Фильм Зимняя спячка, Турция, 2014 Часть 1

Максим Странник Петров
Гордыня убивает семью. Начало
Часть 1. Отелло.

Этот фильм получил "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах в 2014 году. И это очень значительное событие в истории европейского кино. Поясню, почему.

Во-первых, признание фильма лучшим европейским фильмом года говорит о том, что проблемы, которые в нём поднимаются, выходят за рамки турецкого общества. Это общеевропейские проблемы. И компетентное жюри это признало. Во-вторых, когда мы будем анализировать фильм, то увидим, что проблема носит общечеловеческий характер и описана она во всех основных мировых религиях, в том числе, в Исламе и Христианстве. Символично, что Турция исповедует Ислам, но находится в Европе. В-третьих, Каннский фестиваль до сих пор может считаться экспертным форумом по оценке современного киноискусства. Он выявляет действительно лучшие образцы европейских кинолент, призванных вскрывать проблемы человечества и говорить о возможных последствиях наших заблуждений.

Не буду писать длинных предисловий. Анализ и так достаточно объёмный. И в дальнейшем каждый сам сможет убедиться в сказанном, посмотрев за последние годы фильмы-призёры Каннского, Венецианского, Берлинского фестивалей. Все они достаточно тяжёлые, но говорят правдиво об опасности жить в постоянном заблуждении относительно того, кто мы, зачем пришли в этот мир и куда должны двигаться.

Итак, тема фильма ГОРДЫНЯ.

"Не войти в Рай тому, в чьём сердце останется гордыня весом хотя бы в песчинку" (Абдулла ибн Масуд).

Уникальность фильма в том, что гордыня здесь не удел только одного героя. Она свойственна фактически всем основным персонажам. Но проявляется по-разному.

В горах Анатолии живёт бывший актёр Айдын. 25 лет своей жизни он отдал театру, но звёзд с неба не хватал. Уже в зрелом возрасте женился на девушке, значительно моложе себя. Детей не заимел.  Его родители оставили ему в наследство гостиницу с примечательным названием "Отелло", несколько магазинов в городе и участки земли. Магазины и земля сдаются в аренду. С них Айдын и его семья кормится. Благодаря этой ренте они могут безбедно жить и не особенно заботиться о куске хлеба. Даже хозяйством и управлением гостиницей занимается помощник Айдына Хидайет и его жена Фатима. В сезон приёма гостей нанимаются горничные из местных жителей. Так что Айдын сосредоточен только на внешней эстетике своей гостиницы, на размышлениях о жизни, что отражается в написании статей для местной газетёнке и мечтах о написании книги об истории турецкого театра. Все конфликтные ситуации с арендаторами решают Хидайет и адвокаты.

Вся семья Айдына теперь состоит из него, его жены и его сестры, которая несколько лет назад развелась с мужем. Детей у неё также нет.

Из всех арендаторов мы видим только одну из беднейших семей района, которая живёт здесь со времён, когда делами занимался отец Айдына. Но именно с ними у Айдына возникает главный конфликт. Который и меняет его размеренную спокойную жизнь. Но именно этот конфликт будит обитателей "Отелло" и выводит их из "зимней спячки".

Эту часть я посвятил главному герою картины бывшему актёру Айдыну.

Айдын и Хидайет едут в машине. За рулём Хидайет.
- Тот пёс заплатил тебе после предупреждения?
- Нет. Ничего не дал. Адвокат сказал, что мы можем выселить его в течение 2-х месяцев.
- Каким образом? Закон на стороне арендаторов.
- Ну, они-то этих тонкостей не знают. Я не думаю, что они способны даже нанять адвоката.
- Бывают моменты, когда мне хочется всех подставить, несмотря на то, что они проходят по протекции моего отца.
- Они считают вас бесхребетным. Поэтому и ведут себя соответственно. Но это не даёт им права так себя вести. Как они смеют не платить арендную плату?
- Да ладно, Хидайет. Что я могу с этим поделать? Неужели я и правда такой мягкотелый? Мы обратимся в суд. Что нам ещё остаётся?
- Вариантов, на самом деле, очень много...

