35%. Предполагается, что за три месяца повышенного спроса (август – октябрь) туры на Красное море будут проданы. Но никто не может строить более или менее обоснованные прогнозы более, чем на три месяца. Туроператоры зависят даже от погоды. Поэтому принято вносить аванс в размере 70 – 80% стоимости, а полностью рассчитываться с управляющим гостиницы после подведения итогов сезона.

Такая схема работы выгодна, она в целом устраивает и управляющих гостиниц, и операторов. Но тут есть риск, что конкурент может выкупить не сто пятьдесят, а пятьсот номеров в отеле такого же класса, добиться большей скидки, и, следовательно, предложить клиентам более выгодные условия. В таком случае, направление у этого оператора рискует «прогореть», а несколько таких ошибок приведут фирму к разорению.

Случается и так, что какой-то не слишком опытный оператор, чье направление пользуется повышенным спросом, исчерпывает лимит забронированных номеров в отеле еще в середине сезона. В таком случае, может произойти конфуз: клиенты уже на месте, в чужой стране, внезапно узнают, что их номера не оплачены.
Поэтому у туроператора возникает соблазн расширять и расширять количество путевок на перспективном направлении, работая только за счет постоянного увеличения потока клиентов. Это и стало основной причиной банкротства компании «Лабиринт-Тревел». Незадолго до 16 августа компания сменила собственника, и новый хозяин требовал от сотрудников постоянно, любой ценой привлекать новых и новых клиентов. Диверсифицированную продукцию компания создавать практически перестала. В итоге, в ситуации даже не слишком большого роста спроса на услуги туроператоров у «Лабиринта» не оказалось никакой «подушки безопасности».

В этой ситуации я хотела бы выразить особую благодарность нашим болгарским коллегам, которые, несмотря на отсутствие оплаченных заранее номеров, приняли и разместили абсолютно всех российских туристов. Несмотря на разногласия между нашими государствами, болгары поступили с русскими очень человечно.
Наученные горьким опытом, теперь туристические компании стали куда серьезнее относиться к возможным рискам, разрабатывая грамотные полетные программы. Кроме этого, в результате сильнейшего кризиса  и падения стоимости рубля по отношению к доллару туристический бизнес серьезно оздоровился: теперь путевка внутри страны обходится дешевле, чем тур эконом-класса за границу. А ведь до 2014 года дело обстояло как раз наоборот.

Запрет чиновникам и сотрудникам силовых структур выезжать за границу также изменил ситуацию на рынке. Туроператоры теряли постоянных, проверенных клиентов. Несколько миллионов семей теперь выбирают курорт в России – это увеличило спрос на внутренние направления на 25%.

К счастью, опасения скептиков не подтвердились: не пустуют новые гостиницы в Сочи. Более того, в 2015 году вышли на внутренний рынок такие крупные и уважаемые туристические фирмы, как «Пегас» и «Библио-Глобус». Не менее авторитетная компания «Корал-Тревел» стала разрабатывать внутренние направления еще в 2013 году, но в текущем году она вдвое увеличила свое присутствие.

Не так давно «Интурист» запустил чартерные рейсы в Крым. Уже можно сказать, что туристический сезон на полуострове состоялся. Пользуется популярностью Краснодарский край. А по окончании бархатного сезона все более популярны экскурсии и путевки в дома отдыха на Золотом Кольце России, Казань. Северо-Западное направление славится своими речными круизами.

Активно развивается также детский и семейный туризм: оздоровительные лагеря (бывшие пионерские) и базы семейного отдыха. Пионерские лагеря и ведомственные турбазы практически исчезли в бедные девяностые годы – предприятиям было не на что их содержать. Но они возродились благодаря колоссальному запросу снизу, который был поддержан на самом высоком правительственном уровне, заместителем председателя Правительства Российской Федерации Ольгой Голодец. Путевку в детский лагерь можно получить в школе, в управе района по месту жительства, а можно выбрать и купить у туроператора. В последние годы туристические компании охотно создают собственные детские оздоровительные лагеря и семейные клубы, где может отдыхать все семья, но для детей предусмотрены особые программы.

И все же не стоит переживать, что россияне вновь станут невыездными. Зарубежные направления продолжают существовать. Причем в сфере VIP-туризма богатые клиенты стали реже выезжать на любимые зарубежные курорты, но не снизили требования к качеству услуг. Изоляция от мира русским не угрожает, но и дома отдыхать все выгоднее и лучше.

Беседовала Надежда Семеновская