Честь имею! Часть 50. Исполнение мечты

Александр Ковалёв 7
Воспоминания
преподавателей
         и выпускников училища

Полковник запаса И. Крючков, выпускник 1985 г.

Исполнение мечты

Надо сказать, что с парашютом в училище прыгали и до нас — когда мы пришли на первый курс, во 2-й роте был старшиной киевский кадет (мы его с обожанием называли между собой просто Васька Галушко).
Хотя, конечно, права на такую фамильярность мы просто не имели. С ним в его роте был еще один парень. Они творили чудеса — летали на планере, имели по сотне с лишним прыжков и были для нас как свет в окне, — они добились, значит, и мы добьемся. Они в свое время больше действовали на свой страх и риск, мы решили поставить весь процесс на законную основу.
Курс перед нами (выпуск 1984 г.) тоже был близок к небу — там курсанты попытались в этом смысле самоорганизоваться. Из тех ребят я помню Мишу Цукрука, киевского кадета, с которым мы были братьями еще с суворовского училища, потом он стал генералом милиции, и Витю Галушко, брата того самого Василия Галушко. Правда, радость их была недолгой, но прыжков по пять они успели осилить.
Так что наши устремления имели под собой, что называется, прецедент, и мы решили серьезно заняться именно парашютным спортом с целью подготовить себя для службы в Воздушно-десантных войсках, а заодно проверить себя на прочность и убедиться, что мы на это способны. На курсе нас набралось около 30 человек. В основном костяк этой команды формировался в нашей 2-й роте.
Бесспорным лидером в этом деле был Виталик Берест. Он пришел к нам с флота, но бредил только небом. На этой почве мы с ним подружились. Самыми опытными были Игорь Измалков — он служил срочную службу в ГСВГ, в десантно-штурмовом батальоне 3-й ударной армии (г. Бург) — и Андрей Илютин — он до училища занимался в аэроклубе в Нижнем Новгороде и уже имел три прыжка.
Из остальных помню Володю Даурова, Игоря Тышкевича — минских кадет, Юру Юркова, Игоря Кондаурова — казанского кадета, Олега Зубко — свердловского кадета. Почему так мало осталось в памяти — да просто процесс обучения оказался долог. Поэтому многие из желающих встретиться с небом просто отсеялись на этом пути.
Начальник училища Герой Советского Союза генерал-лейтенант В.А. Ульянов с пониманием подошел в осуществлении нашей мечты, несмотря на то что наш комбат полковник Белозор Алексей Григорьевич и смотрел на нашу затею скептически, тем не менее не мешал и даже помог нам, когда представил начальнику училища список желающих заниматься в аэроклубе, и поддержал нас тем, что ходатайствовал, чтобы дать нам возможность попрыгать.
Когда начальник училища подписывал нам маршрутный лист, в котором был список курсантов и дни, разрешенные для занятий, то он произнес крылатую фразу: «Ну, смотрите у меня, если кто-нибудь из вас не пойдет служить в десантные войска».
Не все, конечно, попали в десант — Игорь Тышкевич погиб в Афганистане первым из нашего выпуска, Андрей Илютин так и сгинул где-то в диких степях Забайкалья, Володя Дауров прошел весь Северный Кавказ и сейчас служит на земле предков. Зато те, кто с легкой руки нашего генерала познакомились с небом, вспоминали его всегда с благодарностью.
Юра Юрков сразу после выпуска попал в Хыров в десантно-штурмовую бригаду и по слухам дослужился там до комбата, потом следы его потерялись.
Виталик Берест попал в ГСВГ, сразу его направили в пехотный полк, там он обивал пороги три месяца, пока его не перевели в десантно-штурмовой батальон.
Олег Зубко отслужил два срока в Афганистане, попал там в кундузский разведывательный батальон, где стал командиром роты. В 1989 г. он со своей ротой выходил из Афганистана после генерала Громова, прикрывая выход наших войск.
Я попал сразу во 2-ю гвардейскую танковую армию ГСВГ, в 1185-й отдельный десантно-штурмовой батальон, прослужил там 6 лет, от командира взвода до командира десантно-штурмовой роты. Потом был спецназ — 4-я бригада специального назначения, потом попал в Фергану в 105-й ВДД, в 609-й отдельный батальон десантного обеспечения. Здесь началось мое становление как офицера воздушно-десантной службы.
После развала Советского Союза вернулся в Россию, попал служить в г. Наро-Фоминск в 119-й гвардейский парашютно-десантный полк 106-й гвардейской ВДД. Начинал служить там командиром 5-й парашютно-десантной роты, окончив курсы офицеров воздушно-десантной службы (ВДС) при Рязанском воздушно-десантном училище, вернулся в полк, был назначен помощником начальника ВДС полка, затем начальником, прослужив в этой должности 8 лет до увольнения в запас.
Так вот был такой случай с нами на третьем курсе, когда мы уже прыгали и к этому все уже привыкли. Наш батальон был на полевом выходе в учебном центре Тарское. По плану выхода должно было быть много стрельб, в том числе и ночные. Но, как назло, в это же время нам как начинающим приобретать опыт парашютистам разрешили в аэроклубе прыгать по три прыжка в день. Нам с Берестом не терпелось поскорее испытать это счастье, поэтому, пройдя, как всегда, пеший марш от училища до Тарского и едва успев переодеться в сухое, мы рванули к комбату — отпрашиваться.