Айдын не знаком с арендаторами. Он ничего не знает про них. Всё, что он может знать про должников, он узнаёт от Хидайета. Он знает, что они не платят и даже адвокаты не смогли выбить из них деньги. Он называет главу семьи арендаторов "пёс". В этом есть что-то унизительное. Айдын относится к должнику как к человеку низшего сорта, как к слуге. Ведь собака - это животное, которое имеет хозяина. Только вдруг это животное вышло из повиновения. Айдына раздражают люди, нарушающие установленные законы и, как мы увидим позже, люди, нарушающие любые принятые в обществе нормы поведения. При этом он не вдаётся в то, почему они так поступают. Для таких людей, как Айдын, главное - внешние приличия. "Бывают моменты, когда мне хочется всех подставить". Для него порядок прежде всего. И любой непорядок надо устранить.

Внезапно брошенный камень попадает в боковое стекло машины со стороны Айдына. Стекло трескается, но выдерживает удар. Хидайет ловит парня, который бросил камень. Оказывается, это сын должника Ильяс. Он, убегая, окунулся в воду и теперь промок. Айдын с Хидайетом отвозят его домой. Хидайет берётся поговорить с отцом Ильяса Исмаилом. А Айдын стоит поодаль у машины и не принимает участие в разговоре. Он первый раз видит своих должников, их дом, двор. На дворе лежит какой-то хлам. Это сильно раздражает Айдына. Ему кажется, что любой культурный человек должен быть образцом в быту. Даже, если он беден. Он пишет статью на эту тему в местную газету под влиянием увиденного: "Нищета всегда существовала. Но даже если у вас всего три оливки, вы можете аппетитно разместить их на тарелке. Или тупо сожрать их из пластикового пакета." И поясняет в разговоре со своей сестрой: "Я говорил тебе, что мы ходили к учителю? (здесь имеется в виду Хамди, младший брат Исмаила, имам). Это наш арендатор. Помнишь? Если бы ты видела, какая там грязь. - Вы заходили в дом? - Нет, нам хватило и сада. Он сравнял его с помойкой. В доме живёт женщина. Но там и близко её руки не чувствуется. Прежде всего, ты сын божий. И должен быть примером для подражания. Неужели так трудно содержать себя в чистоте и порядке? Я прохожу мимо него на улице - просто задрипанный парень! Разве божий человек не должен быть образцом для общества? Даже мысль о нём действует мне на нервы"

Есть такое понятие как ханжество. Вот одно из его определений: "чрезмерная озабоченность приличием поведения и внешности других людей и сопряжённое с этим лицемерное порицание чужих поступков, поведения или взглядов, часто при одновременном допущении их в себе". Коротко можно определить это как приверженность морали, принятой в обществе. При этом общество может быть любым. Оно может быть атеистическим, языческим, быть больным, разлагающимся. Мораль не определяет здоровье общества. Гармоничность общества определяется его нравственностью. Мораль - категория относительная. Нравственность же исходит из тех высших законов Вселенной, которые описываются в святых писаниях мировых религий. Каким должен быть человек, чтобы жить долго и счастливо, в гармонии со Вселенной, чтобы у него рождались гармоничные дети, имеющие благополучную судьбу, чтобы род жил, развивался и процветал. В этом смысл нравственных законов. Но люди, забывающие о Боге, верящие, что всё зависит только от их воли, считающие, что жизнь даётся только один раз, и надо прожить её на полную катушку, сочиняют собственные нормы поведения, которые часто идут вразрез с нравственностью. Мы можем говорить о морали древней Спарты, морали средневекового общества, морали фашизма или коммунизма. Но это не значит, что это будет мораль здорового общества. У турецкого общества есть своя мораль. Общество исповедует Ислам. Оно сильно расслоено в социальном плане. Но многие, особенно те, кто принадлежит к обеспеченным слоям этого общества, прикрываются моралью: "Всегда так было. И поэтому это угодно Богу. Нет смысла пытаться что-то изменить ". Айдын говорит: "Нищета всегда существовала". Его друг Суави вторит ему: "Вся эта нищета и трудности как стихийное бедствие. Другими словами, на всё воля Аллаха. Мы не можем противостоять судьбе". Но общество, в котором нет единства, нежизнеспособно. А единство достигается только путём возможности поставить себя на место другого человека, умения почувствовать душевную боль другого, умения сострадать и сопереживать. Этого-то Айдын и не умеет. Он отталкивается от своего эго. Это позиция сытого человека. Я живу красиво, я культурный человек. Я эстет. Почему же другие не могут так жить? На уровне души он не может объединиться со своими арендаторами. Но сам принцип Единобожия, что в Исламе, что в Христианстве говорит о том, что внутри мы едины, потому что "Бог внутри каждого из нас", т.е. истинная природа человека Божественная. Если мы отделяем себя от других, то тем самым ставим себя, своё эго, своё сознание выше сознания Вселенной. (Эта тема хорошо раскрывается в фильме Тарковского "Солярис". Только преодолев собственный эгоизм, корысть, человек смог наладить свои отношения с космическим разумом "мыслящего океана".)

