Ил и Яр как культы плодородия

Тезан
ирригация – irrigatio – орошение, поливка (лат.) > il-rekti – ил ректи (слав.), что означает ил растекать. Славянское «ректи» и «река» одного корня  и означает «говорить», «течь».
Плодородный ИЛ издревле использовали древние народы, древние египтяне, шумеры для орошения своих полей. Египетская река Нил от славянского слова «[n]ил».
Цивилизация шумеров погибла от невозможности проводить ирригацию в результате изменения климата в Передней Азии. Возможно и древнеегипетскую цивилизацию постигла та же участь, как только Нил потерял возможность широкого разлива в период весеннего паводка.
Древнегреческий город Илион (Троя) стоял на месте пролива, соединяющего Средиземное и Чёрное море. Этот пролив называется Геллиспонт или Дарданеллы. Данный пролив сформировался в результате геологической катастрофа в бассейне Чёрного моря (Понта Евксинского). В результате чего образовался водный перешеек с огромными массами ила.
«В результате геологической катастрофы Черное море вначале не было судоходным из-за множества ила. Это подтверждает легенда, что у царя Дардана родились Ил (ил) и Эрихтоний (Эригтоний – ирригация, орошение). От Эрихтона (орошение полей) и Астиохи (стихия) родился Трос или Трой – царя Трои.» [1]
Илистые озёра, заливы, малые озёра с береговым тростником издревле назывались как «лиман», «ильмень», «ильмар», Эти слова состоят из двух корней il- ил (слав.) и mer/mar – море (слав.).
лиман – liman - бухта (греч.) > il-mar – ил-море (слав.)(инв. li, замена r/n).
ильмень/ильмар – il-men/mer – ил-море (слав.)
Почти сакральное почитание «ила» родило название семитских богов Ил, Эл, Илум, Илим, Илуйанка, Элим, Элоах, Элохей и др.
От Илиона  ведут свою родословную римские патриции, род Юлиев через второе имя Энея (Юла).
Но слово «ил» никак не связано с исламским именем бога,  аллахом и вообще с солнцем. Ил – это, как справедливо заметил П. Золин, «земля», то, что делает плодородным землю, гумус (humus). Гумус одновременно удобрение, «говно» (гр.-разг),отсюда древне-славянское название коровы и её мяса – «говяда», получаемое от испражнения животных. Человек (humanus -  лат.) вышел из земли и в неё возвращается после смерти. Солнце же (Яр, Ярило и никак не РА) – это источник энергии, который даёт свет, тепло и существование биологических организмов. Поэтому славяне до христианства были солнцепоклонниками, блюстители солярного культа, что совершенно справедливо для «життя», выживания.

Доказательства в пользу Яра:
радуга - raduga > jar-duga - Яр-дуга (слав.)(инверсия ra)
iridos - радуга (греч.) > jarj-duga - ярый-дуга (слав.)(замена j/i, пропуск g), а не РА-дуга.
iris - радужная оболочка глаза, радуга, ирис (англ.) > jarj/jarkj - ярый (слав.)(замена j/i; пропуск k)
irisated - переливчатый радужный (англ.) > jarostnj/jarcj - яростный/яркий (слав.)(редукция n/d; редукция с/s)
reinbow - радуга (англ.), здесь вообще нет корня РА, rein -дождь (англ.),bow - гнуть, дуга (англ.)
расвет - РА-свет - так переводят сторонники РА слово "рассвет", где рас- приставка, "свет" - корень, забыв, что в слове "рассвет" две буквы "с".
радость > РА-дость (так переводит М.Задорнов и другие "слависты"),что делать с корнем "-дость" ? А если "ради" Христа, что делать с "-ди" ? Нельзя ломать и искажать корень "рад". Есть два варианта этимологии слова "радость":
1. от "рада" - лад, поладить (слав.), срав. украинская Рада.
2. от "радуга" - в значении радужный, радостный, красивый; дуга - улыбка.
А что делать с рало > РА-ло ?
рапсодия - РА-псодия ?, на самом деле rhapsodia > rhapto-oda - сливать, соединять оду (греч.) > crepj-oda - крепить оду (слав.)
раритет - РА-ритет ?, на самом деле raritet > redcij - редкий (слав.)
раскат - рас-кат, а не РА-скат
раскопки - рас-копки, а не РА-скопки
и т. д.
 
