Бездна разрушения - Лесков - повесть Соборяне

Елена Сударева
     Есть в русской литературе современнейшее произведение Николая Семеновича Лескова «Соборяне».
     Начало его напечатано было в 1867 году под названием «Чающие движения вод`ы. Романтические хроники». Беря эту книгу в руки, думаешь: ну, конечно, в ней все только о  жизни церкви, об истории... О чем же еще? Но начинаешь читать и с удивлением понимаешь, что  повесть-то эта о нас, о нашей сегодняшней мятущейся жизни! - А потом чуть не на каждой странице хватаешься за карандаш, чтобы сделать пометку, боясь упустить хоть одно слово.   
      
     Зеркало наших сегодняшних духовных хворей  –  вот, что такое «Соборяне».  Зеркало их корней  и  новой  разросшейся кроны. И не перестаешь поражаться, как давно проявились все признаки духовной  болезни страны, и как глухо было общество ко всем призывам  её лечить.
      
     Будто сегодня произносит свой неутешительный диагноз протопоп собора Туберозов в уездном Старгороде:
   
      «…у нас в необходимость просвещенного человека вменяется безверие, издевка  над родиной,  в оценке людей, небрежение о святыне семейных уз, неразборчивость,..  кто же  теперь  ‘маньяк’?   Я ли, что, яснее видя сие, беспокоюсь,  или те, кому все это ясно и понятно, но которые смотрят на все спустя рукава: лишь бы-де по наш век стало, а там хоть все пропади!»1
      
      Повесть Лескова "Соборяне" обнажает путь, которым шла Россия  в ХIХ веке к  катастрофе  начала  ХХ -го, - как вползал червь разрушения  в самую сердцевину  огромной  страны и  начинал разъедать ее изнутри.
      
     Не от фанатиков революции  исходит в художественном мире Лескова главная угроза,  а  от людей без идеалов и принципов, типа Термосесова, авантюриста из Петербурга:
   
     «Хотя это и может показаться странным, но позволительно сказать, что в  Термосесове  была даже своего рода незлобивость,  смешанная  с  бесконечною нравственною  неряшливостию  нахала  и  пренебрежительностию  ко всем людям  и  ко всяким мнениям. Он словно раз навсегда порешил себе, что совесть, честь, любовь, почтение и вообще так называемые возвышенные чувства – все это вздор, гиль, чепуха, выдуманная философами, литераторами и другими сумасшедшими фантазерами».
      
     Именно в  этом  персонаже заключен сгусток энергии распада, действие которой Лесков пытается проследить в своей повести.

     Безбоязненно и самоуверенно Термосесов  провозглашает собственное кредо подрывателя  всех нравственных устоев общества :
   
     «бросьте школы, они вредны;  народ,  обучаясь грамоте, станет святые книги читать. Вы думаете, грамотность к разрушающим элементам относится? Нет-с. Она идет к созидающим, а нам надо прежде всего разрушить» .
      
     Но процесс разрушения требует безусловной ненависти к тому, что уничтожается. Значит - прежде всего - ненависти к своему отечеству. Ведь оно-то и есть та духовная и физическая среда, которая все держит и все скрепляет. Ненависть же эта в повести  Лескова  обильно взращивается в людях день за днем.  А почва для нее, к несчастью, находится даже в женских сердцах.
   
      Вот – новая русская женщина во всем своем жалком отщепенстве - «нигилиствующая»  акцизница  Бизюкина  беседует с Термосесовым:
     «Польки – другое дело, - заговорила акцизница. – Почему другое? – Они любят свое отечество, а мы свое ненавидим».
      
      Эта "новая ненавидящая" женщина из Старгорода податлива как глина и готова принять любые идеи петербургского духовного искусителя.
      
      «У полек, стало быть, враги – все враги самостоятельности Польши, а ваши враги – все  русские  патриоты»,  -  поучает ее Термосесов. На что  Бизюкина убежденно отвечает: «Это правда».
      
      Безошибочно находит Термосесов благоприятную почву - нужных людей - для своих разрушительных целей. Срабатывает его расчет и с Бизюкиной, ведь к  злейшим  своим врагам новомодная провинциалка относит священнослужителей старогородского собора  -  протопопа Туберозова и дьякона Ахиллу,  - как  главных охранителей духовных основ.
         
       Именно православная  церковь, со всем ее трудным земным нестроением, становится главной преградой на пути окончательного духовного растления России, к чему устремляют все свои силы Термосесов и ему подобные.
 
       Настоятель собора в Старгороде, протопоп Туберозов,  с  болью проницает, как сжимается кольцо враждебных сил вокруг его отечества.  И он решается на последний шаг – на подвижничество и страдания, -  за которыми последует его скорая кончина.
         
       Перед всеми собравшимися в храме - чиновными и простыми прихожанами -  священник читает  свою огненную проповедь. Без страха,  подняв крест Христов, он обличает холодные равнодушные сердца, из которых исходит лишь  «наемничья молитва».

       Прожигающими душу словами заканчивает протопоп  свою последнюю проповедь:
      
     «…да соблюдется до века Русь, ей же благодеял  еси!..  не положи ее, Творче и Содетелю! в посмеяние народам чужим, ради лукавства слуг ее злосовестливых и недоброслужащих».
      
       О, как верно  разрушитель  Термосесов, выбрал  направление удара.

       «Хлестните-ка по церкви: вот где язва! Ею набольших-то хорошенько пугните!»  -  наставляет  он  своего давнего знакомца, безвольного  князя  Борноволокова, приехавшего  с инспекцией из Петербурга в уездный Старгород.

       Шантажист  Термосесов  мертвой хваткой вцепился в князя  и теперь вертит чиновником, как ему вздумается. И летит уже в Петербург донос, состряпанный  Термосесовым  и  подписанный князем.

       Не служить больше протопопу Туберозову в храме, а в священнические одежды облекут  его уже усопшего, чтобы  схоронить  по всем канонам древнего обряда.
            
       Но что сломанная жизнь одного протопопа! -  Разве это цель?!!
 
       Амбиции  Термосесова простираются значительно шире: он  жаждет проникнуть в самые высокие государственные структуры  и  подорвать  их  изнутри.

      «Да, и  на кой черт она нам теперь, революция, когда и так без революции дело идет как нельзя лучше на нашу сторону…» - утверждает он.
      
      Какое циничное победоносное заключение!..
      
      Лесков видит,  не может не видеть, что русское общество все больше поддается силам разрушения, все больше запутывается в расставленных сетях.   
      
     Один за другим уходят в мир иной священнослужители  старогородского собора. После всех перенесенных испытаний умирает протопоп Туберозов. Покидает эту бренную землю  и дьякон Ахилла - не в силах выдержать  расставание со своим духовным отцом. Тихо угасает и священник Захария, успев встретить в храме  Светлое Христово Воскресение.

     «Старогородской  поповке настало время полного обновления», -  так заключает автор свою повесть, печальную и светлую, смешную и очень-очень грустную...
      
      И такую поучительную...
      
      
             Октябрь 2012 - сентябрь 2013 года,   Москва

 
Примечания
 

 1. Здесь и далее цит. по: Лесков Н. Соборяне. Повести и рассказы. М.: ДАРЪ, 2008.