Прогулки по Москве. Арбат, музей Пушкина и...

Татьяна Азарова Плесовских
      Давно хотелось побывать в Москве в музее Пушкина на Арбате. Договорились, что моим гидом будет москвичка Наталья. Мы познакомились с ней заочно на одном из сайтов Интернет-пространства. Наталья вместе с мужем Александром - автотуристы и любят путешествовать на своей машине по разным интересным местам. Они легки на подъём, и вот как-то в начале мая этого года, не долго собираясь, прикатили в  Калугу. Тогда мы и познакомились уже реально. Первым делом посетили Дом-музей К.Э. Циолковского. Затем художественный музей. Я, конечно, в грязь лицом не ударила, мне было что рассказать и о Циолковском, и о его музее, и об интересной истории художественного музея.

      Славный день 8 июля 2015 года. В Москву из Калуги приехала на электричке. С Киевского вокзала совершила приятную прогулку по пешеходному мосту через Москва-реку, а далее по принципу "Язык до Киева доведет". По подсказкам встречных людей дошла до знаменитого Арбата, где мы и встретились с Натальей. Наташа довела меня до дома №53, где располагается музей. Это небольшое двухэтажное здание светло-зелёного цвета в стиле ампир. Точная дата построения неизвестна. В 1812 году во время французской оккупации в здании был пожар. В дальнейшем оно было восстановлено. Мемориальная доска сообщает: "В этом доме жил А.С. ПУШКИН с начала февраля до середины мая 1831 г.". Дом-музей является памятником культуры государственного значения.
     (Фото 1. 5405. Арбат. У музея Пушкина.)

      Для начала Наталья прочитала мне небольшую лекцию, рассказав, что Пушкин снял второй этаж этого дома, пять комнат, незадолго до свадьбы у семьи Хитрово. Накануне свадьбы здесь собрались на мальчишник его друзья и близкие - брат Лёвушка, П. Вяземский, Н. Языков, Д. Давыдов, И. Киреевский, А. Елагин, А. Верстовский, Н. Нащёкин, всего человек двенадцать. Потом мы увидели их портреты в экспозиции музея. Сам музей был открыт 18 февраля 1986 года в день празднования 155-летия свадьбы Александра Сергеевича и Натальи Николаевны.
      

      Именно сюда  18 февраля 1831 года после венчания в церкви Большого Вознесения Александр Сергеевич привёз молодую жену. Здесь состоялась их свадьба и прошли первые три месяца счастливой жизни. А 27 февраля молодожёны давали свой первый бал. Обед был хорош и ещё много танцевали. Наталия Николаевна познакомилась со многими литераторами и передовыми, просвещёнными людьми того времени. Друзья Пушкина в полной мере смогли оценить её красоту, ум и душевную доброту.

      Наталья, мой гид - литератор. Публикуется в различных изданиях. У неё есть страничка на Прозе ру. Пишет на самые разные темы, в том числе и  статьи о Пушкине. Так что она многое знает о жизни и творчестве любимого поэта.

      Перешли через дорогу, здесь скульптуры Пушкина и Наталии. "Здравствуй, племя молодое, незнакомое!" Здравствуйте, Александр Сергеевич! Раньше эту скульптурную композицию видела только в Интернете, а теперь я на Арбате и даже, став рядом, могу сфотографироваться. Авторы изобразили А.С. Пушкина и Н.Н. Гончарову в момент после венчания. Молодые, взявшись за руки, идут вперёд к новой жизни.
      (Фото 2. 1904.  Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Скульпторы А. и И. Бургановы. Архитекторы Е. Розанов и Е. Шумов. 1999 год.)

      С благоговением заходим в музей. Ведь здесь был сам Пушкин!  Уже в фойе чувствуется пушкинский дух. В оформлении использованы графические рисунки поэта, а так же  рукописи с  его рисунками. Вдохновляемся и, спустившись по лестнице, оказываемся на первом этаже.
      ( фото 3. 5470. В фойе при входе в музей.)

      Экспозиция первого этажа посвящается теме "А.С. Пушкин и Москва". Мы увидели  портреты писателей, философов, картины, гравюры с видами Москвы того времени, так же картинки модниц, кавалеров, простых торговцев, извозчиков. То есть перед нами разнообразная, пёстрая жизнь Москвы и москвичей первой половины 19 века.

      Представлены книги, журналы, альманахи и прижизненные издания поэта. Мебель, предметы быта,  подсвечники, зеркала, фарфоровые статуэтки, музыкальные инструменты - всё это помогало восприятию духа того времени. Пушкин жил тогда, видел подобные вещи, пользовался такими. Москва, её быт, традиции, нравы, общество, не раз всё это описывал он в своих произведениях.

Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
      (Фото 4. Пушкин в Москве. Художник Юрий Иванов. 1984 год.)

