Личные воспоминания о 60-х. Часть вторая

Юрий Урм
В те годы инспекторы ГАИ измеряли скорость движения автотранспорта секундомерами, за нарушения правил движения пробивали талоны.

Светофорами вручную управляли милиционеры, сидевшие в специальных будках, возвышавшихся над дорогой.

На рубеже 50х и 60х годов неожиданно для всех вышло вполне революционное постановление о том, что теперь пьянство за рулем вместо облегчающего вину обстоятельства становится усугубляющим обстоятельством. Эта новость тогда всерьез озадачила многих водителей…

                Связь, телефонизация, быт.

В очереди на получение домашнего телефона люди стояли по-много лет, но долгое ожидание все равно не гарантировало получения телефона. Обычным делом было пойти к соседям, владевшим заветными телефонами и попросить разрешения позвонить. Хозяева  платили за телефоны ежемесячную фиксированную плату.

Для звонка в другой город люди пользовались станциями междугородных переговоров, такая станция в народе называлась «Междугородкой».

Срочные сообщения между людьми передавались телеграммами молния и фототелеграммами. Предприятия пользовались телексами. Особенностью того времени была возможность отсылать письма до востребования, чем с удовольствием пользовались тайные любовники.

В большинстве квартир можно было увидеть стандартные украшения из керамики: набор рюмок –рыбки вокруг графина, 12 слоников и прочие. В каждой квартире должна была быть витрина с хрусталем, называемая «Горкой», на стенах располагались ковры с восточными орнаментами, как правило красного цвета, на полах такие же ковры, но с другими рисунками, на столах скатерти с третьим рисунком. На телевизорах располагались салфетки с узорами, на них ставились статуэтки и вазочки с цветами.
При поливке этих цветов вода, пролитая мимо вазы, зачастую становилась причиной короткого замыкания в телевизорах.

Из-за отсутствия в свободной продаже туалетной бумаги в туалетах на гвозде вешались листы нарезанной газетной бумаги. Для абсорбции неприятных запахов многие жгли в туалетах все ту же газетную бумагу.

В критические дни женщины пользовались ватой, если конечно им повезло ее заблаговременно приобрести…

В отсутствии холодильников, продукты вывешивались в авоськах за окна. Сливочное масло хранилось в стеклянных и керамических масленках с подсоленной водой.

Мясные, колбасные, рыбные и прочие скоропортящиеся продукты покупались в небольших количествах, чтобы их не хранить длительное время, а съесть сразу.

Белье стирали вручную на деревянных стиральных досках, со вставкой из оцинкованной жести, имевшей волнообразную поверхность, пользуясь растворенным в воде брикетом хозяйственного мыла. Про памперсы тогда никто и ничего не слышал, детские пеленки  стирали вручную. Постиранное белье отжимали тоже вручную и сушили, развешивая его  на веревках во дворах или чердаках домов. Откуда их легко могли своровать.

Из лекарств помню стрептоцид, которым пользовались почти от всех видов простуд, хлористый кальций от диатеза, (ныне аллергии), густой настой из шиповника для компенсации нехватки витаминов. От всех проблем с кожными покровами пользовались «зеленкой» и иодом.

Хорошо помню свое первое посещение зубного врача. Он сидел на своем кресле и ногой периодически надавливал на педаль механизма, передававшего неравномерное вращение на зубной бур…

Все школьники были обязаны ходить в школу в единой форме с одинаковыми прическами..


После отпусков люди делясь новостями с гордостью и удовлетворением говорили: «Съездил на курорт и поправился аж на 5 килограммов». Таковы были приоритеты…

Именно в начале 60-х мне довелось побывать в Киевском «Гидропарке» на сеансе стереокино. Там зрителям, как и сейчас в 3Dкинотеатрах, тоже выдавали специальные очки. При особо эффектных кадрах люди в зале начинали одобрительно смеяться...


                О культуре, музыке, искусстве.

