Достоевский. Село Степанчиково

Антон Шишкодремов
Когда-то это произведение я бросил по причине реально раздражающего персонажа, хотя сам персонаж на сцене еще и не появился. Ожидания оправдались и Фома Опискин оказался именно тем, чем и предполагалось. Федор Михайлович еще раз показал себя во всей красе. Описание дядюшки Егора Ильича Ростанева настолько совпадает с моим видением образа Достоевского, что лучше и не скажешь.

    "Это был один из тех благороднейших и целомудренных сердцем людей, которые даже стыдятся предположить в другом человеке дурное, торопливо наряжают своих ближних во все добродетели, радуются чужому успеху, живут, таким образом, постоянно в идеальном мире, а при неудачах прежде всех обвиняют самих себя. Жертвовать собою интересам других – их призвание. Иной бы назвал его и малодушным, и бесхарактерным, и слабым. Конечно, он был слаб и даже уж слишком мягок характером, но не от недостатка твердости, а из боязни оскорбить, поступить жестоко, из излишнего уважения к другим и к человеку вообще. Впрочем, бесхарактерен и малодушен он был единственно, когда дело шло о его собственных выгодах, которыми он пренебрегал в высочайшей степени, за что всю жизнь подвергался насмешкам, и даже нередко от тех, для которых жертвовал этими выгодами."


Великий психолог Федор Михайлович на этот раз обратился к образу клоуна, позера и лгуна Фомы Фомича Опискина.В нашей жизни существует много всего такого, что есть и будет сугубо для развлечения. Из живых существ это кошки, девушки и Фома Опискин. Его поведение настолько напоминает поведение любимой женщины, что начинаешь подозревать всех, кто за ним бегает, в гомосексуальных наклонностях. Но здесь не тот случай. Опискину достался дядюшка.

Встреча садиста и мазохиста всегда бывает закономерной и Фоме определенно повезло. Нарвись он в виде помещика на меня, то позавидовал бы крепостным. Но Достоевский и здесь своим всепоглощающим человеколюбием смог облагодетельствовать реального урода. Осуществлено это, как обычно, сложным и витиеватым путем, через Магадан в Санкт-Петербург, но это также отличительная особенность терзаний творчества автора. Дядюшка не в состоянии своими руками сделать что-то реальное, поэтому ему (как и самому Достоевскому, которому жены распродавали тиражи его книг вручную) крайне необходима нянька. Но в данном повествовании для него Варвары Степановны не нашлось. Маловнятный племянник, от лица которого идет повествование, скорее наделен некоторыми чертами самого дядюшки, хотя видит мир в более реалистичных красках, но это всего лишь несколько другая форма типажа Федора Михайловича. Очевиден тот факт, что дядюшку следует направлять, а совсем не вести с ним воспитательные беседы.

Многогранные и разнообразные типажи обитателей села Степанчиково поражают тем, что уместились на двухстах страницах, колоритны, потешны и радуют глаз. Видоплясову с его воплями, который никак не мог подобрать себе фамилию, не рифмующуюся с явными ругательствами, следовало дать очень ругательную фамилию, чтобы на ее фоне любая рифма выглядела блекло. Эдуард Успенский списал этот момент у Достоевского для своего кота Матроскина. Впрочем, русская сказка "Рифмы" повествует о чем-то похожем еще раньше.

Воображаемое литературное прошлое Опискина дает повод поглумиться над литераторами в принципе. "Непризнанная литература способна погубить и не одного Фому Фомича", "грязное невежество Фомы, конечно, не могло служить помехой его литературной карьере". Уморительны образы Бахчеева, постоянно брюзжащего толстяка, крестьян, изучающих французский язык, даже Татьяны Ивановны, за которой толпами носятся женихи, придумывая самые различные способы ее захомутания.

Резюмируют произведение слова дядюшки "я, конечно, не философ, но я думаю, что во всяком человеке гораздо более добра, чем снаружи кажется". Здесь я бы уточнил, хотя тоже не философ, что во всяком человеке гораздо более дерьма, чем его видно первоначально.