1. Прафинно-угры
Для определения области обитания прафинно-угорских племен, выделившихся в V тыс. до Р.Х. после распада уральской общности (http://www.proza.ru/2013/11/05/391), прибегают к методам лингвистической палеонтологии. Большинство исследователей соглашаются, что прафинно-угры проживали на Среднем Урале, в Среднем и Южном Зауралье, в юго-западном секторе Западной Сибири, а так же, возможно, к западу от Уральских гор — в бассейнах Камы, верхней Вычегды и верхней Печоры. Единство это сохранялось до конца III тыс. до Р.Х., после чего прафинно-угорский праязык разделился на прафинский и праугорский.
2. Угорские народы
Ныне существующие венгерский, мансийский и хантыйский языки восходят к единому угорскому праязыку. Период праугорского единства был для Западной Сибири, во-первых, временем максимального расцвета лесов (западносибирской тайги со значительным участием позднее исчезнувших в Сибири широколиственных пород на юге), а во-вторых — временем повышенной увлажнённости, на которое приходится максимум торфообразования западносибирских болот.
Носители угорского праязыка, судя по реконструируемой праугорской лексике, были знакомы с коневодством и разведением крупного рогатого скота, а так же с металлургией. Эти выводы полностью подтверждаются данными археологии. Однако, в конце II и на рубеже II—I тыс. до Р.Х. происходит существенное увлажнение климата, приведшее, в частности, к затоплению пойменных земель, вызвавшему кризис хозяйства южнотаёжных и лесостепных групп, и одновременный рост травостоя в степях. Южные праугры в культурно-хозяйственном отношении были к этому времени готовы к жизни степных скотоводов. Археологическим аналогом выделения из праугров степной группировки является, видимо, сложение в VI веке до Р.Х. Саргатской (Саргатско-гороховской) археологической общности, распространившейся от Барабинской низменности до предгорий Урала. Её создатели были степными коневодами с заметной тенденцией к кочевому образу жизни. В них видят протовенгров.
Судьбы другой части праугров, вероятно — той, что обитала севернее, сложились иначе. Преодолеть возникший экологический кризис путём ухода в степь они не смогли и вынуждены были приспособить своё комплексное хозяйство к таёжным условиям, что, естественно, было сопряжено с сокращением в нём доли скотоводства.
Таким образом, с первой половины I тыс. до Р.Х. в южно и среднетаёжной зоне Зауралья и Западной Сибири (в низовьях Тобола, Иртыша, в бассейнах Туры, Тавды, Демьянки) происходило смешение части праугров и аборигенов западносибирской тайги (скорее всего, уральцев по языку). В это время были заложены основы собственно обско-угорской этнической истории. Юго-запад лесной зоны Западной Сибири, Южное и Среднее Зауралье (от Демьянки и Нижнего Иртыша на востоке до Среднего Урала на западе) стали «прародиной» обских угров. Здесь они вновь сделались народом охотников и собирателей. Постепенно обские угры начисто забыли культуру коневодства, хотя образ лошади до сих пор сохраняет в их мировидении культовое значение. Разделение обских угров на хантов и манси произошло между 1250 и 1000 г. до Р.Х.
3. Венгры
Считается, что около 2000 г. до Р.Х. предки венгров спустились по рекам Ишим и Тобол в степную зону Западной Сибири. На новых землях они начали контактировать с более развитыми в культурном отношении народами иранского происхождения. Теперь уже не только охота, но так же скотоводство и земледелие стали источниками их существования (венгерские слова, означающие «корова», «молоко», «войлок», «телега» имеют несомненно иранские корни). Угры также узнали медь, а около 1500 г. до Р.Х. — и бронзу. Они жили кланами в маленьких поселениях, где каждый дом, по-видимому, служил общим жилищем для одной большой патриархальной семьи, куда все сыновья приводили своих жен. По данным раскопок захоронений, в тот период все более важную роль в их жизни, хозяйстве и даже религиозных представлениях начинает играть лошадь. Она становится не только знаком, определяющим статус хозяина, но и едва ли не священным животным. В могиле богатого угра обязательно хоронили его любимого коня. В бедные могилы родственники укладывали голову, шкуру или же сбрую лошади, съеденной на поминках.
О дальнейшей судьбе венгров нет никаких данных. По-видимому, не позднее V века они переселяются из Прииртышья и Приобья в Южное Приуралье. В бассейне реки Белой с венграми предположительно связывают древности Кушнаренковской культуры.
4. Прафинны
Прафиннское единство сохранялось на протяжении всего II тыс. до Р.Х. Область расселения прафиннов располагалась к западу от Уральских гор — в бассейнах Камы, верхней Вычегды и верхней Печоры. В начале I тыс. до Р.Х., в связи с миграцией части населения далее на запад прафиннская общность распадается на две: прапермскую и празападнофинскую.
5. Пермские народы
Языки удмуртов, коми-зырян и коми-пермяков, чрезвычайно близки и происходят от единого пермского праязыка, обособившегося от прафиннского не позднее VIII в. до Р.Х. В III в. до Р.Х. с обособлением южнопермских племен (предков удмуртов) пермское единство заканчивается. На основе северных пермских племен формируется коми.
Территория расселения удмуртов охватывала районы от среднего течения р. Белой на юго-востоке до Вятско-Ветлужского междуречья на северо-западе. Областью расселения коми оставались верхняя Кама и верхняя Вычегда.
6. Западные финны
Единство празападнофинских племен сохранялось до середины I тыс. до Р.Х., когда эта общность распадается на две: приволжско-финскую и прибалтийско-финскую.