А между тем, младший брат Исмаила Хамди, пришедший домой и пытающийся сгладить конфликт Хидайета и Исмаила, обращается к Айдыну с желанием достучаться до его души.
"У нас сейчас трудные времена...Мы всегда отдаём свои долги. Покойный отец господина Айдына хорошо знал нас. С ним у нас никогда не возникало проблем. Нам предстоит ещё очень много сделать. Поэтому Вам не следовало поступать подобным образом. (Судебные приставы пришли и силой забрали за долги холодильник и телевизор). Кому стало лучше от того, что мы опозорились сейчас? Разве Вы со мной не согласны? У нас тоже есть гордость."

В данном случае, гордость - это чувство собственного достоинства. Нельзя человека доводить до крайности. Опускать его до животного уровня. Ведь начав судебную тяжбу, Айдын только ухудшил положение этой семьи. Исмаил и так после тюремного срока не мог найти работу. Скандал только ухудшил их положение. Невольно, попустительство Айдына, его невмешательство в дела арендаторов поставило семью Исмаила на грань выживания. "Вы подали жалобу о взыскании задолженности, а могли сначала поговорить с нами. Просто поговорить, это же не сложно?"

Айдын пишет статьи:"...недочёты урбанизации в Анатолии...отсутствие эстетики...о богатстве и бедности". Он рассуждает об этом. Но сам палец о палец не ударил, чтобы как-то облегчить жизнь живущих рядом с ним людей. "Нищета всегда существовала...Разве божий человек не должен быть образцом для общества?" Для Айдына образец - это опять же внешнее поведение человека. А не его душевный мир. "Даже мысль о нём (Хамди) действует мне на нервы." А между тем, поведение Хамди, его лесть, подобострастие проистекают из желания смягчить Айдына, отсрочить выселение их из дома. Но Айдын не хочет этим заниматься. Он выше этого. Он занят высокими материями. Когда же сестра говорит, что лучше писать для более крупных столичных газет - будет больше откликов, отдачи - Айдын сознаётся: "Моё королевство маленькое, но я там царь и бог". Ему нужны читатели и слушатели в ранге придворных и паствы, которые с восторгом глядят ему в рот. В своём районе он уважаем, авторитетен. Занимает высшую социальную ступень. На уровне князька. А кто будет знать его в Стамбуле? К тому же, Айдын очень чувствителен к критике. Т.е., не переносит её. Ему нравится, когда ему поют дифирамбы, хвалят, ценят. И об этом, например, говорит такой эпизод. По электронной почте ему написала девушка, преподающая кройку и шитьё в техникуме. Она сначала вовсю хвалила его статьи и говорила, как трогают они её и коллег по техникуму. Айдыну настолько это было приятно, что он уже готов был согласиться на её просьбу принять посильное участие в строительстве в селе, откуда родом девушка, школы для обучения грамоте женщин села. Но его пыл остудила жена. Нихаль заметила, что есть первоочередные задачи помощи беднейшим школам района, у которых прохудились крыши, нет отопления, не хватает учебников. А тут речь идёт о роскошном здании школы для женщин всего одного небольшого села. В этом сущность Айдына. Он хочет помогать, но не из сострадания, а из эгоизма, дабы получить чьё-то одобрение, повысить свой рейтинг в глазах общественности.

