Глава 2-я. Чарджоу областной центр в Туркмении

Александр Зубков 2
     Глава 2-я. Чарджоу – областной центр в Туркмении
     Мы с женой ехали в купе пассажирского поезда к моему новому месту службы – в город Чарджоу.  Под стук колёс вагона вспоминал, что удалось вычитать в областной библиотеке города Мары.

     Город Чарджоу, областной центр Чарджоуской области, Туркменской ССР.  Являясь вторым по величине городом в республике, расположен на востоке Туркмении.   Он  построен на левом берегу реки Амударьи на расстоянии 470 км. от Ашхабада.  Железнодорожная станция Чарджоу располагается на железнодорожной линии Ташкент - Красноводск. От Чарджоу начинается железнодорожный путь на город Кунград, протяжённостью 627 километров. Линия эта идёт вдоль реки Амударья.   Чарджоу имеет древнюю и богатую историю. 
 
     За  годы своего существования  город многократно изменял своё название. Древнее название города — Амуль. С конца XV века до 1924 года, а также с 1927 по 1940 годы город был известен как Чарджуй
(«четыре канала»). В 1924—1927 годах город носил название Ленинск  (Ленинск-Туркменский) в честь В. И. Ленина, затем получил название Чарджоу.            
 
     Численность населения  в начале 60-х годов прошлого столетия была чуть более 110 тысяч человек (в 21 веке город стал быстро развиваться, и его население в наши дни перевалило за 600 тысяч жителей). Чарджоу многонациональный город.  В нём проживают туркмены, русские, узбеки, татары, казахи, армяне и другие национальности. 

     История Чарджоу своими корнями уходит вглубь веков. Прошлое города с самого своего рождения, в начале тысячелетия, обязано "Великому Шёлковому пути", проходящему из Китая через Среднюю Азию в Средиземноморье ещё в Ш-м  веке.  Город  являлся надёжным пристанищем на этой знаменитой дороге, и имел первое название - Амуль. Река, на которой находился город,  в то время называлась Oкс.  Позже реку назвали по имени города, расположенного на его берегах.  Она стала именоваться Амударья, что означает Аму-река. За счёт своего расположения, древний город Амуль имел большое значение на древних торговых дорогах. Здесь была устроена переправа через своенравную и широкую Амударью. Тут сходились торговые дороги.  Причем, отсюда помимо "шелкового пути" они вели в Иран, Индию, Восточную Европу. И шумела под крышами караван-сараев разноязыкая толпа, шла на улицах бойкая торговля товарами из многих стран. Вместе с торговлей развивались и ремёсла.

     На окраине Чарджоу, находится разрушенное городище Амуль.   На раскопках городища долгие годы работала Средне-Амударьинская историко-археологическая экспедиция института истории Академии наук Туркменистана.  Там археологи находили медные монеты Кушанского рабовладельческого государства, относящиеся к I-IX векам нашей эры. Амуль входил в это государство, а после его гибели приобрёл самостоятельность. Позже город вошёл в состав арабского халифата. Арабские историки сообщают, что Амуль представлял собой значительный культурный центр.  Они же утверждают, что "Из Амуля вышло много ученых…"

     В XI веке сельджукские туркмены полностью покорили Среднюю Азию. После этого Амуль переходит в подчинение туркменского царя Чагры-бека. В первой половине XIII века Амуль за оказание сильного сопротивления войскам Чингиз-хана  был полностью разрушен татаро-монголами. Это произошло в 1221 году.

     Знаменитый восточный поэт и полководец Бабур в 1511 году со своим многочисленным  войском проходил около руин древнего Амуля и остановился недалеко от берега реки. Возле его стоянки оказалось 4 арыка. В своём знаменитом произведении "Бабурнамэ" он называет это место "Чахарджуй", что означает "четыре русла".

     В XIII веке город входил в Хивинское ханство, а с начала XIX и до гражданской войны в России, силой был подчинён Бухарскому эмирату.   Освободительная борьба того времени нашла свое отражение в творчестве известного туркменского классика литературы, поэта и патриота Сейитназара Сейди. И в то же время, Бухарский эмират сам являлся протекторатом России и проводил насильственную политику русского царя.

     Во второй половине XIX века в город были переселены уральские казаки. В эти годы, царское правительство России начинает строительство железной дороги от Каспия до Чарджоу. Этим строительством руководил талантливый организатор генерал Михаил Николаевич Анненков. Строительные работы выполнялись в сложнейших условиях пустыни. Приходилось бороться с движущимися песками – их закрепляли, устанавливая вдоль насыпи деревянные щиты, высаживая тамариск и саксаул. Кстати, щиты для задержки перемещающихся песков защищают эти железнодорожные пути до сих пор.

     29 ноября 1886 года первый поезд пришел в Чарджоу со стороны Каспия. Вскоре состоялось официальное открытие станции Амударья. В сентябре следующего года началось возведение через Амударью временного железнодорожного моста. Город стал развиваться.

     17 октября 1898 года началось возведение постоянного железнодорожного моста через Аму-Дарью. Работы были закончены 27 мая 1901 года. Мост получился рекордным, тогда он занимал первое место во всей российской империи и третье место в мире!

     В 1877 году из Турткуля в Чарджев приходит пароход под названием "Самарканд". Это стало началом создания речного пароходства и навигации на Амударье.

     Одной из интереснейших достопримечательностей города являются заповедные места Кугитанга, находящегося к юго-востоку от Чарджоу. Кугитанг - это горная местность с нетронутой цивилизацией природой, изобилующая  редчайшими видами животных и растений. Здесь можно увидеть лунный пейзаж Боя-дага, уникальные карстовые пещеры, плато Динозавров с отпечатками лап доисторических ящеров.

     В годы Советской власти город развивался, строились новые производства. Появился шёлковый комбинат, ватная фабрика, трикотажная фабрика, завод по выделке каракулевых шкурок, хлопкоочистительный завод. Были построены мясокомбинат, винодельческий завод,  завод, перерабатывающий корни солодки. Все эти производства работали на местном сырье.

     В городе появились многочисленные учреждения образования и культуры: педагогический институт, текстильный, речной техникум (ведь рядом судоходная Амударья), медицинское и музыкальное училища, историко-краеведческий музей. Работали Туркменская опытная станция шелководства и опытно-мелиоративная станция. А уже с 1956 года в городе кроме нескольких кинотеатров и парка культуры и отдыха стал работать туркменский областной драматический театр. Из железнодорожных достопримечательностей в Чарджоу сохранились паровозное  и вагонное депо.

     Интересной была информация о климате. Климат в Чарджоу – резко континентальный, очень сухой, со значительными суточными и годовыми колебаниями температур. Зимой здесь тепло, а летом царит настоящая жара. Самая высокая среднемесячная температура отмечалась в июле (+32,2° С). Это означает, что в отдельные дни термометр в тени переползает за отметку +40° С.  В 70 км,  юго-западнее Чарджоу, был зафиксирован абсолютный максимум – +50 градусов в тени. Эту прочтённую информацию  просто принял к сведению. За последний год службы в Мары приходилось бывать в самых дальних местах Туркмении, где климат был не лучше.

     Вспоминая в вагоне идущего поезда, полученную в библиотеке обширную информацию, мысленно благодарил судьбу и своего ангела-хранителя за такой интересный поворот. Но присутствовал и вопрос: «Что нас ждёт с женой на новом месте?»
                Александр Зубков.