7. Поволжские финны
Под названием «поволжские финны» или «волжские финны» в литературе по финно-угроведению объединяют мордву и марийцев. К ним же относят летописные финоязычные народы: мерю, мурому и мещеру.
Предки мордвы в VIII в. до Р.Х. расселяются на правобережье Средней Волги и в бассейне средней Оки, в долинах Суры, Мокши, Цны и Теши. По-видимому, тогда же на нижней Оке и на территории Мещерской низменности селятся предки муромы и мещеры. В середине I тыс. до Р.Х. произошло обособление двух основных территориальных групп древнемордовского населения: южной, жившей в верховьях Мокши и Суры, позже распространившейся на северо-запад, в долину Цны (видимо — предки мордвы-мокши), и северной, населявшей междуречье Оки и Суры, бассейны рек Теши, Пьяны и др. (предки мордвы-эрзи).
Протомарийско-мерянская общность складывается во VIII—VII веках до Р.Х. на обширной территории от верховьев Волги и Мсты на западе до устьев Оки, Унжи и правобережья Волги напротив устья Ветлуги на востоке и от верхнего течения Костромы на севере до устья Москвы реки на юге.
8. Прибалтийско-финские народы
Появление носителей раннего прибалтийско-финского (= прибалтийско-финско-саамского) праязыка в Прибалтике связано с распространением во второй половине II — начале I тыс. до Р.Х. на территориях современной Новгородской, Псковской, Ленинградской областей, Эстонии, восточной и северной Латвии прибалтийского варианта общности культур Ложнотекстильной керамики. Близость этого варианта культуре Ложнотекстильной керамики Верхней Волги очевидна, она сохранялась и в I тыс. до Р.Х., так что археологи находят возможным говорить о непосредственном влиянии верхневолжской культуры в Прибалтике.
Сложение собственно прибалтийского-финского праязыка происходило уже на территории Ленинградской, Новгородской, Псковской областей, Эстонии и северной и восточной Латвии в ходе взаимодействия племён культуры Ложнотекстильной керамики с балтами, с конца II тыс. до Р.Х. широко расселившихся в Эстонии и Латвии (http://www.proza.ru/2015/07/11/918), и с германцами, которые уже в первой половине I тыс. до Р.Х. начали в довольно значительном количестве пересекать Балтийское море из Скандинавии и селиться в прибрежных районах и на островах Латвии, Эстонии и юго-западной, южной и западной Финляндии.
В результате этой экспансии прибалтийско-финское население разделилось на два массива: южный, давший в конечном счёте начало эстонцам, води и ливам и северный — предков финнов-суоми, финнов-хяме, карел, ижоры, вепсов.
С середины I тыс. до Р.Х. предки прибалтийско-финских народов представляли собой в культурном отношении земледельческо-скотоводческое население, образующее единый достаточно обширный ареал на севере Восточной Прибалтики, побережье Финского залива и в Приладожье, тесно связанное с морем и органично интегрированное в хозяйственную, социальную и культурную жизнь Балтийско-Скандинавского региона.
9. Саамы
Среди финно-угорских народов саамы ближе всего стоят — и по языку, и территориально — к прибалтийским финнам. Считается, что саамский праязык образовывал на более древней стадии особую общность с прибалтийско-финским — прибалтийско-финско-саамский или (в терминологии финских учёных) раннеприбалтийско-финский праязык. Общность между саамским и прибалтийско-финскими языками действительно заметна, однако по своим историческим судьбам, традиционной культуре, антропологическому типу и, наконец, происхождению саамы резко отличаются от прибалтийских финнов и, в общем-то, стоят особняком среди финно-угорских народов вообще.
Данные физической антропологии, этнографии и археологии показывают, что саамы являются прямыми потомками древнейшего (по крайней мере — неолитического) населения Северной Европы. Не исключено, что население это первоначально говорило не на финно-угорском, а на так называемом «палеоевропейском» языке неизвестной генетической принадлежности. Возможно, что переход живших в Фенноскандии палеоевропейских предков саамов на финно-угорский язык, близкий раннему прибалтийско-финскому происходил в течение I тыс. до Р.Х. — I тыс.
10. Финны-суоми
Диалект суоми по ряду признаков сближается с эстонскими, водскими, ливскими диалектами и противостоит хяме, карельскому и вепсскому. Это указывает на происхождение данной племенной группы с южного побережья Финского залива и на длительное сохранение её связей с этими землями. Вопрос о времени появления суоми на территории юго-западной Финляндии остаётся дискуссионным, с археологической точки зрения наиболее вероятно предположение, что это произошло в так называемое «раннеримское время» (рубеж эр — первые века н. э.), когда территория Varsinais Suomi и всё побережье Финляндии вплоть до района сегодняшнего г. Васа подверглись экспансии носителей культуры Каменных могильников с оградками, происходивших, в частности, с территории современных Эстонии и Латвии.
11. Чудь заволочская
В восточном Прионежье, Каргополье и на юге Карелии с середины I тыс. до Р.Х. наблюдается всё возрастающее влияние с востока, результатом чего становится сложение на территории к востоку от Онежского озера Позднекаргопольской культуры, просуществовавшей здесь вплоть до третьей четверти I тыс. Вероятно, с этими процессами связано формирование на означенной территории этнического ядра летописной Чуди заволочской — народа, судя по данным топонимики, существенно отличавшегося от прибалтийских финнов по языку и до некоторой степени близкого, возможно, марийцам.
Рим и его соседи в эпоху империи http://www.proza.ru/2011/10/13/1239