Художественные фильмы снимались и клались на полку, пьесы и романы писались в стол, картины c выставки современного искусства пошли под бульдозер, магнитофонные записи откровенных и честных песен размагничивались, концерты нелояльных артистов отменялись и запрещались по любым, надуманным поводам. При этом все, включая и тех, кто рьяно боролся с такими артистами, втихаря с кайфом слушали их стихи и песни у себя дома, в узком кругу друзей, а вечерами под одеялом еще и читали самиздатовскую литературу.

Интересно, что про подобное явление двоемыслия было описано уже в 1949 году Оруэллом в его бестселлере под названием «1984».

Под жесточайший прессинг власти попадали лучшие представители творческой интеллигенции: –Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий, Иосиф Бродский, Василий Аксенов, Белла Ахмадулина, Давид Самойлов, Анатолий Рыбаков и многие, многие другие…

Однако, вопреки безраздельно властвовавшему в стране самодурству, низкопоклонству, подхалимству, беспробудной глупости и всевластия цензуры, на свет «как шило из мешка», «Как черт из табакерки» в литературе и искусстве регулярно появлялись шедевр за шедевром. В науке совершались открытия и прорывы.

Запомнились замечательные серьезные и комедийные фильмы: 9 дней одного года, Коммунист, Коллеги, Я шагаю по Москве, Бриллиантовая рука, Приключения Шурика, Самогонщики, Операция "Ы", Гамлет, Люди и звери, Обыкновенный фашизм, Председатель, Три тополя на Плющихе.

Многие книги запрещенных авторов таких, как Александр Солженицын, Михаил Булгаков, и другие- выпускались самиздатом, с большим риском попасть в лапы вездесущего КГБ, и передавались из рук в руки…

Государство жестоко и неадекватно распоряжалось лучшими представителями своей культуры.

Каждый, из «всенародно любимых вождей» успел отметиться массово пролитой кровью своих людей. В 60-е годы после трагических, кровавых событий в Новочеркасске, власти успешно экспериментировали с содержанием инакомыслящих в психушках и запретами на профессию…

При посещении выставки современного искусства Хрущев негодовал и высказывался в адрес участников не стесняясь в выражениях. И лишь один скульптор, Эрнест Неизвестный позволил себе сказать: "Кто вам сказал, что вы разбираетесь в искусстве? Вы ставите себя в смешное положение, вы в этом ничего не понимаете, вас обманывают и подставляют. Вас окружают враги, которые хотят сделать вас смешным".

Что касается культуры и искусства, интересен тот факт, что через много лет, уже после выхода на пенсию, бывший председатель правительства Никита Хрущев, все же посчитал необходимым извиниться перед деятелями культуры за его некомпетентные и неадекватные оценки шедевров искусства, литературы и музыки.

Кстати в дальнейшем, из всех руководителей только один, Борис Ельцин также попросил прощения за свои ошибки.

               
                Фестиваль «Джаз 67» в Таллинне.

В мае 1967 года в Таллинне прошел международный фестиваль джазовой музыки, что в те годы было событием экстраординарным и почти невероятным.

В последние дни перед фестивалем среди эстонских музыкантов пронесся слух о сенсационной возможности участия в Таллиннском фестивале известного американского джазового саксофониста Чарльза Ллойда вместе с его партнерами. Их выступлению суждено было стать главным событием фестиваля, хотя уверенности в том, что оно состоится, до последнего момента не было ни у кого.

Когда я уже описал эти невероятные события, точная информация о всем, что сопровождало организацию и проведение фестиваля пришла от непосредственных организаторов этого фантастического мероприятия.

По телевидению показали повтор передачи 2005 года, которую я тогда не видел. В передаче давали интервью: инициатор мероприятия, Генрих Шульц, бывший в то время руководителем отдела культуры города Таллинна , а также самый авторитетный джазовый критик и композитор Эстонии, Вальтер Оякяэр. Они подробно рассказали о том, как все ими задуманное стало возможным, и что на самом деле сопровождало процесс организации фестиваля...