Его жена Нихаль уже долгое время занимается благотворительностью. Но это никогда не интересовало его. Так почему вдруг такой интерес теперь?

Хамди воспользовался неожиданным знакомством со своим арендатором и пришёл к нему, чтобы уладить конфликт мирным путём. Айдын недоволен этим. Он видит грязные ботинки Хамди перед дверью. Хамди сидит у него в кабинете в носках на холодном полу. У него от ног пахнет. И Айдын открывает окно. Потом в разговоре с сестрой он обсуждает этот случай. И она говорит, что этому человеку пришлось пройти пешком много километров по горам, по холоду и грязи. Можно ли его за это осуждать?

Хамди хочет заплатить за разбитое стекло. Но Айдын называет ему высокую цену. Хамди удивлён. Может ли обычное стекло столько стоить. Айдын ссылается на Хидайета и звонит ему. Хидайет называет сумму ещё в 2.5 раза выше. И зрителю становится ясно, что здесь дело нечисто. Такой человек, как Хамди, наверняка имеет представление о порядке цен. А вот Айдын далёк от реальной жизни. Всё делает за него Хидайет и его жена. И он доверяет им. Поэтому, скорее всего, Хидайет просто подворовывает, пользуясь неведением хозяина. И это ещё один признак гордыни. Айдын выше всей этой суеты и бытовых дел. Как говорит Суави: "Ты творческий человек. Ты - художник. Зачем тебе забивать голову этим?" Тоже самое говорит Айдын Хамди:
- Мне принадлежат несколько домов и магазинов в городе. Конечно, не только мне. Моя сестра Неджла - совладелица всего. Если бы я пытался присматривать за всем в одиночку, то у меня не осталось бы времени для работы над книгой и статьями. Всеми делами по аренде и судебными исками занимаются Хидайет и адвокаты. Я порой даже не в курсе, что они делают. А если они мне рассказывают, то я, как правило об этом забываю. Ваш брат сказал мне нелицеприятные вещи. Но я не знал о взыскании задолженности. Я даже не был в курсе, что вы мои постояльцы. Когда аренда не оплачена, адвокаты действуют автоматически.
- Но с тех пор, как Исмаил вышел из тюрьмы, он не всегда может контролировать себя. Никто не даёт ему работу. Вот почему нам нужно время, чтобы встать на ноги. Если бы Вы, господин Айдын пошли нам навстречу и приостановили выселение, мы бы решили вопрос с оплатой в самые кратчайшие сроки. Мы действительно не хотим потерять этот дом. Я провёл всё своё детство в нём.
- Я понимаю вашу ситуацию, но вам следует обсудить это с Хидайетом. Я вообще не в курсе дела. Вам не нужно приходить ко мне. Он в этом разбирается лучше.

И после этого разговора Айдын снова садится писать статью о низменности служителей ислама. "Со своей убогостью, лукавством, неопределённостью этот парень вывел меня из себя и я никак не могу прекратить писать", - говорит он сестре.

И в третий раз происходит встреча Айдына и Хамди. Чтобы умилостивить Айдына и сгладить конфликт, Хамди приходит с племянником Ильясом. Он хочет, чтобы Ильяс лично принёс свои извинения за разбитое стекло и поцеловал руку Айдына. Это не случайно. Целование руки в любой религии, в любом обществе - это признак почитания человека, признание его авторитета, мудрости. Хамди проделывает несколько раз долгий путь через горы с Ильясом. Но Айдын находит отговорку, чтобы не встречаться с ними. Наконец, Хамди приходит в дом Айдына к завтраку. Айдын снова хочет отвертеться. Но женщины убеждают его, что это не очень вежливо. Тогда Айдын приглашает их в дом, предлагает чай. Хамди повторяет свою просьбу. И заставляет Ильяса подойти к Айдыну. Айдыну неудобно отказать Хамди перед женщинами и он протягивает руку. Ильяс теряет сознание. Как выясняется потом, у него пневмония. Во-первых, он искупался в холодной реке, когда убегал от Хидайета. Во-вторых, они проделали несколько раз долгий путь по холоду. А последний раз им, видимо, пришлось выйти очень рано. И к этому прибавилось нервное напряжение. Ильяс бросил камень, мстя за отца. Его дядя силком заставил его идти к Айдыну. Вряд ли Ильяс смог бы искренне покаяться в содеянном. Всё это и послужило причиной болезни.

