Гарантии выживания России

Николай Палубнев
Каждый из нас всеми силами  старается избегать неприятных моментов в жизни.  Проблема  страхов и навязанных стереотипов у современного человека нашла отражение в романе Андрея Геласимова «Холод».  Автор задумал многое сказать обществу из привычно судьбоносного и касаемого личного пространства каждого.  Пусть это и облачено в романную форму, но требует незамедлительного ответа разумной части общества в виде изменения способов насущных решений. Применяя современные литературные методы и элементы культурных кодов, писатель не только пытается захватить и молодёжную аудиторию, а решается осмыслить настоящее посредством уже новых, быстро меняющихся смыслов и языков воплощения. По своим признакам текст больше кинематографический, преобладание диалогов даёт динамику сюжету, но более чуткому читателю от этого не за что зацепиться, трудно найти в событиях и образах героев близкие душевные нотки. Главное действующее лицо, московский театральный режиссёр Филиппов, возвращается на Родину, в Якутск, за необходимыми эскизами к спектаклю и попадает в суровые будни замерзающего из-за аварии города. В начале романа описаны скорбные события молодости героя, когда от измены жены и последующего преступления он пробуждается к жизни идеями античной мощи, при этом разум становится захвачен мистикой театра. Выведен в романе и особенный тип, демон пустоты - альтер эго Филиппова, представляющий, скорее всего, его совесть. К тому же личная судьба заставила грубо выставить претензии к человечеству, завела в резко циничные рамки восприятия. Упоминается и игривое отношение к жизни, часто сменяющееся пульсирующей бедой и леденящей глухотой. Характерным моментом романа выступает образ океана мыслящего холода. В стуже гибнущего Якутска героем предпринимались попытки перевести душевную боль в область физического, но и они не увенчались успехом. По словам автора, случилось «наполнение антисмыслом». Нравственный выбор в финале разрешает мучившую героя судьбоносную проблему. Он снова очищен, свободен для дальнейших, уже более обдуманных, действий. Ответ на свои проступки и вызовы общества нащупан стихийно. Обретены простые истины любви, верности, основательности во всем. Ведь не главное для людей обязательно быть успешными, выпавшие на нашу долю несчастья и испытания ещё способны на чудо, любой невозможный эффект. Режиссёр Филиппов претерпел всю боль холода, когда пространство исчезло, а тело осталось живо лишь во времени. Но этим он и подарил обществу шанс ещё раз раскрыть глаза на собственные интересы, желания, вынужденные ошибки, на возможность в будущем создания личной биографии как чистовика жизни, когда ничего невозможно исправить, но об этом не жалеешь, а ответственность за дела лишь только на тебе самом.