Генрих уже имел опыт успешной организации такого фестиваля в 1966 году, но в этот раз планировалось нечто гораздо более грандиозное. Будучи инициатором и организатором нового фестиваля, он провел опрос среди знатоков джаза: кого по их мнению из топовых джазменов США стоило бы пригласить на фестиваль, в качестве "изюминки" мероприятия, и все в один голос посоветовали ему позвать именно Чарльза Ллойда.

Генрих, на свой страх и риск принял единоличное решение послать в США приглашение. Это приглашение он напечатал на официальном бланке со всеми печатями и подписями. Переговоры начались и когда пошел разговор об оплате, он откровенно сообщил Джорджу Авакяну, менеджеру Чарльза, что может гарантировать оплату дороги в обе стороны, и к сожалению больше ничего.

У Джорджа, несмотря на отсутствие в приглашении  какой- либо материальной мотивации, тут же возникла бизнес-идея: поехать, в Таллинн, записать там концертный альбом и позднее постараться создать ажиотаж с беспрецедентным выступлением американских музыкантов за "железным занавесом". Это в последствии и стало той самой фишкой, которая значительно повлияла на всю дальнейшую карьеру великих музыкантов...

Спустя месяц джазмены приехали в весенний Таллинн, не зная будет ли получено разрешение на их выступление. Последний день фестиваля выпал на воскресенье, при этом в субботу разрешения все еще получено не было. Любители джаза откуда-то узнали, что Чарльз играет в Отеле "Таллинн" в баскетбол,  ожидая решения эстонского начальства.

Некоторые таллинские музыканты не поленились и нашли его там. Он действительно, как ни в чем не бывало, играл в баскетбол.

Именно в это время судьбой разрешения на их выступления занимались эстонские власти всех уровней. Чиновники знали, что на фестиваль приехали около 200 журналистов со всего мира, среди которых был и популярный ведущий джазовых программ  радиостанции "Голос Америки", Уиллис Коновер. И этот факт игнорировать было просто невозможно, нельзя было дать повод идеологическим врагам негативно описать свободную жизнь в СССР.

Кстати, после закрытия фестиваля Уиллис  целую передачу посвятил Таллинскому фестивалю. Вскоре и в популярном американском журнале Даун Бит появилась статья, в центре внимания которой неожиданно оказался до того мало, кому известный в США, город Таллинн...

После множества самых нелицеприятных высказываний в адрес организаторов фестиваля со стороны больших чиновников, под давлением всех сложившихся обстоятельств, положительное решение все же было принято. При этом большие начальники потребовали, чтобы "проклятые американцы" сыграли никак не более 20 минут. Сразу после их выступления планировалось начать трансляцию выступлений прочих музыкантов на Москву.

Однако Джордж Авакян негласно потребовал от музыкантов, чтобы они продержались на сцене не менее 40 минут, несмотря ни на какую, возможно даже очень негативную предполагаемую реакцию публики. Это было необходимо для записи полноценной пластинки. В реальности же публика встретила музыкантов с восторгом и никак не хотела их отпускать со сцены, непрерывно оглушительно аплодируя, требовала от музыкантов сыграть еще  на Бис......

Фестиваль проходил в недавно отстроенном спорт холле Калев. За долго до начала выступлений музыкантов огромные очереди любителей джаза выстраивались в билетной кассе. Неожиданно для организаторов фестиваля,  интерес широких  масс к фестивалю оказался выше самых оптимистических прогнозов.

Через 30 лет снова приехав В Таллинн на известный теперь во всем мире Таллиннский фестиваль «Джаз Кар», Чарльз с улыбкой вспоминал, что им тогда пришлось оформить поездку, как визит по линии общества дружбы СССР-США, при этом в документах они ничего не указали о намерении музыкантов выступить на фестивале. Джазмены просто купили билеты и прилетели в Таллинн, не забыв взять с собой и музыкальные инструменты.

 Игра заокеанских джазменов была выше всяких похвал. Публика с величайшим вниманием и удовольствием слушала виртуозные импровизации Чарльза Ллойда и его партнеров. Все трое его партнеров: пианист Кит Джаррет, басист Рон МакКлюр, а также барабанщик и композитор, Джек ДеЖанетт, как и сам Чарльз Ллойд, в наши дни являются одними из ярчайших звезд мирового джаза.