Таким образом, на нашей земле есть два источника энергии: солнце и ил (гумус), которые поддерживают биосферу земли. Вокруг этих источников и крутится весь пантеон богов всех мировых религий, формируются прошлые и современные религиозные культы (например, Христос – это наше солнце) и прочие названия гидронимов и топонимов.

Что касается петроглифов, найденных в Прибайкалье и расшифрованных с помощью шумерской трактовки:
«Шумеролог А.Г.Кифишин расшифровал петроглифы, обнаруженные археологами В.Е.Ларичевым и А.П.Окладниковым в Прибайкалье.т Как известно, академик А.П.Окладников опубликовал петроглифы, обнаруженные на берегах Лены, Байкала,Амура и на Алтае. Ларичев и Окладников исследовали археологическую культуру Мальты в Иркутской области, датируемой 20 000 лет до н.э. По мнению Кифишина, обнаруженная археологами близ села Суон-Тит на р. Алдан, наскальная надпись является первой в мире. Сделана она в 18-м тысячелетии до н.э. и означает - если делать шумерские трактовки - следующее:
ama+BARAdara +su-kud-Sin,
что в переводе с шумерского означает: «Ама-терасу осуждена Сином».» [2].
Смею предложить славянскую трактовку петроглифа. Особенность заключается в том, что слово BARA очень похоже на слово «день» в ведийском языке и хинди [4]. Например,
soma-bara – Луна (вед.)/день Луны (хинди). Можно предположить, что ama-bara – именной (назначенный) день. Тогда:
ama+BARAdara +su-kud-Sin > ama-bara – dar – su - kud-sin >
imja -bara – dar – istok- sin-Kud > имя –день – дар- воды- сын - Куд.

Адаптивный перевод мой:
«В именной день даровал воду сын Куд»

Комментарий:
ama – имя, именной/назначенный (праслав.)
BARA – день (вед./хинди)
dara – дарить (праслав.)
su – вода (тюрк.)
kud  - имя Куд (возможно, Курд), курды – один из древних народов Передней Азии.
sin – сын (праслав.)

«Кифишин предложил расшифровки петроглифы десяти пунктов Восточной Сибири(Прибайкалья). Петроглиф со скалы у Хана-Шуулун Кифишин расшифровал как ama-inanna-BARA2 dara-si и перевел: Ама-терасу (судима) Инанной.» [2].

ama-inanna-BARA2 dara-si > ama-inanna -bara –2 - dara – si >
imja - inanna - bara – dar – si > имя-Инанна-день-дар-2-сын

Адаптивный перевод мой:
«В именной день (богини) Инанны даровано 2 ?»

Комментарий:
ama – имя, именной/назначенный (праслав.)
inanna – богиня Инанна
BARA – день (вед./хинди)
dara – дарить (праслав.)
si – ?-  неясно значение si. Это может быть некое приношение, треба.

«По Кифишину и ряду других исследователей, праяпонцы, как и прашумеры, жили в регионе Алтая и Забайкалья(Селенги), где существовал культ Ама-барагеси.
Ама-барагеси упоминается в надписях 2-й Бородинской скалы под Челябинском на Урале (18 000 лет до н.э.), в протошумерском архиве Каменной Могилы в Приазовье (12-3 тыс. лет до н.э.), в архиве месопотамского Ура (3-е тысячелетие до н.э., и в надписях Урнанши из Лагаша (2450 г до н.э.).» [2].

ama+BARA-ge-si > имя-день-желать-?

Адаптивный перевод мой:
«В именной день желает ?»

В своих работах по этимологии гидронима «Ильмень» историк П. Золин сделал обширное исследование и выкладки лингвистического материала (часто противоречивые), но выводы в целом не были сделаны, за исключением того, что Ильмень не финского происхождения (это принципиально для новгородца).
Поэтому данное научное исследование похоже на компиляцию различных исторических и лингвистических материалов. Всё же, исследователь должен делать выводы, пусть даже и ошибочные.
История – это зола, в которой исследователь ищет угольки достоверных фактов, но часто это превращается в пепел небытия.

Ссылки

1. В. Тимофеев, статья «Метаморфозы мифов Древней Греции», http://www.tezan.ru/dan_2.htm
2. П. Золин, статья «Досье к этимологии Ильменя», Проза. ру
3. П. Золин, статья «Илемно, Ильменя», Проза. ру
4. Дни недели, http://www.liveastrology.org/dni_nedeli.htm
5. В. Тимофеев, статья «На каком языке говорили шумеры», http://www.tezan.ru/sum.htm