Что мог бы сделать Айдын в этой ситуации? Отказаться от ритуала целования. Простить Ильяса и не брать деньги за разбитое стекло. И, воспользовавшись встречей с Хамди, договориться об отсрочке платежа за аренду. Но гордец не умеет решать конфликты, потому что у него всегда мир состоит из двух крайностей: добра и зла, чёрного и белого. Нет золотой середины. А разрешение конфликта - это всегда поиск компромиссов. Помните русскую сказку, как мужик медведя дурачил. Он отдавал от урожая то вершки, то корешки. И медведь всё время оставался в дураках. Сначала Айдын наотрез отказывался встречаться с Хамди. А потом сказал под нажимом сестры и жены, что сделает всё, что Хамди попросит. Хамди попросил разрешить Ильясу поцеловать его руку. Но проблему это не решило.

В последнем эпизоде встречи Хамди и Айдына есть одна фраза, которую произносит Айдын. Узнав о том, что пришли Хамди с племянником, и отвечая на вопрос сестры, почему он не хочет принимать их, Айдын говорит: "Просто он (Хамди) взывает к жалости и очень этим раздражает". Жалость, жалеть, сочувствовать, сопереживать. Это всегда работа души. Работа души человека, умеющего любить ближнего своего. А Айдын-то этого не умеет. Он всех презирает за их несовершенство. Ведь взывать к жалости - это просить о снисхождении, о жертве, о милости, о великодушии. Но к этим призывам Айдын глух. Он любое проявление душевных качеств переводит в плоскость внешнего поведения.

И вот один из важных предварительных выводов. Человек, одержимый гордыней, концентрируется на форме выражения, но игнорирует внутреннее содержание. Вспомним то, что мы уже знаем об Айдыне. Он недоволен, что семья арендаторов нарушает правило - платить исправно аренду. Кроме того, они не содержат в чистоте и порядке свой двор. Хамди пришёл в грязных ботинках, у него плохо пахнет от ног. Айдын считает, что даже нищий должен красиво сервировать скудные запасы еды перед приёмом пищи. Т.е., важно выполнять все правила, принятые в обществе, следовать морали этого общества. Но Айдын не знает и не хочет знать о душевных переживаниях людей, их страданиях, проблемах, о причинах долга, о последствиях своих действий: что станет с этой семьёй, если их выселят из дома. Полная неспособность и нежелание поставить себя на место другого человека.

Невозможность увидеть проблему на уровне души человека проявляется у Айдына и в разговоре с сестрой о "непротивлении злу". Он может только буквально по форме воспринимать этот тезис. Для Айдына не может существовать злодей, который готов раскаяться. Зло нужно пресекать и наказывать. В противном случае, оно будет процветать и угрожать существованию общества. К этой теме мы ещё вернёмся, когда рассмотрим состояние мировоззрения сестры Айдына Неджлы.

До сих пор мы лишь косвенно могли делать выводы о характере и мировоззрении Айдына на основе его поступков и слов. Но вот Айдын достал самых близких своих людей: сестру Неджлу и жену Нихаль. И они в эмоциональном порыве, тем не менее, очень точно дают характеристику Айдыну. Если раньше они сами находились в "зимней спячке", пытаясь самообманом заставлять себя поверить, что их жизнь более-менее устроена, то Айдын своим морализаторством и нотациями загнал их в угол. И в общем-то, сделал тоже самое, что и со своими арендаторами. Как в шахматной партии: надо делать ход, а ходить некуда, пат. В такой безысходности человек сбрасывает с себя маску приличий и становится самим собой. И тогда он искренне высказывает то, что думает.