Через некоторое время Джордж переслал 12 пластинок с записью выступления квартета Чарльза Ллойда Вальтеру Оякяэру и тот раздал их всем организаторам фестиваля.

Спустя 48 лет мне посчастливилось получить копию программки фестиваля В этом документе их выступление по понятным причинам не упоминалось...

Очень хорошо отыграли все участники фестиваля, но выступление квартета из США все же стало его кульминацией...

Интересно, что куратором фестиваля был назначен будущий главный идеолог коммунистической партии Эстонии, Рейн Ристлаан.

В кратком комментарии к программке фестиваля он написал, что этот фестиваль джазовой музыки посвящен 50 летию Советской власти. Этот его замечательный словесный пассаж стал характерным проявлением двоемыслия партийных чиновников. Кстати после всех этих событий досталось и Рейну и Ристлаану и Генриху Шульцу, которого по решению политбюро ЦК КПЭ, просто уволили.

Сам он вспоминая об этих днях смеясь говорит, что хорошо еще, что не посадили.

Ведь джаз, как свободное искусство был признан практически враждебным явлением для Советской власти, элементом чуждой нам культуры.

Люди моего поколения хорошо помнят фразу:
Сегодня он играет джаз
А завтра Родину продаст

Во время выступления американских мастеров джаза Рейн потребовал от технических работников срочно выключить на сцене электричество из за якобы слишком большой громкости их звучания…
Таллин стал называться джазовой столицей СССР.

Позднее Вальтер Оякяэр был в Москве и и беседуя с заместителем министра культуры СССР потупив взгляд спросил:" Скажите,  фестиваль джаза в Таллинне запрещен?" На что собеседник ответил:"Нет не запрещен. Но у Вас же так хорошо зарекомендовали себя певческие праздники и хоровое искусство, зачем Вам этот джаз?".  При советской власти больше джазовые фестивали в Таллинне не проводились ни разу...

Кстати, на этом же фестивале в составе трио Тыну Найссоо довелось сыграть на контрабасе и Александру (Ваас) Самохвалову, с которым спустя много лет мы вместе поработали в ресторанном оркестре.

Интересно, что его основным инструментом был рояль, но когда заболел наш бас гитарист, ему пришлось полностью заменить его. Левой рукой он стал играть на органе партию баса, а правой в это же время виртуозно играл на рояле. Когда посетители спрашивали нас: а кто же это играет на басе, мы лишь отшучивались, что басист-лилипут сидит в большом барабане и его поэтому не видно.

Александр полностью и детально изучил школу игры Оскара Питерсона, закрывшись в комнате с роялем, где он сутками прорабатывал так называемую «пальцовку» одного из лучших джазовых пианистов всех времен и народов. В результате чего для Александра исчезла разница в каких тональностях играть.

Я никогда не слышал от Александра, что выбранная мною тональность для него была бы неудобна, кроме того он никогда не ошибался ни в нотах, ни в аккордах. Природа щедро наградила его тонким музыкальным слухом и чувством гармонии, а многолетние занятия на рояле сделали его одним из лучших пианистов Эстонии за все времена.

Второй участник фестиваля, с которым я был знаком лично, был контрабасист, Юрий Плизник. Он вместе  с гитаристом, Тийтом Палусом   сыграл в составе трио пианиста, Райво Таммика.

В дальнейшем Юрий Плизник прославился как большой специалист по парусному спорту. Он даже являлся одним из двух изобретателей парусной парусной Моно-Лыжи. Стоит заметить, что такая резкая смена деятельности среди музыкантов - вовсе не редкость.

Олимпийский центр парусного спорта находится неподалеку от нашего ресторана, и Юрий частенько заходил к нам. Во время перерывов в работе оркестра, он самовольно садился музицировать за рояль, и пока мы не появлялись на сцене снова, от рояля  его было  не оторвать.

Среди прочих эстонских музыкантов сыграл на контрабасе и сын Георга Отса, Юло Отс.

                Продолжение следует