      Одна из экспозиций посвящается семье Хитрово. Есть документы о бракосочетании Пушкина и Гончаровой. И есть экспонаты рассказывающие о Полотняном, принадлежавшем семье Гончаровых.
      Заметила макет, называется "Модель "Крепостной оркестр" из имения Гончаровых". 1790-е. Дерево, воск, раскраска. Хорошо бы в Полотняный сделать копию.

      Но мы переходим на второй этаж. Святая святых. Здесь Пушкин жил. Впервые у него появился свой семейный очаг, тёплый дом, где он мог уединяться со своей Музой, Мадонной. Здесь говорил слова любви Наталии, радушно принимал гостей, читал стихи, обсуждал животрепещущие темы, строил планы. Просторные светлые залы, комнаты. Декор в стиле ампир. Шторы в стиле того времени красиво обрамляют окна. Наборный мозаичный пол. Это вам не современный линолеум. Здесь каждая досочка вручную прикладывалась. Старинные часы, канделябры, вазы.
      (Фото 5. 5475. В музее.)
 
      На стенах портреты друзей Пушкина, портреты, скульптуры самого  Александра Сергеевича и Наталии Николаевны, рукописи поэта, письма жены, подарки родственников друг другу.

      Меня очень тронула семейная скульптура Пушкиных. За шесть лет совместной  жизни у них родилось четверо детей. Александр Сергеевич в халате. Он стоит у кушетки, любуется домочадцами. Рядом сидит супруга, одной рукой она  держит младшенькую Ташу, сидящую на её колене, другой придерживает Гришу, который играет яблоком с братом Сашей, сидящим у ног матери. Старшенькая Маша стоит за стулом, на маму смотрит. Пушкин очень любил своих детей, гордился ими и любил показывать гостям. В письмах жене постоянно писал о них, беспокоился.
      (Фото 6. fхm. Скульптура А.С. Пушкин и семья. Скульптор А. Бржезицкая.)

      Здесь есть вещи подлинные, принадлежавшие самому Пушкину или Наталье, так же подарки. Они их трогали, пользовались ими, в них до сих пор хранится частичка их души.
      Конторка, над ней портрет Пушкина. На конторке чернильница с арапчонком. Да, Александр Сергеевич никогда не забывал о своём происхождении, гордился своим предком. За этой конторкой, должно быть, немало было написано им сочинений, писем. Очень красивый столик для рукоделия, принадлежавший Наталье Николаевне. Что-то она шила, вышивала для своей семьи.
      (Фото 7. 5444. Конторка с арапчонком. За такой поэт работал.)

      Многие вещи подарены благотворителями. Ведь тот, кто дарит обществу, сам духовно богаче становится. Среди подарков - скульптура государыни Екатерины Второй. Да, да, уменьшенная копия той самой "медной бабушки". В 1775 году императрица побывала в Калуге и в Полотняном. В честь этого события А.А. Гончаров заказал немецкому скульптору Мейеру бронзовую статую Екатерины Второй в виде греческой богини. К тому времени, когда заказ был выполнен, Афанасий Абрамович умер. Потомки отправили статую на склад, где она пролежала 50 лет и досталась Наталье в качестве приданого. Только после смерти мужа Наталия смогла продать "бабушку", которая попала в Екатеринослав, где и стала памятником. Во время войны скульптуру похитили немцы. Скульптор И.В. Макарова, используя старые фотографии, сделала три уменьшенные копии. Одну из них она подарила музею в Полотняном, где я её и видела. Вторую увидела здесь. Подписано, что дар сделал А.В. Руденцов. Спасибо.

      Вообще-то даров много, поэтому музей периодически обновляет экспозиции. Есть повод ещё как-нибудь здесь побывать.

      Обратил на себя внимание бюст Александра Сергеевича. Подписано "И.П.Витали. А.С. Пушкин. Мрамор. Копия с оригинала". Скульптор изобразил поэта в последние недели, дни  жизни, его трагизм, грусть, скорбь, ощущение неотвратимости того, что должно было произойти. Как жаль.

      Но наша экскурсия подходит к концу. На прощание покупаю в киоске буклет "Родословная А.С Пушкина. Предки, потомки, ближайшие родственники" и  маленькую статуэтку Пушкина в полный рост, высота 5,5 см. Там продавались статуэтки и других русских писателей, хорошо бы собрать всю коллекцию. Но, увы, мои финансы поют романсы.

      Выходим на Арбат. А вот и памятник Булату Окуджаве. Спешит, нас не замечает. Полон творческих замыслов. "Ах, Арбат, мой Арбат, ты моё призвание, ты и радость моя и моя беда..." Автор изобразил поэта под аркой, как бы выходящим с арбатского двора. Мы, калужане, гордимся, что творческое становление поэта произошло на нашей земле, а ведь сначала его стихи публиковать не хотели.
      (Фото 8. 5476.  Памятник Окуджаве на Арбате. Скульптор Г. Франгулян. Архитекторы И. Попов и В. Прошляков. 2020год.)