Айдын в разговоре с Неджлой очень хочет знать её мнение о его заметках в газете. Сначала сестра старается корректно высказаться, обходя острые углы. Знает, что Айдын очень чувствителен к критике. Человек, обуреваемый гордыней, не способен критику воспринимать. Он всегда прав. И свою правоту ревностно оберегает. Но Неджла не выдерживает, когда брат обрушивается на служителя ислама Хамди. Он высмеивает его убожество, вспоминает, как сам играл имама в театре в комедии. И Неджла говорит ему:

"Ты нашёл жертву и глумишься над ней. Прекрати изводить бедного человека. Я должна спросить, какую религию, веру, духовность проповедуешь ты? Был ли ты когда-нибудь в мечети? Ты когда-нибудь молился, если рассуждаешь об этом? Ты продолжаешь говорить, что у имама воняют ноги. Как можно? Человек прошёл пешком 10 километров по холоду. И ему пришлось войти в комнату с такими ногами. Я считаю неискренне говорить о духовности, когда ты не проронил слезинки на могиле своих родителей, и даже, ни разу не посетил их."

Вот свидетельство "спящей" души Айдына. Он не умеет сопереживать. И даже к смерти родителей он нечувствителен. Потому что он живёт не чувствами, не сердцем, а головой, сознанием. Неджла обвиняет его в том, что он занимается самообманом. Пишет статьи, критикует других. И думает, что делает важное дело.

"Я бы хотела, чтобы мой порог самообмана был бы также низок, как твой. Тогда я бы с лёгкостью определилась, что мне стоит делать. И вероятно, избежала бы этой скуки. Как тебе не надоедает делать одно и тоже?"

Айдын же пытается оправдать себя тем, что настойчив, занимается самосовершенствованием, творчеством и у него нет ни единой свободной минуты. А скука - это её удел, потому что она не может занять себя делом. "Праздная жизнь далека от чести и совести."

Но Неджла не согласно с тем, что суета - это лучший выход для полноценной жизни. И думать - это не значит жить праздной жизнью.

"Если бы все великие мыслители думали о глобальных проблемах, то мелочи, о которых мы суетимся, решались бы сами собой. Если полететь на воздушном шаре, и посмотреть на город свысока, то можно увидеть деревья, реки и луга. Но нет, вы сосредоточены на одном крошечном пятне."

И снова Неджла обвиняет Айдына в самообмане. Кстати, в фильме это звучит не один раз.

"Для того, чтобы не страдать, ты предпочитаешь себя обманывать. Но надо иметь мужество смотреть правде в глаза."

Таким образом, самообман - непременный атрибут горделивого человека.

"Если ты ищешь что-то реальное, то должен быть готов разрушать стереотипы, если нужно, дорогой Айдын. Но так как ты актёр, ты забыл о реальности, перестал быть собой. Ты перевоплощаешься из одного образа в другой, как прыгает кузнечик. Но есть понятие - быть самим собой..."

И Айдын не выдерживает этой критики. Он нападает на Неджлу, наговорив ей всяких нелицеприятных вещей про её жизнь. После чего сестра уходит из комнаты и до конца фильма мы уже не видим её.

К Нихаль приходят гости. Это благотворительное общество, которое организовала она вместе с местным учителем Левентом. Айдын случайно застаёт это собрание в своём доме. Но его никто там не ждёт. Особенно неприятно ему увидеть там своего друга Суави. Душой компании здесь является Левент. И Айдын начинает ревновать его и к Нихаль и к тому, что никто не обращает внимание на самого хозяина дома. А больше всего задевает его самолюбие то, что Нихаль вызывает его и сообщает ему, что он мешает им проводить собрание.

Всё последующее, конечно, является прямым следствием этих событий. Айдын действует как Отелло (помните, что гостиница называется "Отелло"), только что физически не убивает свою жену, а душит её морально, психологически. Всё это под предлогом проверки законности их благотворительной деятельности.

Нихаль в слезах. Это было последней отдушиной в её жизни, её территорией, которую она защищала. Айдын вторгся туда как завоеватель, не оставляя ей шансов. Она готова бросить всё, уехать в Стамбул. Но понимает, что не сможет сама прокормить себя. Но её состояние как-то начинает воздействовать на Айдына. Что-то зашевелилось в его душе. Мы не знаем всей предыстории их взаимоотношений. Но какой-то серьёзный конфликт в их жизни уже разделил их существование в этом доме. И это тяготит Айдына. Он справляется периодически у прислуги о Нихаль. Он даже подглядывает в её окна. Он использует возможность поговорить с ней, когда читает письмо преподавателя техникума. Он хочет вернуть её любовь, но не знает, как это сделать. И делает в результате прямо противоположное: заставляет себя ещё больше презирать, ещё больше ненавидеть.

