Из поэтического дневника Василия Мазурина

Вера Третьякова
Скромная книга в тонком переплёте на полке в городской библиотеке. Название притянуло своей торжественностью и подзаголовком  «поэтический дневник», но фамилия автора мне незнакома. Открываю книжку наудачу.

29.
Я чувствую –
Мы все
Должны собраться,
Весь мир живой,
Для общего
И важного решенья,
Какого? Я не знаю,
Но громадной,
Необъятной важности,
От которого зависит
              ВСЁ.
Затем мы и живём,
То есть – движемся
Друг к другу…

14 июля 1924 года.

Листаю, читаю дальше выборочно. Удивляюсь, как необычно и проникновенно умеет человек сказать о Высоком  простыми словами жизненного обихода. Любовь к Жизни, глубина философского осмысления – всё трогает и вызывает душевное созвучие.

Кто же он, В.П. Мазурин?
Смотрю, где и когда издана книга: Новокузнецк, 1990 год. Неужели автор жил когда-то в моём родном городе? 

Из вступительной статьи узнаю, что Василий Петрович Мазурин (1872-1939) – народный учитель.  Его жизнь и судьба была тесно связана с кругом последователей Л.Н. Толстого. Семнадцатилетним юношей пришёл он в Ясную Поляну, чтобы увидеть писателя и поделиться с ним своими духовными поисками и сомнениями…  До последних дней своей жизни работал он над пьесами, поэмой, стихами, философскими трудами.  Большая часть его литературного наследия не опубликована.Единственный поэтический сборник был издан в 1926 году в Москве самим автором.

Настоящая книга – второе издание - вышла благодаря «счастливой возможности, которую представил коллективу авторов  (Афузова Т.Б., Жерлицына В.С.,  Милошунас О.Р. – В.Т.)  сын и наследник поэта – Б.В. Мазурин,  проживающий ныне (умер в 1989 г. - В.Т.) в посёлке Тальжино под  Новокузнецком».   

Вот теперь немного проясняется. Действительно, в 1930-е годы  в окрестностях Новокузнецка (Сталинска) жила и действовала коммуна толстовцев «Жизнь и труд».  Организована она была в 1920-х годах в Подмосковье, затем  в начале 1930-х годов коммунары переселились в Сибирь. Первым председателем совета коммуны был Борис Васильевич Мазурин, старший сын поэта*.


Вернемся к поэтическому дневнику Василия Петровича Мазурина. 
Из предисловия, написанного автором сборника 15 ноября 1925 года:

«… Жизнь человеческая есть высочайшая радость сейчас, сию минуту, в этом мире, здесь на земле.
Радость доступна всякому человеку, во всякое время. От самого человека зависит быть счастливым или несчастным. Он может держать свой внутренний мир светлым или темным. Жить при жизни, или умереть при жизни.
Мысль о радости человеческой жизни была много раз выражена мудрецами и поэтами в древности и теперь, на Востоке и на Западе.
Я понял эту мысль вполне уже при конце моей жизни, и тем горячее мне хочется ее раскрыть: ведь нигде в мире нет радости счастья, если их нет в человеке. Радость приносит человека на землю, радость заставляет его цвести, и радость должна унести человека из этого мира…».
   
В книге 118 пронумерованных стихотворений. Написаны они в период с 22 мая 1924 года по 12 сентября 1925 года.


1.
Между двумя
Великими молчаньями, —
Молчаньем до рожденья
И молчаньем после смерти, —
Дано сказать мне слово.
Учусь сказать
Его достойно.
Ведь стоит:
Только раз один
Дано сказать
Мне слово, —
И вдруг испорчу!

22 мая 1924 г.


14.
Нужно понять
Поэзию ребёнка, -
Его великое,
Нагое божество,
Чтобы подходить к нему
С почтеньем и любуясь.
Тогда мы перестанем
Творить детей
По нашему подобью,
А будем разрушать
Кумиры злые наши
Пред их
Судящими алтарями.

22 июня [1924]


44.
Я знаю удивительную жизнь:
Она так радостна
И полна очарованья,
Что сердце готово
Замереть от счастья,
Когда она
Проходит через меня.
Если бы я знал
Такие молитвы,
Или мог бы так плакать,
Чтобы передать
Моё счастье людям, -
Я б испарился
В мольбе и слезах.
Но это не нужно
И недостойно меня:
Во всяком человеке
Такая же жизнь,
Как и во мне.
Моё дело не стоять
На пути света.

6 ноября 1924 г.


52.
Говорят, истина погибает...
         Да нет же:
Разве кто видел
         Молнию под замком?
А истина
         Неудержимее
Молнии.

6 декабря [1924]


53.
Труд и песня!
Он идет в глубь,
К корню,
Что питает,
Она вверх,
В лазурь,
Что радует.
Оба вместе —
Прекрасное дерево.


57. РОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА
Заглушив твой разум,
Жизнь делает через тебя
        Шаг вперёд.
А ты, шелуха,
С тёплым благоговеньем
Льёшь свои соки
На бесконечно близкий
И бесконечно далёкий
Новый росток.
       Страшно!
Если бы человек
Понял до конца
Величие рождения ребёнка,
Никто бы не осмелился
       Быть отцом!

15 декабря [1924]


62. А.Е.М.
Ты права, голубка:
Только под белым пером
Родятся белые птенцы,
Летящие ввысь
И приносящие
На крыльях солнце.
Ну и оставайся пламенем,
Родящим звёзды.
Когда они возвращаются
С высокой прогулки, -
Не чади,
А принимай их
В широкий
Всеобъемлющий свет.

30 января 1925 г.


67.
Радуга венчает лес;
Над месяцем
Сияет звёздочка.
Так и над твоей душой
Звездой и радугой
Горит женская душа.

5 марта 1925 г.


71.
И всё-таки какое счастье,
Какая свобода – жизнь,
Когда не связан
Ни хлебом, ни похотью,
Ни людским мнением.
И кто это догадался
Дать человеку человека!
Какая невыразимая,
Возвышающая радость!

18 марта 1925 г.


79.
Рожь и лён не трудятся.
Они слушают
песнь жаворонка
и улыбаются солнцу.
Оттого их плод
радостен и тепел.
Сердце, ты слышишь
больше льна и ржи, -
отчего же нищ человек?

27 марта [1925]


84.
Боряся с преступлением,
Я сгораю в собственных усильях,
И с грустью вижу,
Как мой пепел
Ложится на цветы,
Какие я храню.

3 апреля 1925 г.


107.
День безумно хорош.
Так и цветёшь
Вместе с полевою геранью,
Так и наливаешься
Вместе с яблоком.
А над тобой
Листва горит!
А для тебя
Ветер шумит!
Паутина блистает
Как молния…
А в душе музыка:
«Ну за что? На что
Мне так хорошо!»

23 июля <1925 г.>


118. СЕРЁЖА
Серёжа девяти лет –
«Беспризорный»,
Ночует под крыльцом,
Разут, раздет.
Всё его богатство –
Глаза, не успевшие
Помутиться от порока.
Мы вокруг него,
Как вороны над падалью:
Знаем чужую боль,
А заботимся
Только о себе.

12 сентября 1925 г.



Примечания.
62."А.Е.М." Стихотворение посвящено жене Анне Егоровне Мазуриной.


* Есть публикация о Б.В. Мазурине на Прозе. Автор Маргарита Школьниксон:
http://www.proza.ru/2013/05/12/942