      Арбат - интересная пешеходная улица, народ самовыражается, кто как может. Одни поют, другие танцуют. Художники могут нарисовать ваш портрет. Так же продают,  покупают и просто глазеют. Всё смешалось в доме Арбатском: народ со всего света, разные языки, культуры, одежда, цвет глаз и кожи, все веселы и дружелюбны. Просто праздник мира и улыбок. Хочется ходить и ходить здесь. Но Наталья ведёт меня куда-то в сторону, пытаюсь сопротивляться, но она проявляет настойчивость.
      (Фото 9. 5495. Арбат. Смешение архитектурных стилей.)

      Мы оказались в Спасопесковском переулке,4 у церкви Спаса Преображения на песках. Наталья торжественно объявляет мне, что эта церковь изображена на картине В.Д. Поленова "Московский дворик". Обожаю эту картину, в ней столько простоты и провинциальной прелести. Да, когда-то Москва была и такой. Художник снимал неподалёку квартиру и изобразил то, что видел из своего окна. В 1878 году картина произвела фурор на выставке художников передвижников в Санкт-Петербурге, и Павел Третьяков приобрёл её для своей галереи. Самой церкви уже более трёхсот лет, здание является памятником архитектуры и охраняется государством.
      (Фото 10. 5478. Церковь Спаса Преображения на Песках.)

      А неутомимая Наталья ведёт меня дальше. Небольшая пешая прогулка и мы в Староконюшенном переулке у дома №36. Перед нами крепкое бревенчатое строение, украшенное деревянной резьбой в русском стиле. Мемориальная доска на нём сообщает: "Памятник архитектуры. Деревянный жилой дом последней трети 19 века  /А.А. Пороховщикова/.1871г. Архитектор А.Л. Гун. Охраняется государством". Да, умели наши предки строить и без единого гвоздя. Стоит полюбоваться. Были тогда люди степенны, благонравны, любезны. Ходили не спеша или в пролётках ездили. Эх, старая Москва... А сейчас 21 век. Вокруг всё автомобилями заставлено, нормальной фотографии не сделаешь.

      В 1995 году дом, который тогда находился в аварийном состоянии, взял в аренду на 49 лет актёр Александр Пороховщиков, правнук того самого Пороховщикова. Немало было им сделано, но, к сожалению, актёр умер в 2012 году, а детей у него не было. Там, говорят, сейчас музей Пороховщиковых и клуб какой-то. Впрочем, за домом водятся кой-какие тёмные дела, но это, как говорится, совсем другая история. Так что поспешим отсюда.

      Мы едем на Тверской бульвар. Здесь стоит знаменитый памятник Александру Сергеевичу Пушкину скульптора А.М. Опекушина. Деньги на памятник собирали всем миром , открытие состоялось в 1880 году. Поэт вежливо снял шляпу и склонил голову, он задумчив, он весь в своих мыслях. Может вопрошает: "Ну как вы, люди русские? Много ли пережили, много ли совершили благородных дел во славу Отечества?"  Всякое было, Александр Сергеевич. Но вы по прежнему наше всё. Помним, любим, гордимся.
      (Фото 11. 5499. У памятника Пушкину на Тверском бульваре.)

      Небольшая прогулка по Тверскому. Фотографирую все памятники, которые вижу: Сергей Есенин, Александр Герцен, Климент Тимирязев. Все люди великие. Проходим мимо театра Пушкина. Мой гид Наталья, заядлая театралка, часто здесь бывает и пишет рецензии о спектаклях.
      (Фото 12. 5510. Мой гид Наталья Ромодина у театра имени Пушкина.
      (Фото 13. 5515. Памятник Сергею Есенину на тверском бульваре. Скульптор Анатолий Бичуков.)

      И мы ещё у одной цели. Вот она, церковь Большое Вознесение (Большая Никитская, 36). Именно здесь 18 февраля 1831 года венчались Александр Пушкин и Наталия Гончарова. Она - памятник  архитектуры, истории, культуры и место поклонения всех пушкинистов. На церкви установлена памятная доска, сообщающая о венчании.
      (Фото 14. Храм Вознесения Господня у Никитских ворот.)

      Неподалёку на стене дома большая картина, на которой нарисованы Александр Сергеевич и Наталья Николаевна в день венчания. Какие-то они там лубочные изображены, но вполне в современном духе. А через дорогу находится фонтан с ротондой.  Там мы можем увидеть скульптуры Пушкина и Гончаровой в день венчания.

      К сожалению, уже не было времени посетить храм, надо спешить на электричку. На станции метро "Пушкинская" я попросила своего гида показать мне, где находится бюст Пушкина, читала о нём в Интернете. Последнее фото на память, и мы прощаемся.
      (Фото 15. 5553. Бюст Пушкина на станции метро его имени.)

      Огромная благодарность Наталье за экскурсию. За несколько часов удалось так много увидеть. Теперь мечтаю о следующей поездке. Хочется побывать в музее Пушкина на Пречистенке. А мечты, если сильно захотеть, сбываются.

          Коллаж Натальи Ромодиной.