Посидев в одиночестве, он возвращает Нихаль документы. Он не будет проверять их и даже жертвует на благотворительность приличную сумму. Но ему очень хочется понять, что же между ними происходит. Он пытается вызвать её на откровенность. Что именно она не может ему простить? В чём его обвиняет все эти годы? И вот Нихаль рисует, пожалуй, самый точный психологический портрет Айдына.

"Ты невыносимый человек. Ты - эгоистичный, злопамятный, циничный... На самом деле, ты образованный, честный, справедливый и добросовестный человек. В целом ты такой. Я не буду это отрицать. Но иногда ты используешь эти достоинства, чтобы задушить, раздавить и унизить людей. Твои высокие принципы заставляют тебя ненавидеть весь мир. Ты презираешь верующих, потому что для тебя вера - это признак инфантильности и невежества. Но ты также презираешь неверующих за отрицание веры и идеалов. Ты не любишь стариков за консервативный фанатизм и отсутствие либеральности. Но ты не любишь и молодёжь за её свободомыслие, пренебрежение и отказ от традиций. Ты защищаешь нравственность общества, но подозреваешь, что все либо воры, либо злодеи. Т.е. ты людей тоже ненавидишь. Ты ненавидишь практически всех. Хотя бы раз я хотела, чтобы ты встал на защиту того, что для тебя имеет ценность, и почувствовал, что это не принесёт тебе личной выгоды. Но это невозможно. В прошлом ты остановил нас, разлучив, используя разные методы. Но может это пошло на пользу обоим. Я была слишком молода, чтобы уйти. У меня не было ни смелости ни денег. Ни чего-то лучшего, куда уйти. Но неужели ты не чувствовал никакого раскаяния, видя молодую, здоровую, гордую, полную жизни женщину, увядающую в пустоте, одиночестве и страхе? Мне было страшно в первые годы брака. А теперь мне стыдно. Мои лучшие годы потрачены впустую. Я растеряла все свои добрые качества в борьбе с тобой. Я стала жёсткая, нерешительная, грубая и подозрительная. Я даже не уверена, что способна выразить что-нибудь. Но наши дороги разошлись, хотя мы и под одной крышей. Каждый должен идти своим путём. У нас могла быть лучшая жизнь. Но теперь слишком поздно."

Айдын пытается реабилитировать себя в глазах Нихаль. Но выступает как актёр. Его высокопарных красивых слов Нихаль уже слышать не может.

"Извини, но я не верю тебе. Я всё это уже раньше слышала. Ты больше не на сцене. Все эти возвышенные слова сейчас для меня звучат смешно. Когда ты начинаешь так говорить, я чувствую, что ты снова обведёшь меня вокруг пальца, чтобы добиться своего. Совесть. Мораль. Идеалы. Принципы. Цель жизни. Ты всегда говоришь эти слова. Слова, которые ты используешь, чтобы унизить, причинить боль или опорочить кого-либо. Когда кто-то оперирует такими словами также часто, то он первый достоин подозрений."

После беседы с Нихаль Айдын понимает, что любит жену. И это значит, что душа его ещё теплится, в ней есть ещё что-то живое. Айдын не хочет делать Нихаль несчастной. Он собирается уехать до весны в Стамбул.

Хидайет везёт его на станцию. Поезд задерживается. Погода ненастная, снегопад, метель. Посидев в маленьком здании вокзала и окоченев там, Айдын передумал уезжать и отправляется к своему другу Суави. У него тепло, уютно. Суави угощает его для согревания вином. И даёт совет.

"Испокон веков есть вещи, которые мы не можем изменить. Нужно быть более гибкими. Не судить людей слишком строго. Принимать вещи такими, какие они есть."

В хорошем фильме ничего не бывает случайно. И у Суави Айдын встречает учителя Левента, которого он так презирает и ревнует к жене. Левент же с радостью встречает Айдына. Он доброжелателен, разговорчив. Втроём с хозяином дома они хорошо выпивают, закусывают. Говорят: что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. К тому же Левент объясняет свою болтливость тем, что в детстве сильно заикался и 15 лет молчал. Так вот, в разговоре он, как бы между прочим, упоминает о таком факте. Когда в одном из районов Турции произошло землетрясение, то к ним в район прибыло много беженцев. И Айдын отказался предоставить им свой отель. Айдына это упоминание сильно задело. Левент задел его самолюбие. Он оскорблён. Он пытается оправдаться тем, что и так тратит большие суммы на благотворительность. Но благотворительность обезличена. А персонально Айдын помочь нуждающемуся не способен. Он всех презирает или ненавидит. В том числе, и Левента. Он чувствует, что Левент образован, умён, общителен, пользуется уважением и симпатиями общества. Айдына же бояться и уважают по его статусу, но никто не любит. У него есть только один друг Суави. Гордыня не позволяет Айдыну терпеть конкурентов. Помните, как он сказал: "Моё королевство маленькое, но я в нём царь и бог". Айдын в рассуждениях о морали, нравственности, совести узурпировал само право рассуждать об этом. Он считает себя нравственным человеком, живущим по совести. Но не может руку протянуть нуждающемуся в помощи. И Левент цитирует Шекспира из "Короля Ричарда III":

"Про совесть трусы говорят одни, пытаясь тем пугать людей могучих. Пусть наша совесть будут наши руки, а наш закон - мечи и копья наши."

Ричард III в пьесе - злодей, лишённый чувств совести, идущий к власти через убийства. Вместе с тем, это талантливый неординарный человек. Но его жажда власти его и губит. Левент сравнивает Айдына и Ричарда. На что Айдын отвечает:

"Судьба непогрешима наша в том, чтоб быть обманутым во всём, на что мы посягаем... Я каждое утро строю великие планы ... и весь день валяю дурака."

Он уже не тот. Он вдруг во многом разочаровался. Он напился, хотя до этого вообще не пил. Ему плохо от осознания того, что его жизнь зашла в тупик в той системе ценностей, в которой он жил.

На следующее утро они втроём пошли на охоту. И неожиданно для себя Айдын убил зайца. Это символ того, что Айдын убил в себе страх перед будущим. Избавился от попытки обмануть себя. Он внутренне уже другой. Он вышел из образа, который представлял как актёр. И он возвращается домой и ведёт внутренний монолог с Нихаль.

"Может я состарился или сошёл с ума, или стал другим человеком? Неважно, что ты думаешь. Но этот новый человек во мне заставил меня вернуться. Не вини меня. Я знаю, что ничего в Стамбуле нет. Для меня там всё чужое, как, впрочем, и везде. Знай, что у меня нет никого, кроме тебя. Я скучаю по тебе каждую минуту, каждый миг. Я никогда не скажу тебе этого, моя гордость не позволит. Я знаю, для меня было бы невозможно, невыносимо оставить тебя. Также, как я знаю, что ты не любишь меня больше. Я знаю - наше прошлое не вернуть. Я не сожалею об этом. Прими меня как слугу, как своего раба. Продолжим нашу жизнь вместе, даже оставаясь каждый сам по себе. Прости меня..."

Я говорил, что гордыней в фильме заражены все персонажи. И об этом я ещё расскажу во второй части статьи. Но если это так, то гордыней больно всё турецкое общество. Ведь в фильме есть практически все его представители: элита, малоимущие слои, представители духовенства и образования. Вспомним, что Турция до сих пор не признаёт геноцида армян. Гордыня не позволяет. Величие и жестокость Османской империи до сих пор не даёт покоя потомкам. Но мы смотрим европейское кино, получившее награду на одном из самых главных кинофестивалей. И это означает признание проблемы в общеевропейском масштабе. Диагноз поставлен всей западной цивилизации. Мир переполнен гордыней. И если преодолеть её каждый не сможет в себе, то не только западное общество, но и нас всех ждёт незавидная участь. Россия - не Европа. Но тенденция такая есть и в России.

Продолжение: [http://www.proza.ru/2015/08/26/1979]